Гражданской авиации Кыргызстана - 80 лет

Летом 1945 г. правительство Киргизской Республики обратилось в Совнарком СССР с просьбой о создании в Киргизии самостоятельного авиационного подразделения.
10 сентября 1945 г. постановлением Совнаркома СССР, приказом начальника главного управления Гражданского воздушного флота в аэропорту "Фрунзе" на базе санитарного звена самолетов По-2 было организовано самостоятельное авиационное подразделение - Киргизская отдельная авиагруппа гражданского воздушного флота (КОАТГФ) с подчинением Москве. Командиром авиагруппы был Лев Александрович Ширяев. Созданная отдельная авиагруппа - это структура, которая могла внутри республики планировать развитие гражданской авиации в Киргизии.
В связи с расширением применения авиации в народном хозяйстве была создана 39 авиаэскадрилья, сферой деятельности которой были и выполнение авиахимработ по уничтожению малярийных комаров, перевозка почты, выполнение санитарных заданий по доставке врачей в отдельные районы, рассев удобрений и т.д.
Одно звено самолетов базировалось в аэропорту "Джалал-Абад" и одно звено самолетов в аэропорту "Ош". Командование авиаэскадрильи находилось в аэропорту "Джалал-Абад". Командиром авиаэскадрильи был И.И.Куц, замкомандира В.И.Силкин. В аэропорту "Ош" командиром звена был В.Агапов. В 1938 г. Киргизским обкомом партии было принято решение о строительстве аэропортов в Ошской и Иссык-Кульской областях.
В 1950 году в Киргизию начали поступать самолеты Ан-2. В 39-й эскадрилье пилоты И. Куц, В.Силкин, С.Журавлев, Михеев, Н.Щукин, В.Тимофеев выполняли полеты на самолетах По-2. Эти же пилоты в 1955-56 гг. освоили самолеты Ан-2. В этот период стали прибывать из авиационных училищ пилоты, авиатехники, из авиаинститутов - авиаинженеры.
В 1957 г. 39-я авиаэскадрилья на самолете Ан-2 и поступивших самолетах Як-12 выполняла полеты по перевозке пассажиров, осуществляла авиахимработы на хлопковых полях по борьбе с вредителями хлопчатника и рассеиванию минеральных удобрений.
Полеты на самолетах Як-12 успешно освоили пилоты звеньев (Джалал-Абадского и Ошского) 39-й авиаэскадрильи И.Куц, В.Силкин, С.Журавлев, А.Козинцев, В.Савинов, Н. Архипов, В.Ветров. Техобслуживание самолета Як-12 проводили авиатехники М.Халназаров, Ю.Клочков, А.Пугачев и др.
В конце 1959 и начале 1960 гг. самолеты По-2 были списаны. Поступали самолеты Ан-2 в химварианте и пассажирские. Аэропорты "Ош" и "Джалал-Абад" принимали рейсовые самолеты Ил-14, Ли-2.
В этот период было начато строительство аэропортов местных воздушных линий. Экипажи самолетов Ан-2 осуществляли перевозку пассажиров, выполняли авиахимработы, полеты по санитарным заданиям. Большой опыт работы в санитарной авиации накопили пилоты И.Куц, В.Силкин, Н.Щукин, А.Козинцев и др. Ежегодно увеличивался объем авиаработ в народном хозяйстве. В связи с этим приказом командира отдельной Киргизской авиагруппы, в соответствии с приказом начальника Главного управления гражданского воздушного флота СССР на базе 39-й авиаэскадрильи был организован 238 объединенный авиаотряд Киргизской отдельной авиагруппы. Командиром был И.Куц, замкомандира В.Силкин. В состав 238-го объединенного авиаотряда входили две авиаэскадрильи самолетов Ан-2, Як-12:
- авиаэскадрилья спецприменения и МВЛ № 31 с базированием в аэропорту "Джалал-Абад";
- авиаэскадрилья спецприменения и МВЛ № 2 с базированием в аэропорту "Ош", объединенная с аэропортом "Ош".
В Оше командиром авиаэскадрильи был В.Агапов, командирами звена - Н. Щукин и А. Козинцев, ст. диспетчером службы движения - И.Соседов.
Экипажи самолетов Ан-2, Як-12 выполняли авиахимработы на площади 140 тыс. гектаров, в основном в Ошской и Андижанской областях, осуществляли перевозку пассажиров, перевозку грузов, полеты по доставке врачей и медперсонала в отдаленные районы.
Тогда назрела необходимость проведения изменений в структуре 238-го объединенного авиаотряда для выполнения самостоятельных заданий. А в 1963 г. командир Киргизской отдельной авиагруппы ГВФ И.А. Абдраимов приказывает на базе 238-й ОАО организовать Ошский объединенный авиаотряд Киргизской отдельной авиагруппы ГВФ с присвоением ему третьего класса и 238 летный отряд, все аэропорты и посадочные площадки, входившие ранее в состав 238-й ОАО, подчинить Ошскому объединенному авиаотряду Киргизской отдельной авиагруппы ГВФ.
Командиром Ошского объединенного авиаотряда был С.П.Дегтев, замкомандира по политической части - Н.Мятыга, начальником службы движения - И. Одношивкин, руководителем полетов - И.Соседов, командиром 238-го летного отряда - Н. Щукин.
В этот период в авиагородке было начато строительство жилого фонда (многоквартирных домов) для авиаработников.
Продолжалось поступление самолетов Ан-2. Из авиационных училищ в Ошский ОАО прибывали пилоты, авиатехники, диспетчера службы движения, инженеры из авиаинститутов.
В начале шестидесятых годов экипажи 238-го летного отряда Ошского ОАО выполняли авиахимработы уже на площади 250-300 тыс. гектаров.
В целях улучшения управления подразделениями Гражданской авиации Киргизии было создано Киргизское управление гражданской авиации, которое входило в Министерство гражданской авиации СССР, т.е. в единую государственную авиакомпанию "Аэрофлот" (9 февраля 1923 г. гражданской авиации СССР было присвоено сокращенное название "Аэрофлот").
Начальником Киргизского управления был заслуженный пилот СССР Ишимбай Абдраимович Абдраимов, который способствовал развитию Ошского объединенного авиаотряда и его роли по применению авиации в народном хозяйстве.
В конце шестидесятых годов командир Ошского ОАО С.П. Дегтев был отозван в Министерство гражданской авиации, на его место назначен Фиат Мухамедиевич Дамин, который хорошо знал специфику работы. В авиагородке продолжалось строительство жилого фонда. Экипажи самолетов Ан-2 выполняли авиахимработы в Ошской области, Андижанской области Узбекской ССР, а также в Пензенской области, Татарской ССР, Башкирии. Где бы ни работали экипажи самолетов Ан-2, отовсюду приходили благодарственные письма за хорошую работу и просьбы, чтобы на следующий год направляли им эти экипажи.
Командир Кокандского авиаотряда Узбекского управления гражданской авиации З. Расулов в своем письме писал: "Четко и организовано, со строгим соблюдением всех правил, экипажи в короткий срок выполняли авиахимработы на хлопковых полях области с хорошим качеством".
Командир Ошского ОАО Ф. Дамин, а потом и В. Мурашкин уделяли внимание подбору и расстановке руководителей служб и отделов. Особое внимание всегда было уделено 238 летному отряду, авиационно-технической базе, службе движения. Эти службы были ядром Ошского объединенного авиаотряда. Основными их задачами были обеспечение безопасности полетов, повышение профессиональной подготовки летного состава (экипажей), инженерно-технического состава, руководителей полетов, диспетчерского состава службы движения.
В Ошском ОАО была хорошая профсоюзная организация, которая оказывала помощь руководству служб и отделов в организации соцсоревнований, проведении культурных мероприятий, укреплении дисциплины, организации отдыха работников, обеспечении их путевками в дома отдыха, санатории.
Ошский объединенный авиаотряд ставил своей задачей увеличение пассажирских перевозок. Выполнение полетов самолетом Ил-18 из аэропорта "Ош" послужило увеличению пассажиропотока. На самолете Ил-18 из аэропорта г. Фрунзе было установлено регулярное воздушное сообщение с Москвой, Алма-Атой, Новосибирском, Иркутском, Ташкентом, Минеральными Водами, Самаркандом.
По окончании строительства взлетно-посадочной полосы в мае 1963 г. на самолете Ил-18 из аэропорта г. Фрунзе в Ош был выполнен технический рейс экипажем Фрунзенского авиаотряда в составе: начальник Киргизского УГА А.Абдраимов, пилот Бобуревич-командир Фрунзенского отделения, штурман Н.Курило, бортмеханик Г.Ким, бортрадист К.Чурило. В салоне самолета находились технические эксперты, медицинские работники, журналисты. В аэропорту рейс встречали командир ОАО Ф. Дамин, замполит Н.Мятыга, начальник перевозок З.Мирзоев, летный инженерно-технический состав, начальник службы движения, диспетчеры, руководитель полетов и др.
В своем выступлении начальник Киргизского УГА И.А. Абдраимов отметил положительные результаты полета, четкую работу службы движения аэропортов Фрунзе и Оша и другие службы, обеспечивающие данный полет. Так была открыта воздушная линия на самолете Ил-18 Фрунзе-Ош. Она дала толчок дальнейшему развитию Ошского объединенного авиаотряда. Из аэропорта "Ош" и на Ил-18 начались рейсовые полеты: Ош-Фрунзе-Москва, Ош-Фрунзе-Адлер, Ош-Фрунзе-Новосибирск.
Самолеты Ан-2 выполняли рейсовые полеты в Казарман, Кызыл-Кию, Баткен, Исфану, Ала-Буку. Старый аэровокзал уже не отвечал требованиям увеличения пассажирских перевозок, поэтому назрела необходимость строительства нового аэровокзала.
В шестидесятые годы продолжалось увеличение объемов авиахимработ на полях колхозов и совхозов как в Ошской, так и в соседней Андижанской области, а также в Казахстане. Осенью 1966 г. Ошская область была награждена орденом Ленина. В этом была и заслуга сельхозавиации Ошского объединенного авиаотряда.
Экипажи самолетов Ан-2 Ошского объединенного авиаотряда в суровую зиму 1968-1969 гг. оказали помощь колхозам и совхозам, когда животноводы с отарами овец и другим скотом оказались в тяжелом положении. Экипажи самолетов Ан-2 делали по 8-10 вылетов по доставке животноводам кормов, прессованного сена, продуктов, которые сбрасывались с самолетов. Эти полеты спасли тысячи голов скота.
Командование Ошского авиаотряда получило благодарственное письмо от Ошского обкома за своевременно оказанную помощь и четкие действия экипажей. Позднее, весной, экипажи самолетов Ан-2 перевозили овец из аэропорта Ала-Буки на высокогорные пастбища.
Большое внимание и помощь в развитии Ошского авиаотряда оказывал секретарь обкома С.И.Ибраимов - это и реконструкция аэропортов местных воздушных линий, и продолжение строительства жилого фонда в авиагородке, и обеспечение необходимым имуществом.
В 1969 г. в Киргизское управление гражданской авиации стали поступать самолеты Як-40. В Ошском объединенном отряде начался отбор кандидатов по переучиванию пилотов, авиатехников, штурманов для полетов на этих самолетах. Были отобраны командиры Ан-2, имеющие достаточный налет часов. В первую группу вошли командиры самолетов Ан-2: Л.Герасимчук, Ю.Мартынов, Г.Крыжановский, Н.Щукин, В.Шахайда, Г.Черкасов, В.Люлин, А.Блинов, Л.Коляга, Т.Омурбеков и др. Авиатехники: Ч. Анарбаев, А.Пугачев, Ю. Клочков, Т.Ибраимов, К.Умаров, А.Набиев и др.
Переучивание проводилось в Кировоградской школе высшей летной подготовки и Бугурусланском летном училище гражданской авиации.
Затем была вторая группа летного состава самолетов Ан-2, у которых соответствовал налет часов: М.Окоев, М.Алахунов, В.Жуков, А.Сытник, П. Алексеев, В.Белов и др. В 238 летный авиаотряд прибывали выпускники Бугурусланского летного училища, окончившие по курсу самолета Як-40: Ю.Смирнов, С.Гофман, К. Муратов и др. Из Актюбинского ВЛУГА пилоты Як-40: Д.Кульчаров, А.Артюшенко и др. Командиром 238-го ЛО в разные периоды были: А. Блинов, Л.Коляга, В.Люлин, замкомандира А. Шмытько, начальником штаба Ю.Кургановский.
И в 1970 г. в 238-м летном отряде Ошского ОАО была создана авиаэскадрилья самолетов Як-40. Командиром был Л.Герасимчук. Экипажи начали выполнять полеты в Алма-Ату, Фрунзе, Пржевальск, затем в Целиноград, Ташкент, Чолпон-Ату, Караганду.
В 1971 г. был выполнен полет на самолете Як-40 на высокогорный аэродром Дараут-Курган в составе: командира Ошского ОАО Ф.Дамина, командира ВС Л.Шайдерова, бортмеханика Ю.Клочкова, пилота-инструктора В.Скосорева. В конструкторское бюро Яковлева были отправлены результаты работы систем самолета.
С 16 июня 1973 г. из аэропорта Кызыл-Кии начали выполняться рейсовые полеты на самолете Як-40 в Ташкент, Фрунзе, Чолпон-Ату. Выполнялись полеты по местным возд-ушным линиям в аэропорты Баткена, Исфаны, Кызыл-Кии.
В 1973 г. командиром Ошского объединенного авиаотряда стал Вячеслав Васильевич Мурашкин, а Ф.Дамин был назначен начальником инспекции по безопасности полетов Киргизского управления гражданской авиации. Летный состав знал В.Мурашкина, так как во Фрунзенском авиаотряде он был командиром звена вертолетов, замкомандира авиационной эскадрильи, замкомандира летного отряда. Он часто бывал в Ошском авиаотряде, так как вертолеты Ми-1, Ми-2 выполняли полеты на авиахимработах и с геологами в Ошской области.
10 мая 1974 г. был сдан в эксплуатацию новый аэровокзал, построен стадион, на кото-ром проводились разные спортивные соревнования между подразделениями. В авиаго-родке были построены сразу несколько 4-5-этажных многоквартирных домов, детсад, об-щежитие. Было запланировано строительство школы. Учеников в школу имени Кирова из аэропорта и обратно возил служебный автобус.
Продолжалась реконструкция аэропортов местных воздушных линий, их оснащение современными радиотехническими средствами.
Авиация спецприменения продолжала выполнять авиахимработы на самолетах Ан-2 на полях колхозов и совхозов Ошской и Андижанской областей, Целиноградской области Казахстана, рейсовые полеты по перевозке пассажиров в аэропорты местных воздушных линий Баткена, Ала-Буки, Каравана, Исфаны, Кызыл-Кии.
В 1979 году Ошский объединенный авиаотряд пополнился вертолетами Ми-2. Было создано звено вертолетов Ми-2, а затем и авиаэскадрилья. Пилотами вертолетов Ми-2 были выпускники Кременчугского летного училища ГА. Командиром звена был С.К.Шегай, командиром эскадрильи В.Подоляков, пилоты-инструкторы В.Воинов, В.Рычков, пилоты В.Лебединяев, Н.Трофимов, Н.Федирко и др. На вертолетах Ми-2 выполнялись полеты на авиахимработах по борьбе с сельхозвредителями хлопчатника, распылению удобрений, полеты по санитарным заданиям, с ГАИ по патрулированию движения автотранспорта на дорогах, по обслуживанию геологии. Выполнялись полеты в Тюменской области и Казахстане с нефтяниками по патрулированию нефтепроводов.
В Ошском ОАО приказом начальника Киргизского управления гражданской авиации в 1982 году 238-й летный отряд был разделен на два летных отряда: 238-й ЛО - самолеты Як-40, 430-й ЛО - самолеты Ан-2 и вертолеты Ми-2.
Командиром 238 летного отряда был В.Люлин, командиром 430 - го - В. Ширяев, зам-командира - В.Баклота, начальником штаба - Ю.Кургановский.
Киргизское управление гражданской авиации начало уже эксплуатировать самолет Ту-154, на котором выполнялись полеты в Москву, Ленинград, Иркутск и др. В аэропорту "Ош" для принятия самолета Ту-154 нужно было удлинить взлетно-посадочную полосу на 600 метров. На разборе с командным составом командир Ошского ОАО сократил сроки этих работ, мотивируя тем, что это позволит увеличить поток пассажиров и с экономической точки зрения это выгодно и отряду.
По окончанию строительства взлетно-посадочной полосы из аэропорта "Ош" на самолете Ту-154 начались рейсовые полеты Фрунзе - Ош - Фрунзе, Фрунзе - Ош - Москва - Фрунзе, Фрунзе - Ош - Ленинград - Ош - Фрунзе.
В 1988 г. к новому учебному году в авиагородке в эксплуатацию была сдана средняя школа № 40 им. С.П.Королева. В Ошском авиаотряде практиковались квартальные разборы, на которых руководители докладывали о выполнении поставленных задач. Вот на таком разборе в середине 1987 г. присутствовал начальник Киргизского управления ГА В.Алымов. При выступлении летного состава был поставлен вопрос о том, что пилоты 238 летного отряда имеют необходимый налет часов для переучивания на самолет Ту-154. Отбор кандидатов был проведен, это пилоты Я-40: Л.Коляга, Д.Куль-чаров, А.Лисицын, М. Ерменбетов, Ю. Кретов, А.Артюшенко, В.Шахайда, М.Донтаев, В.Бачно, А.Назаров, А.Сивовалов, К.Мурзамуратов, В.Чернобаев; бортмеханики Як-40: М.Мирзаталиев, Б. Мамаджанов, К.Умаров, У.Талипов, В.Голубев; штурманы: А.Се-ливанов, В.Стегленко, А.Буланов. В последующем такие отборы проводились как на Як-40, так и на Ту-154. Был проведен набор на учебу и бортпроводников.
Приказом министра гражданской авиации СССР 19 марта 1979 г. Ошский объединенный авиаотряд был переименован в Ошское авиапредприятие, но структурно пересмотрен не был. А на следующий год на базе Ошского авиационного предприятия был опять организован Ошский объединенный авиаотряд, в состав которого входил 238 летный отряд.
Переучивание на самолет Як-40 проходило в Кировоградской школе высшей летной подготовки в Бугурусланском летном училище. Переучивание на самолет Ту-154 - в Ульяновском центре ГАСЭВ, затем - в 25 учебно-тренировочном отряде Киргизского управления гражданской авиации.
Самолеты Ту-154 базировались в аэропорту г.Фрунзе. Экипажи Ошского ОАО с инструкторами на борту начали выполнять полеты: Фрунзе - Ош - Фрунзе, Фрунзе - Ош - Москва - Ош - Фрунзе, Фрунзе - Ош - Ленинград - Ош - Фрунзе. На совещании с руководителями служб командир Ошского ОАО В.Мурашкин отметил, что должно учитываться выполнение беспосадочных полетов между пунктами при открытии новых рейсов. В связи с планом мероприятий по открытию новых рейсов Ошский авиаотряд заключил договор с подмосковным авиазаводом на переделку самолетов Як-40 для выполнения дальних рейсов.
В декабре 1989 г. по приказу командира Ошского ОАО была создана арендная авиаэскадрилья самолетов Ан-2 летно-технического объединения "Авиатранспорт", которая заключала договоры с колхозами и совхозами по всем видам авиаработ. Командиром стал В.П. Борисов.
В середине 1990-го года в Ошской области резко сократились полеты на самолетах Як-40. Экипажи Ту-154 продолжали выполнять рейсовые полеты Фрунзе-Ош, Фрунзе-Ош-Москва-Ош, Ош-Новосибирск, Ош-Иркутск и др.
В августе 1992 -го на баланс Ошского авиаотряда из аэропорта г. Фрунзе были переданы два самолета Ту-154 с базированием в аэропорту "Ош", был построен международный сектор.
В ноябре этого же года был выполнен первый международный рейс на самолете Ту-154 Ошского авиаотряда по маршруту Ош-Урумчи-Ош, командиром которого был Д.Кульчаров, вторым пилотом - Н.Минич, штурманом - В.Стигленко, бортмехаником - Т.Ибраимов.
Проверяющий - начальник инспекции по безопасности полетов Киргизского УГА Л. Коляга. Этим рейсом было положено начало международным полетам из аэропорта "Ош".
В 1993 году постановлением Жогорку Кенеша Ошское авиационное предприятие было переименовано в Ошское авиационное предприятие Национальной авиакомпании "Кыргызстан аба жолдору".
Осенью 1988 г. заслуженный летчик Киргизии, награжденный медалью "Знак почета" и медалью "Данк", командир Ошского ОАО В.Мурашкин выполнил полет в качестве командира Як-40 в последний раз,но командиром Ошского ОАО все же остался. Распад СССР тяжело отразился на работе Ошского объединенного авиаотряда - из-за нехватки и непоставок горючего (керосина, авиабензина), запчастей остановились полеты. Цена на горючее резко возросла. Начали увольняться пилоты-командиры самолетов Як-40, Ту-154. Им нужно было еще повышать свою профессиональную подготовку. Уезжали в Россию, Украину, Белоруссию, Казахстан.
Но развала Ошского ОАО В.Мурашкин не допустил. Договорился с Туркменией о поставке горючего, да еще и без предоплаты. Самолеты снова начали летать. Даже из Бишкека самолеты Як-40 и Ту-154 летели в аэропорт "Ош" для заправки.
Экипажи Ошского авиаотряда также перевозили паломников в хадж и обратно. Продолжали выполнять рейсовые полеты на самолете Ту-154 в Москву, Фрунзе, Оренбург, Новосибирск, Иркутск, Красноярск, Омск, Алма-Ату и т.д.
25.10.1998 г. выполнен первый рейс на самолете Ту-154 по маршруту Ош-Бишкек- Махачкала - Алеппо (Сирия) - Бишкек-Ош.
Самолеты Ан-2 простаивали из-за резкого спада объемов авиахимработ.
7 октября 1996 г. вышел приказ Национальной авиакомпании "Кыргызстан аба жолдору" "О реорганизации летных подразделений в предприятиях Национальной авиакомпании, подписанный президентом НАК "КАЖ" К.Орузбаевым, где пункт 1 гласил: "Упразднить летные подразделения самолетов Ан-2 (в связи с изменением условий и объемов работ в предприятиях Национальной авиакомпании на основании решения Совета НАК "КАЖ";
Пункт 3: Упразднить подразделения вертолетов Ми-2.
В связи с ликвидацией подразделений самолетов Ан-2 и вертолетов Ми-2 руководство Ошского авиаотряда приняло решение о переучивании летного состава самолетов Ан-2 и Як-40. Ранее в Киргизии была разработана концепция процесса приватизации. Решение о разгосударствлении вынесли депутаты законодательного собрания Жогорку Кенеша.
Командир Ошского ОАО В.Мурашкин и коллектив авиаотряда поднимали вопрос о неразделении Ошского отряда (пример Пулковского авиапредприятия). В 1998 году В.Мурашкин был директором Ошского филиала АО Национальная авиакомпания "Кыргызстан аба жолдору".
В 1997 г. он ходатайствовал перед правительством КР о строительстве радиолокаторной станции (РЛС) в аэропорту "Ош" бишкекской авиафирмой "Томпсон". Такая РЛС уже работала в аэропорту в Ташкенте. РЛС в аэропорту "Ош" была построена в 1998 г. на выделенный Францией грант. С ее вводом Ошский аэропорт был внесен в реестр "ИКАО" (международная организация гражданской авиации). Ошский аэропорт закрепил за собой название "Международный аэропорт "Ош".
В июне 2001 г. в связи с реорганизацией, Ошский филиал АО НАК "КАЖ" был разделен на Ошские филиалы АО "НАК "КАЖ" и АО "Международный аэропорт "Манас", а в октябре - на ГП Ошский филиал "Кыргызаэронавигация". Директором Ошского филиала АО НАК "КАЖ" стал Д.Д.Кульчаров. Он хорошо знал специфику работы Ошского ОАО. Ранее работал командиром авиаэскадрильи Як-40, командиром звена Ту-154. Замдиректора по летно-технической работе был А.И.Астионов.
В этот же период появились частные авиакомпании.
В 2007 г. в связи с банкротством ОАО Национального авиаперевозчика "Кыргызстан аба жолдору" Ошский филиал ОАО НАК "КАЖ" прекратил существование. Летный, инженерно-технический состав, служащие и другие специалисты были уволены. Пилоты, инженеры, авиатехники устраивались в другие авиакомпании, которые и сейчас продолжают традиции Киргизского управления транспортной авиации.
К становлению и развитию гражданской авиации Кыргызской Республики причастно не одно поколение авиаторов. Особая заслуга в этом ветеранов.
От всей души накануне профессионального праздника и 80-летия гражданской авиации Кыргызской Республики хочу пожелать ветеранам и авиаработникам, продолжающих трудиться в гражданской авиации, здоровья, благополучия, чистого мирного неба!
Ю. КУРГАНОВСКИЙ, ветеран ГА.