Образование и развитие советской национальной государственности Киргизского народа.

Образование и развитие советской национальной государственности Киргизского народа.

Кусергенов, С.

В. И. Ленин придавал большое значение созданию национальной государствен­ности народов Средней Азии и требовал всестороннего изучения и тщательной под­готовки решения этого сложного вопроса[1].

К 1924 г. в Средней Азии сложились условия, необходимые для практического решения проблемы национально-государственного размежевания среднеазиатских рес­публик. В результате национально-государственного размежевания в Средней Азии в октябре 1924 г. вместо Туркестанской АССР, Бухарской и Хорезмской Советских Социалистических Республик были образованы: Узбекская ССР, Туркменская ССР, Тад­жикская АССР в составе Узбекской ССР, Кара-Калпакская автономная область в составе Киргизской (Казахской) АССР, Кара-Киргизская автономная область в со­ставе РСФСР[2].

В состав Кара-Киргизской автономной области из Туркестанской АССР отошли: Караколский и Нарынский уезды и часть Жетисуйской (Семиреченской) области — Пишпекский уезд; 10 волостей Андижанского уезда, 10 волостей Наманганского уезда, 5 волостей Ферганского уезда, 2 волости Кокандского уезда и Ошский уезд (целиком) Ферганской области; 14 волостей (Таласский участок) Аулиэ-Атинского уезда Сыр-Дарьинской области[3]. Так, в результате национально-государственного размежевания произошло объединение разрозненных по отдельным областям, уездам Туркестанской АССР земель киргизского народа в одно целое — Кара-Киргизскую автономную об­ласть и была создана национальная государственность киргизского народа. В момент ее создания Кара-Киргизская автономная область характеризовалась следующими дан­ными: в административном отношении область делилась на 2 округа и 75 волостей; территория составляла 171966 кв. верст, население — 736834 человека, из них сель­ского — 670 тыс., а городского — 66 834; по национальному признаку население дели­лось: кара-киргиз — 467 889, или 63,5%, русских — 123 788, или 16,8%, узбеков — 113 472 или 15,4%, и других национальностей — 31685 человек, или 4,3%; число грамотного населения составляло 5% к числу жителей; всех хозяйств насчитывалось 151 460, из них по переписи 1917—1920 гг. было занято земледелием, животноводством в кочевых и полукочевых районах — 51 134; крупная заводская промышленность почти отсутство­вала, мелкая же, кустарного характера обслуживала местные нужды; торговля была слабо развита и сосредоточилась главным образом в городах и крупных селениях[4].

Форма государственной автономии была избрана киргизским народом, исходя из учета количества населения и полного отсутствия опыта управления государством[5]. Высшим органом власти в области был съезд Советов. Однако вначале, до созыва первого Всекиргизского Учредительного съезда Советов, в качестве временного органа власти и управления действовал Революционный Комитет. Революционный Комитет Кара-Киргизской автономной области был создан в составе 17 человек постановлением ЦИК Туркестанской АССР от 18 ноября 1924 г. и утвержден постановлением Прези­диума ВЦИК от 21 октября 1924 г.[6]. Революционный Комитет приступил к работе 12 ноября 1924 г.; на первом пленуме был избран Президиум ревкома в составе 7 че­ловек [7].

На Революционный Комитет были возложены объединение и организация всей со­ветской деятельности в Киргизии, проведение в жизнь постановлений Советской вла­сти, руководство деятельностью местных Советов, принятие мер к поднятию экономи­ки и культуры Киргизии. Деятельность ревкома протекала в условиях острой классо­вой борьбы. Руководствуясь указаниями Коммунистической партии и Советского пра­вительства, Революционный Комитет провел в жизнь ряд важнейших мероприятий, направленных на укрепление власти Советов в Киргизии. Ему непосредственно подчи­нялись все местные советские органы и исполнительные комитеты на местах. Он имел право отменять решения окружных, кантонных, волостных и сельских Советов, сооб­щая о важнейших случаях центральной Советской власти.

Выполняя свои функции до созыва Учредительного съезда Советов, ревком провел 'большую работу по подготовке и проведению выборов районных и волостных Советов, но перевыборам аульных и сельских Советов, после чего были созваны волостные и окружные съезды Советов, избравшие делегатов на окружные съезды Советов и на Учредительный съезд Советов Кара-Киргизской автономной области.

Учредительный съезд проходил с 27 по 30 марта 1925 г. в г. Пишпеке. На нем Присутствовали 135 делегатов (106 — с правом решающего и 29—-с правом совеща­тельного голоса), в том числе: киргизов — 81, русских — 29, других национальностей — 25; из них коммунистов было 93, комсомольцев — 5, беспартийных — 37 [8].

Учредительный съезд Советов, юридически закрепивший образование киргизской национальной государственности в форме автономной области, обсудил доклады и принял постановления о землеустройстве, о деятельности Революционного Комитета, о сельском хозяйстве, о сельскохозяйственной кооперации, о задачах просвещения. На последнем заседании Учредительного съезда были избраны областной исполком в составе 51 члена и 19 кандидатов, представителей в Совет Национальностей СССР, 11 делегатов на Всероссийский съезд Советов[9]. Облисполком на организационном заседании 31 марта 1925 г. избрал свой президиум и образовал отделы и управления[10]. В связи с тем, что съезд предложил опустить в наименованиях оскорбительно зву­чащую приставку «кара», что означало «черный», ВЦИК РСФСР постановлением от 25 мая 1925 г. переименовал Кара-Киргизскую АО в Киргизскую автономную область[11].

Таким образом, трудящиеся Киргизии под руководством Коммунистической партии и при братской помощи народов СССР создали свою национальную государственность в виде автономной области в составе РСФСР.

Образование Киргизской автономной области явилось крупным историческим собы­тием в жизни киргизского народа. С вхождением в нее всей территории Киргизии осу­ществилась многовековая мечта киргизов о консолидации его в социалистическую нацию и создании своей национальной государственности. Образование Киргизской автономной области еще более укрепило диктатуру пролетариата и органы Советской власти на местах, создало новые предпосылки для дальнейшего осуществления ленинской национальной политики, для развития советской демократии и государственности.

Выполняя волю киргизского народа, выраженную Учредительным съездом, прези­диум облисполкома 6 декабря 1925 г. вошел в Президиум ВЦИК с ходатайством о преобразовании Киргизской автономной области в Киргизскую АССР[12]. Исходя из принципа самоопределения народов и воли самого киргизского народа, в целях пре­доставления трудящимся Киргизии более широких возможностей для проявления тру­довой инициативы и самодеятельности в социалистическом строительстве, Президиум ВЦИК 1 февраля 1926 г. постановил преобразовать Киргизскую автономную область в Киргизскую АССР. Это постановление было внесено на утверждение третьей сессии ВЦИК XII созыва. Сессия ВЦИК, работавшая 8—28 ноября 1926 г., заслушала от­четный доклад исполкома Киргизской автономной области о его работе и поддержала просьбу Киргизской автономной области о преобразовании в Киргизскую АССР[13]. XIII Всероссийский съезд Советов 15 апреля 1927 г. окончательно узаконил образование Киргизской АССР [14].

В соответствии с решением третьей сессии ВЦИК, начиная с ноября 1926 г., по всей Киргизии развернулась подготовительная работа по созыву Учредительного съез­да Советов Киргизской АССР. Сельские и волостные Советы избирались в январе 1927 г.; кантонные съезды Советов рабочих и дехканских депутатов во Фрунзенском, Каракольском, Нарынском кантонах проходили в январе, в Чувайском, Таласском, Ошском, Джалал-Абадском— в феврале 1927 г.

Первый Учредительный съезд Советов Киргизии АССР состоялся 7—12 марта 1927 г. в г. Фрунзе. На съезд Советов прибыл 231 делегат; из них 204 делегата с ре­шающим голосом и 27 — совещательным. Состав делегатов характеризовался следую­щими данными: мужчин — 216, женщин — 15; по социальному составу: рабочих — 4Я (из них от станка—16), служащих (в том числе военных)—72, учащихся — 3, кре­стьян— 116; по партийной принадлежности: членов и кандидатов ВКП(б) — 192, ком­сомольцев— 7, беспартийных — 32; по национальному составу: киргизов—115, рус­ских — 72, узбеков — 19, уйгур — 8, татар — 4, казахов — 2, дунган — 2, других нацио­нальностей—9; по образованию: с высшим образованием—4, средним—31, низшим — 176, малограмотных—12, неграмотных — 8 делегатов; по возрастному признаку: до 25 лет — 38, от 25 до 35 — 79, от 35 до 40 лет — 88, от 40 до 60 лет — 26 [15].

Съезд, проходивший под безраздельным влиянием Коммунистической партии, со­брался в тот период, когда в результате десятилетнего существования Советской вла­сти укрепилось международное и внутреннее положение страны, когда рабочий класс, трудовое крестьянство, победив врагов революции, занимались творческой созидатель­ной работой по строительству социализма.

Основным пунктом повестки дня съезда был вопрос о самоопределении киргизов. На первом заседании было оглашено постановление третьей сессии ВЦИК о преобра­зовании Киргизской автономной области в Киргизскую АССР и принята Декларация об образовании Киргизской Автономной Советской Социалистической Республики[16]. Декларация явилась конституционном актом, в котором были законодательно закреп­лены исторические завоевания трудящихся Киргизии за годы Советской власти и определены основные конституционные принципы Киргизской АССР. Вместе с тем Декларацией были определены и задачи социалистического строительства, дальнейше­го развития советской национальной государственности, экономики и культуры киргиз­ского народа. Учредительный съезд избрал — ЦИК Киргизской АССР — высший ор­ган государственной власти республики в период между съездами Советов в составе 123 членов и 27 кандидатов.



Первая сессия ЦИК Киргизской АССР первого созыва состоялась 12 марта 1927 г. Сессия избрала Президиум ЦИК Киргизской АССР — высший орган государственной власти в период между сессиями ЦИК (в составе 17 членов и 6 кандидатов), а также председателя Президиума, его двух заместителей и секретаря. На сессии было обра­зовано первое Правительство Киргизской АССР — Совнарком, утвержден председатель СНК, два его заместителя, представитель Киргизской АССР при Президиуме ВЦИК, а также комиссары: финансов, земледелия, труда, внутренних дел, просвещения, здра­воохранения, РКИ, социального обеспечения, юстиции, торговли; председатель СНХ, председатель главсуда, начальник управления водхоза, управляющий ЦСУ[17]. Этим было завершено создание высших органов государственной власти и государственного управления Киргизской АССР — Всекиргизского съезда Советов, ЦИК Советов Кир­гизской АССР, его Президиума, Совнаркома Киргизской АССР и наркоматов, деятель­ность которых до принятия Конституции Киргизской АССР регулировалась Положе­нием о государственном устройстве Киргизской Автономной Советской Социалистической Республики, утвержденным и введенным в действие постановлением Президиума ВЦИК и СНК РСФСР от 21 марта 1927 г.[18].

Таким образом, Первый Всекиргизский учредительный съезд Советов вошел в историю Киргизии как знаменательная историческая дата. Он явился съездом, обра­зовавшим Советское социалистическое государство киргизского народа, закрепившим диктатуру пролетариата и наметившим дальнейшие пути экономического и культурно­го развития Киргизии в великой семье народов Союза ССР под руководством Комму­нистической партии.

Образование Киргизской АССР явилось новым блестящим доказательством осу­ществления ленинской национальной политики, новым и более высоким этапом раз­вития социалистической государственности киргизского народа.

Конституция Киргизской АССР была принята на втором Всекиргизском съезде Советов 30 апреля 1929 г. Она стала основным законом Советского Киргизстана в период перехода от феодализма к социализму, соответствовавшим периоду диктатуры пролетариата, когда Киргизская республика решила задачи построения социализма, минуя капиталистическую стадию развития.

На основе политического, хозяйственного и культурного развития киргизского на­рода в последующие 10 лет была создана возможность для выделения Киргизии в самостоятельную союзную республику и непосредственного вхождения в Союз ССР. Чрезвычайный VIII съезд Советов СССР, работавший с 25 ноября по 5 декабря 1936 г., принял новую Конституцию СССР, в соответствии с которой был образован ряд новых суверенных союзных республик, в том числе Киргизская ССР. Победа социализма и. преобразование Киргизии в союзную республику вызвали необходимость разработки и принятия Конституции Киргизской ССР. После всестороннего обсуждения проекта; Конституции Чрезвычайный V Всекиргизский съезд Советов 23 марта 1937 г. утвер­дил Конституцию — Основной закон Киргизской Советской Социалистической Респуб­лики. В нем были подведены итоги героической борьбы киргизского народа за победу социализма.

Развитие киргизской советской национальной государственности еще более укре­пило единство и дружбу киргизского народа с великим русским народом и со всеми народами Советского многонационального государства, явилось блестящей победой Коммунистической партии в осуществлении ленинской национальной политики.

На примере развития Киргизстана особенно наглядно видны великая преобразую­щая сила идей Ленина, несокрушимая мощь и действенность его гениального учения о построении коммунизма в нашей стране. За короткий исторический отрезок времени, измеряемый сорока годами, киргизский народ под руководством Коммунистической партии, при братской помощи великого русского и других народов СССР сумел пре­одолеть вековую отсталость и не только догнать, но и перегнать в области экономи­ческого, культурного и особенно политического развития многие страны Азии и Аф­рики, стонущие под гнетом капитализма.

На II конгрессе Коммунистического Интернационала в июле 1920 г. В. И. Ленин говорил: «...С помощью пролетариата передовых стран отсталые страны могут перейти к советскому строю и через определенные ступени развития — к коммунизму, минуя капиталистическую стадию развития» [19]. Пример Советской Киргизии и других совет­ских республик Средней Азии в полной мере подтверждает это ленинское положение. Такая помощь была оказана киргизскому народу и другим народам Средней Азии героическим русским рабочим классом, великим русским народом, впервые совершив­шим социалистическую революцию.

Пример Советского Киргизстана и других советских республик Востока разобла­чает измышления идеологов колониализма, внушающих народам колониальных и за­висимых стран, что ликвидировать их отсталость можно только на протяжении сотен лет и лишь под господством колонизаторов. Опыт и братская помощь трудящихся передовых советских республик, помощь Советского правительства обеспечили уско­ренные темпы развития экономики и культуры, победу социализма во всем народном хозяйстве Советского Киргизстана. За успехи тружеников сельского хозяйства в уве­личении производства сахарной свеклы, хлопка и продуктов животноводства Киргизия была награждена в 1957 г. орденом Ленина. Через семь лет Киргизия была вновь награждена орденом Ленина за успехи в развитии промышленности, сельского хозяй­ства, культуры и в ознаменование столетия добровольного вхождения Киргизии в со­став России.

Киргизская ССР является одной из высокоразвитых республик Средней Азии. Об этом свидетельствуют следующие цифры и факты: в 74 раза выросла валовая про­дукция промышленности республики в сравнении с дореволюционным временем; пред­приятия Киргизии поставляют промышленное оборудование в 35 зарубежных стран; в 1957/58 учебном году на 10 тыс. человек населения приходилось 77 студентов вузов, а в 1963/64—100[20]; в Киргизии, где почти все население страны было неграмотным, ныне действуют 1785 школ, в которых обучается 502 тыс. детей; в больницах и поли­клиниках в 1962 г. работали 4053 врача, 12 050 медицинских работников, имеющих сред­нее медицинское образование[21].

Ни в одной из зарубежных стран Востока, где господствуют эксплуататоры и народы находятся под властью колонизаторов и империалистов, не могло произойти такого коренного преобразования, такого бурного расцвета производительных сил и культуры, которые были достигнуты Советским Киргизстаном. Киргизия лежит в не­посредственной близости от стран зарубежного Востока, поэтому расцвет ее хозяйства и культуры, развитие государственного строительства за годы Советской власти яв­ляются для народов этих стран наглядным примером преимуществ социалистического строя.

Киргизстан и другие республики Советского Востока в составе великой братской семьи Союза Советских Социалистических Республик показывают миру вдохновенный пример нерушимой братской дружбы свободных и равноправных народов, братского сотрудничества и взаимопомощи на пути социалистического прогресса и цивилизации.


[1] См. «Ленинский сборник» XXXIV, с. 325—326.

[2] См. «История Советской Конституции (в документах). 1917—1956 гг.», М., 1957, с. 482—488.

[3] См. ЦГАОР СССР, ф. 3316, оп. 18, д. 238 (I), л. 74, 78—79.

[4] См. «Отчетный доклад Революционного Комитета Кара-Киргизской автономной области РСФСР первому съезду Советов РК и ДД области (ноябрь 1924 — март 1925 г.)», с. 3, 11.

[5] Этот факт является конкретизацией положения, высказанного О. И. Чистяковым в работе «Национально-государственное строительство в РСФСР в годы гражданской шойны» (изд. МГУ, 1964, с. 90—91), с которым мы полностью согласны.

[6] См. «Сборник декретов, постановлений и распоряжений Правительства ТАССР за 1924 г. (сентябрь, октябрь и ноябрь)», Ташкент, 1924, с. 7—8.

[7] См. «Отчетный доклад Революционного Комитета Кара-Киргизской автономной области РСФСР первому съезду Советов РК и ДД области (ноябрь 1924 — март 1926 г.)», с. 6.

[8] См. ЦГА Киргизской ССР, ф. 20, оп. 1, д. 15, л. 146.

[9] См. ЦГА Киргизской ССР, ф. 20, оп. 1, д. 13, л. 16—17.

[10] См. ЦГА Киргизской ССР, ф. 20, оп. I, д. 26, л. 1; д. 13, л. 8.

[11] См СУ РСФСР, 1925, № 36, с. 259.

[12] См. ЦГА Киргизской ССР, ф. 20, оп. 2, д. 5, л. 262.

[13] См. СУ РСФСР, 1926, № 90, ст. 656; ЦГА Киргизской ССР, ф. 1246, оп. 1, д. 260, л. 1, 8.

[14] См. СУ РСФСР, 1927, № 40, ст. 258.

[15] См. ЦГА Киргизской ССР, ф. 1246, оп. 1, д. 260, л. 200—200 об. (Стенографи­ческий отчет I Учредительного съезда Советов Киргизской АССР).

[16] См. ЦГА Киргизской ССР, ф. 21, оп. 2, д. 6, л 1—3.

[17] См. ЦГА Киргизской ССР, ф. 21, оп. 2, д. 33, л. 10—14

[18] См. СУ РСФСР, 1927, № 31, ст. 205.

[19] В. И. Ленин, Соч., т. 31, с. 219.

[20] Это значительно больше, чем, например, в Индии, где на начало 1958/59 учеб­ного года таких студентов было 19, в Турции — 22 (на 1960/61 гг.), в Пакистане—13 (на 1960/61 гг.) и в 2—2,5 раза больше, чем во Франции, Италия, Западной Германии.

[21] См. «Киргизия в цифрах. Статистический сборник», Фрунзе, 1963, с. 58, 156, 160, 173; «Советская Киргизия» от 29 января 1963 г.