Очерки по истории народного образования в Туркестане

РУССКИЕ И РУССКО-ТУЗЕМНЫЕ ШКОЛЫ В КЫРГЫЗСТАНЕ ВО II ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ ХХ в.


Во второй половине XIX в. Начинается процесс освоения Средней Азии царской Россией. Одним из способов закрепления этих земель за Россией правительство признавало устройство в крае русских поселений. Поэтому в 60-х годах в Среднюю Азию двинулись переселенцы. За более чем 60-летнюю историю переселенческого движения в Туркестан прибыло около 70 тыс. человек, в том числе в Семиреченскую область – 40, СырДарьинскую –27, Ферганскую – около 4 тысяч1.Переселенческое движение заставило власти Туркестанского генерал-губернаторства (создано 11 июля 1867 г.) решать вопросы расселения, обеспечения землей, а также удовлетворения культурных запросов переселенцев. Поэтому царская администрация приступила к организации светского школьного образования в Туркестане. В 1870 г. в Ташкенте была создана комиссия при генерал-губернаторе Туркестанского края для обсуждения вопроса об организации школьного дела и об основных принципах руководства учебными заведениями края (председатель – М.И. Бродовский). Комиссия разработала “Основные положения устройства учебной части и народного образования в Туркестанском крае”. Комиссия отметила, что “условия жизни и общественного положения русского населения в крае определяет необходимость двоякого рода училищ для русских: 1) училищ для детей русских простолюдинов, которые полагают ограничиться элементарным обучением своих детей; 2) училищ для детей чиновников, купцов и других лиц, которые пожелали бы получить общее гимназическое образование. При этом дети простолюдинов могут обучаться совместно с инородцами в открываемых для последних школах”2. В соответствии с “Положением” в январе1876 г. в Туркестанском крае было образовано Управление учебными заведениями3 (в ведомстве Министерства Народного Просвещения).Согласно ему, структура управления образованием в Туркестане включала в себя несколько уровней: Генерал-губернатор участвовал в выработке общей образовательной политики Туркестанского края, он являлся “высшим блюстителем точного и правильного исполнения всех постановлений по учебной части во вверенном ему крае, сохраняя в отношении к оной власть надзора и разрешения…”. Главный инспектор училищ являлся членом Совета при генерал-губернаторе, и его задачей являлось непосредственное наблюдение над школами и ревизия их, связь с Министерством народного образования, назначение учителей, а главное – отслеживание “общего направления и духа воспитания юношества” в образовательных учреждениях. Попечительский комитет, состоящий при Управлении учебных заведений, включал в себя начальников средних и низших местных учебных заведений под председательством главного инспектора училищ. Он собирался в случае, когда необходимо было обсудить общие вопросы учебного дела. Следующее звено – управление образованием на уровне отдельных областей – составляли губернаторы данных областей, которые должны были курировать вопросы образования, административные органы, а также дирекция (в Сыр-Дарьинской области) и инспекция (в остальных областях) народных училищ. Основываясь на потребностях переселенцев и местного населения, в 80-х годах сложилась система народного образования Туркестанского края. Она включала в себя несколько типов школ:➢ начальные школы (приходские училища, цер-ковно-приходские школы, сельскохозяйственные школы, русско-туземные училища и т.д.); ➢ средние школы (гимназии и неполные средние школы – прогимназии).Стратегию образования Туркестанского края разрабатывал его первый генерал – губернатор К.П. фон Кауфман. Являясь чиновником колониальной администрации, он ставил задачу через образование сблизить местное население с Россией, обеспечив в Средней Азии ее интересы. Еще в 1873 г. Кауфман представил царскому правительству “План устройства учебной части и народного образования в Туркестанском крае”. В нем было указано: “Развитие народного образования в крае должно состояться в направлении русских интересов, которые заключаются в развитии экономической стороны населения, его гражданственности и солидарности, его слиянии с основами русской государственной жизни. Но при этом религиозные убеждения инородцев должны остаться вне всякого прямого посягательства со стороны школы, – она отнюдь не должна иметь конфессионального направления”. Исходя из своих представлений о целях образования и средствах их достижения, генерал-губернатор постоянно следил за тем, чтобы в школах было организовано совместное обучение русских детей и детей коренных национальностей. После ревизии школ Семиреченской области Кауфман написал губернатору области Колпаковскому: “Судя по школам, осмотренным мною в Семиреченской области, дети православного вероисповедания обучаются не в одних школах с детьми мусульман. Такое направление народного образования совершенно неверно. Не религиозные различия должны быть в основании воспитания русских православных или русских мусульман, а одни и те же правила, способные сделать тех и других одинаково полезными гражданами России. На этом основании искусственное разделение училищ Семиреченской области на христианские и мусульманские должно быть постепенно уничтожено вашим влиянием на мусульманское население ”2.Русско-туземные школы. Заботясь о распространении школ для детей местного населения, царская администрация стремилась обеспечить подготовку из них кадров, владеющих русским языком, для службы в Туркестанском крае, для чего было необходимо “поставить народное образование в такие условия, при которых оно могло бы широко развиться в массе инородческого населения, и не ограничиваться единичными личностями”. Такую задачу должны были решить в первую очередь русско-туземные школы. В 1885 г. в Ташкенте была открыта “русско-мусульманская школа”. Позднее такие школы стали называть “русско-туземные”. Они имели два класса: основной, “русский” класс, где изучался русский язык и давались начатки общего светского образования; в добавочном – “мусульманском классе” – изучали только мусульманское вероучение, а также арабскую грамоту, поскольку она была тесно связана с вероучением. По содержанию программы русско-туземные школы были отнесены к низшему типу русских начальных школ. Одноклассная русско-туземная школа имела три-четыре отделения, а в некоторых школах существовали еще и подготовительные отделения. О программе в них генерал-губернатор Розенбах писал: “По отношению учебной программы ограничить преподавание сообщением основных начал русской грамотности, т.е. приучением к правильному чтению, письму и счету, арифметики в пределах, строго необходимых для элементарных потребностей инородческого быта, а главным образом направить усилия к возможно более совершенному усвоению туземцами русской речи и наибольшего навыка в употреблении обыденного русского разговорногоязыка”1.Таким образом, акцент в школах делался не столько на развитие ребенка, сколько на прикладной характер обучения, что, конечно, не могло не повлиять отрицательно на уровень образования в русско-туземных школах. Первая школа русско-туземного типа в Кыргызстане была открыта для дунганских детей неофициально еще 3 октября 1884 г. в Каракунузском поселении (недалеко от г. Токмака), входившего тогда в Пишпекский уезд. В 1885 г. в Туркестане были открыты “первые четыре приходских училища, назначенных для обучения детей туземного населения, и введена в них, вместе с русской грамотой, также туземная”2. Одним из этих училищ была русско-туземная школа в Чалдоваре (Аулие-Атинского уезда). В 1886 г. в Туркестане открывается сразу 14 русско-туземных школ, в том числе – в Оше и Пржевальске3.В 1887 г. была выработана “Инструкция” для заведующих русско-туземными училищами Туркестанского края. Согласно инструкции, несколько расширялся состав предметов, изучаемых в русско-туземных школах. С.М. Граменицкий (1859–1918) так характеризует программу училищ: “разговорный русский язык, чтение и письмо по-русски, арифметические действия с целыми числами, ознакомление с важнейшими событиями из русской истории и с важнейшими географическими сведениями. Кроме того, – продолжает он, – при русско-туземных школах состоят туземные учителя, обучающие детей туземной грамоте. Русский и туземный учитель поочередно занимаются с каждой группой учеников училища, так что каждый ученик в течение дня занимается 2 часа в русском классе, и 2 часа вмусульманском”4.В программе указывалась и цель обучения в русско-туземных школах: они “должны служить к сближению некоторой части туземного населения с русским, в виду чего заведующим училищами рекомендовалось самое гуманное обращение с учащимися и совершенное устранение каких-либо наказаний, и, вместе с тем, мягкость в отношении с туземцами, хотя бы наружное уважение к их религии и обычаям и возможно широкие знакомства среди лучшей части туземного общества; изучение местного языка, обычаев и свободный доступ в училище посетителей – туземцев”5.Появление русско-туземных школ было встречено первоначально с недоверием. Широко известны факты “покупки учеников”, когда богатые семьи нанимали ученика, посылая его в школу вместо собственного сына. Но постепенно число учащихся в русско-туземных школах увеличивается. В ошской школе число учащихся колебалось вначале от10 до 20, а с 1899 г. – от 30 до 40 человек. Русско-туземная школа, образованная в 1897 г. В Токмаке, занимала по количеству учащихся первое место среди русско-туземных школ Кыргызстана. В ней обучались киргизские, узбекские, татарские, русские дети, число которых в 1903 г. достигало 120 человек. Наличие русско-туземных школ в Кыргызстане и основной контингент их учащихся позволяют представить следующие данные: Русско-кыргызские школы (8)Сокулукская, Тынаевская, Атбашинская, Толкановская, Сазановская, Покровская, Нарынская, Кетмень-Тюбинская Русско-смешанные (4)Ошская, Пишпекская, Токмакская, Пржевальская Русско-дунганские (4)Мариинская, Александровская, Токмакская и Пржевальская Согласно данным Д. Айтмамбетова, в общей сложности в 1916 г. на территории Кыргызстана действовало 16 русско-туземных школ. В них обучалось около 750 человек, изних 670 – дети местного населения, в том числе 614 мальчиков и 56 девочек. Уровень обучения в русско-туземных школах был различен. Часть из них не имели ни условий для обучения детей, ни подготовленных учителей. В таких школах дети умели в лучшем случае читать по-русски, но затруднялись в разговоре. Однако часть русско-туземных школ имела хорошо поставленное обучение. Образцовыми школами можно назвать Пржевальские мужскую и женскую русско-туземные – как по постановке учебного дела, так и по тому климату, который сложился в школах и в “киргизском интернате” при Пржевальском русско-туземном училище. В русско-туземных школах учились чаще всего дети обоего пола, причем девочек обычно было в несколько раз меньше, чем мальчиков. Но постепенно появляются и специальные русско-туземные школы для девочек. Кроме упомянутой уже Пржевальской школы в Кыргызстане с 1911 г. начало функционировать женское русско-туземное училище в г. Токмаке. В нем обучалось более 30 учениц: татарки, узбечки, русские и несколько киргизок. Первоначально для работы русско-туземных школ не было никаких пособий; но в 90-хгодах С.М. Граменицким были написаны первые учебники. В 1898 г. он издал три книги для чтения. В них были помещены сказки, басни, рассказы русских писателей, содержались исторические и географические сведения о России и Туркестане; сообщались элементарные сведения по естествознанию и т.д. С 90-х годов С.М. Граменицкий издавал также “Начальную арифметику”, которая переиздавалась до 1924 г. При русско-туземных школах с высоким уровнем обучения открывали вечерние курсы и воскресные школы для взрослых, желающих изучать русский язык. Таким образом, русско-туземные школы стали центрами изучения не только русского языка, но и центрами знакомства с русской культурой. Русские начальные школы. Реформа в области образования явилась одной из важнейших среди комплекса преобразований 60-хгодов в России. В 1864 г. было опубликовано “Положение о начальных народных училищах”, согласно которому в Российской империи расширялась сеть начальных учебных заведений, которые делились на три вида: 1. Земские школы, создававшиеся силами местных земских учреждений. 2. Церковные школы. 3. Начальные училища Министерства народного просвещения. Начальные училища Министерства народного просвещения – это одноклассные и двух-классные приходские училища со сроком обучения от 1 до 6 лет, дававшие элементарное образование. Они были учреждены еще на основании “Положения” от 1828 г. и распадались на два типа: городские и сельские. В Кыргызстане в городах большей частью существовали отдельные мужские и женские училища, в селениях же почти все приходские училища предназначались для совместного обучения. В приходские училища допускались все дети, в независимости социального положения и вероисповедания. Мальчики принимались не моложе 8 лет, а девочки – не старше 11–12 лет. Управление одно-классными начальными училищами осуществлялось попечителями учебного округа, директорами и инспекторами народных училищ2. Первая приходская школа в Киргизии, где обучалось 25 детей, открывается 9 февраля1870 г. в г. Токмаке. В 1874 г. была основана Каракольская школа совместного обучения. Затем приходские одноклассные и двухклассные мужские и женские училища начали открываться почти во всех городах и русских селениях Киргизии. В числе первых школ в Пишпекском уезде были: Пишпекские мужское и женское училища, которые начали свою работу с 1879 г. Беловодское и Карабалтинское мужские училища, открытые в 1880 г. И Сокулукское (Ново-Троицкое) мужское училище, действовавшее с 1883 г. В Пржевальском уезде в 1885 г. открылись Преображенское (Тюпское), Сливкинское (Покровское) и Сазоновское мужские училища. В Таласской долине работали училища вселениях Дмитриевском (ныне Таласское) – с 1888 г., Александровском (ныне Кировское), Покровском – с 1890 г., Грозненском, Ключевском, Романовском и Орловском – с 1893 г. (последние два были немецкие). В Толкановской волости, которая в то время входила в Аулие-Атннский уезд Сыр-Дарьинской области, существовали училища в селении Чалдоварском – с 1885 г., Николаевском (ныне Панфиловское) – с 1890 г. На юге Кыргызстана первой была открыта Ошская приходская школа совместного обучения в 1878 г.1В одноклассном училище, согласно учебному плану, изучались следующие дисциплины: русский язык с чистописанием, славянское чтение, арифметика, Закон Божий, пение. В последствии к этим предметам добавился урок рукоделия. Некоторые из одноклассных училищ впоследствии были преобразованы в двухклассные начальные (на основании Положения1869) и городские (по “Положению о городских училищах” от 31 мая 1872 г.). Двухклассные начальные училища – это школы повышенного типа с 5- и 6-летним сроком обучения. Обучение в таких училищах было раздельное. Первые 3 года обучения (1-йкласс) соответствовали курсу начальной (одноклассной) школы; 4-й и 5-й год (2-й класс) включали русский язык, арифметику, элементы естествознания, физики, геометрии, истории, черчения, церковного пения; необязательные предметы: гимнастика, ремесла, рукоделие, садоводство, огородничество, пчеловодство. Лучшие ученики имели право поступать в учительские семинарии2. Так, Каракольская школа совместного обучения была преобразована в 1879 г. в Пржевальское двух-классное училище; Лепсинское приходское училище с 1890 г. также стало двухклассным. Двухклассные училища открылись затем в городах Токмаке и Оше, а позже и в таких русских селах, как Беловодское Пишпекского уезда, Теплоключенское и Сазановское Пржевальского уезда, Дмитриевское (Таласское),Покровское, Грозненское, Чалдоварское и Карабалтинское – Аулне-Атинского уезда. После опубликования “Положения” от 25июня 1912 г. появился новый тип училища –высшие начальные училища. Все остальные упомянутые типы стали считаться низшими училищами. В Пишпеке в начале ХХ в. было 5 приходских училищ разного типа: 2 женских и 3 мужских училища. Одно из мужских училищ получило статус городского. Еще одно городское училище находилось в Пржевальске(с 14 августа 1914 г.)3.В городских училищах преподавали закон Божий, русский и церковнославянский языки вместе с краткой историей русской литературы, арифметику, практическую геометрию, географию и историю России с необходимыми сведениями из всеобщей истории и географии, естествознание, физика, чистописание, черчение, рисование и пение. При городских училищах также разрешалось открывать ремесленные классы, воскресные и вечерние школы для взрослых. Исходя из этого “Положения”, при Пржевальском городском училище были открыты ремесленные классы, а при Пишпекском – классы ручного труда, где ученики получали профессиональную подготовку. В 1876 г. училищам дано право проводить испытания на звание учителя начальных классов. Учащиеся, успешно прошедшие курс первых четырех лет городского училища, могли поступать без испытаний в первый класс гимназии или реальных училищ. Ученики же, окончившие полный курс обучения городского училища, получали право поступления на государственную службу. Некоторое распространение в Кыргызстане получили и церковно-приходские школы, создаваемые по “Положению” 1884 г., подведомственные Туркестанскому епархиальному училищному совету. Первые церковноприходские школы открылись в селениях Беловодском, Георгиевском, Дмитриевском, Лебединском, Ивановском и в г. Токмаке Пишпекского уезда, Сазановском, Теплоключенском, Джергесе, в укреплении Нарын Пржевальского уезда. В начале 1917 г. в Пишпекском уезде их было 18, а в Пржевальском – 17 с общим контингентом учащихся около 1500 человек. Целью церковноприходских школ было воспитать “ревностных христиан православной церкви и добрых слуг царю и отечеству”. В церковно-приходских школах преподавались чтение, чистописание, первые 4 действия арифметики, священная история, сокращенный катехизис. Но наибольшее внимание в них уделялось преподаванию Священного Писания. На территории Кыргызстана существовали также сельскохозяйственные школы – в г. Пржевальске (с 1 сентября 1888 г) и в г.Пишпеке (1890 г.), где детей обучали земледелию, садоводству, луговодству. Они получали также элементарные навыки огородничества, лесоводства и скотоводства, а также шелководства и табаководства. Однако данный тип училищ не получил широкого распространения в Кыргызстане. Среднее образование. Основой среднего образования в Российской империи были мужские и женские гимназии с 8- и 7-летним сроком обучения. 19 ноября 1864 г. был принят “Устав гимназий и прогимназий”, по которому создавались прогимназии (с сокращенным до 4–6 лет сроком обучения и облегченной программой по ряду предметов). При женских гимназиях также могли организовывать одно-двухгодичные дополнительные педагогические классы. В Кыргызстане вплоть до начала 1910 г. не было гимназий и прогимназий. Но по мере роста числа тех, кто получил начальное образование в приходских училищах и иных формах начальных школ, делалось необходимым для Кыргызстана появление учебного заведения, дававшего среднее образование. “26 декабря 1912 г. состоялось открытие Пишпекской мужской гимназии. Общее число учащихся гимназии к 1 января 1916 г. было154, в подавляющем большинстве это были дети из русских зажиточных семей. В марте 1911 г. Собранием уполномоченных г. Пржевальска было принято решение о создании в Пржевальске четырехклассной женской прогимназии с приготовительным классом. В октябре 1911 г. прогимназия была открыта. В ней было на 1 января 1916 г. 94 ученицы. В г. Пишпеке существовало частное женское училище 3-го разряда, которое в 1916 г. было преобразовано в Пишпекскую женскую прогимназию, находившуюся в ведении города. В ней среди 190 учениц было 11 девочек-киргизок”1. Таким образом, в Кыргызстане появляются учебные заведения, дающие среднее образование. Для гимназии существовала типовая программа, утвержденная Министерством народного просвещения. Однако изучение предметов в Пишпекской гимназии дополнялось сведениями по истории и географии Туркестана. Так, и в училищах, и в гимназии были пособия, “составленные” М.В. Лавровым – наставником Первой мужской гимназии Туркестанской учительской семинарии, затем – директором 2-й Ташкентской женской гимназии. Одно из пособий – “Настенные таблицы для классного употребления, с перечислением титулования Высочайших Особ, краевой администрации, относящейся к народному просвещению и главнейших событий из истории утверждения Русского владычества в Туркестане”; второе – книга “Туркестан. География и история края”. Эти книги давали детям общие сведения об истории, географии, этнографии Туркестана. Это один из первых известных нам случаев включения в содержание образования местного материала, и поэтому он заслуживает внимания. Подводя итоги, можно отметить, что в конце XIX – начале ХХ в. в Туркестане произошло становление светской русской системы образования, включавшей различные виды начальных училищ и средние учебные заведения (гимназии и прогимназии). По данным К.Е. Бендрикова, охват начальным образованием русских детей в возрасте 8–11 лет составил: в Семиреченской области – 60,0%, Сыр-Дарьинской – 95,0%1. Значительно меньший процент составляли среди обучающихся кыргызы: в Пишпекском и Пржевальском уезде их было всего 2,02%, а грамотных было в 1897 г.– 1,39%. В 1912 г. этот показатель несколько повысился: численность кыргызского населения грамотных и учащихся составила 4,8%, из них мужчин – 8,5,%, женщин – 0,2%2. Население Киргизии в последней трети XIX – начале ХХ века (по материалам северных районов). – Фрунзе: Илим,1989. – С. 67.Тем не менее, в Кыргызстане на 800 тысяч населения в 1913 г. было всего 107 русских школ разных типов с общим контингентом учащихся примерно 7041 человек; а число кыргызов во всех этих учебных заведениях составляло всего лишь 574 человека. Учительствовали в школах Кыргызстана 216 народных учителей3.Несомненно, что русские и русско-туземные школы, существовавшие в то время на территории Кыргызстана, не могли обеспечить высокий уровень образования населения, но они внесли свой вклад в пробуждение в крае интереса и воспитании потребности к образованию.



Текст: Л.Ю. Марченко – ст. Преподаватель