Просвещение в Туркестане в конце XIX-начале XX вв. Начальные училища

По одним данным 1-я начальная школа, на территории Кыргызстана была открыта в 1874 г. в г. Караколе, а в 1875 г. она была преобразована в двухклассное училище. По другим данным первая школа в Кыргызстане открывается 9 февраля 1870 г. в г. Токмаке, а Каракольская школа была преобразована в двухклассное училище не в 1875 г. а в 1879 г. Постепенно приходские одно- и двухклассные мужские и женские училища стали открываться почти во всех городах и русских селениях Кыргызстана.
Наряду с приходскими училищами были широко распространены и церковно-приходские школы, которые были подведомственными Туркестанскому епархиальному училищному совету. Они получили в Кыргызстане довольно большое распространение. Так в начале 1917 г. в Пишпекском уезде их было 18, а в Пржевальском 17. Говоря о приходских и церковно-приходских училищах, нельзя не отметить самый крупный недостаток в их работе - большую текучесть учащихся, - по бедности родителей или по болезни, очень многие учащиеся вынуждены были оставить школу. Учебные программы училищ в Туркестане часто менялись: в 1885 г. был введен 4-х летний курс обучения, в 1885 - 3-летний, а в 1897 г. - опять вводится новая программа, сохраняется только время обучения. Согласно программам, весь учебный материал делится на 3 года. В двухклассных училищах курс обучения длился 5 лет. Основой воспитания в училищах служили нравственные начала: - основная цель заключалась в том, чтобы воспитать в учениках религиозные и верноподданнические чувства. Не случайно закон божий был первым и главным предметом обучения. В целом постановка учебного дела в приходских училищах, особенно сельских, оставляла желать лучшего. Во многих училищах ученики не владели элементарными навыками устной и письменной речи. Тетради по русскому языку, арифметике и чистописанию содержались небрежно, знания по русской истории и географии у многих учеников были недостаточными. В большинстве своем дети не могли отвечать самостоятельно, повторяя за учителем или отвечая на отдельные вопросы. Главная причина этого заключалась в недостаточном уровне подготовки и количестве учителей, а также нехваткой учебников и учебных пособий.
Итак, русские начальные школы в Кыргызстане получили широкое распространение. Не было почти ни одного русского поселения, в котором не имелось бы школы. При этом обучение охватывало почти большинство русских детей школьного возраста и незначительное число «инородцев». Несмотря на ряд недостатков, этих школ, начальные училища играли положительную роль в распространении элементарных знаний среди основной массы населения.