Авиация. Ошский аэропорт

Ошский аэропорт Фото: 1970-е

Историческая справка: 12 июня 1963 года в Ошском аэропорту впервые сделал посадку воздушный лайнер ИЛ-18, совершивший перелет по линии Фрунзе-Ош, а в 1965 году - самолет АН-24. В 1966 году была введена в эксплуатацию авиалиния Ош-Москва. В областном центре было построено современное здание аэропорта со всеми необходимыми коммуникациями, что дало возможность осуществлять регулярные рейсы по самым различным направлениям республиканского и всесоюзного значения.

Информационная справка: В 1971 г. был выполнен полет на самолете Як-40 на высокогорный аэродром Дараут-Курган в составе: командира Ошского ОАО Ф.Дамина, командира ВС Л.Шайдерова, бортмеханика Ю.Клочкова, пилота-инструктора В.Скосорева. В конструкторское бюро Яковлева были отправлены результаты работы систем самолета.

С 16 июня 1973 г. из аэропорта Кызыл-Кии начали выполняться рейсовые полеты на самолете Як-40 в Ташкент, Фрунзе, Чолпон-Ату. Выполнялись полеты по местным возд-ушным линиям в аэропорты Баткена, Исфаны, Кызыл-Кии.

В 1973 г. командиром Ошского объединенного авиаотряда стал Вячеслав Васильевич Мурашкин, а Ф.Дамин был назначен начальником инспекции по безопасности полетов Киргизского управления гражданской авиации. Летный состав знал В.Мурашкина, так как во Фрунзенском авиаотряде он был командиром звена вертолетов, замкомандира авиационной эскадрильи, замкомандира летного отряда. Он часто бывал в Ошском авиаотряде, так как вертолеты Ми-1, Ми-2 выполняли полеты на авиахимработах и с геологами в Ошской области.

10 мая 1974 г. был сдан в эксплуатацию новый аэровокзал, построен стадион, на кото-ром проводились разные спортивные соревнования между подразделениями. В авиаго-родке были построены сразу несколько 4-5-этажных многоквартирных домов, детсад, об-щежитие. Было запланировано строительство школы. Учеников в школу имени Кирова из аэропорта и обратно возил служебный автобус.

Продолжалась реконструкция аэропортов местных воздушных линий, их оснащение современными радиотехническими средствами.

Авиация спецприменения продолжала выполнять авиахимработы на самолетах Ан-2 на полях колхозов и совхозов Ошской и Андижанской областей, Целиноградской области Казахстана, рейсовые полеты по перевозке пассажиров в аэропорты местных воздушных линий Баткена, Ала-Буки, Каравана, Исфаны, Кызыл-Кии.

В 1979 году Ошский объединенный авиаотряд пополнился вертолетами Ми-2. Было создано звено вертолетов Ми-2, а затем и авиаэскадрилья. Пилотами вертолетов Ми-2 были выпускники Кременчугского летного училища ГА. Командиром звена был С.К.Шегай, командиром эскадрильи В.Подоляков, пилоты-инструкторы В.Воинов, В.Рычков, пилоты В.Лебединяев, Н.Трофимов, Н.Федирко и др. На вертолетах Ми-2 выполнялись полеты на авиахимработах по борьбе с сельхозвредителями хлопчатника, распылению удобрений, полеты по санитарным заданиям, с ГАИ по патрулированию движения автотранспорта на дорогах, по обслуживанию геологии. Выполнялись полеты в Тюменской области и Казахстане с нефтяниками по патрулированию нефтепроводов.

В Ошском ОАО приказом начальника Киргизского управления гражданской авиации в 1982 году 238-й летный отряд был разделен на два летных отряда: 238-й ЛО - самолеты Як-40, 430-й ЛО - самолеты Ан-2 и вертолеты Ми-2.

Командиром 238 летного отряда был В.Люлин, командиром 430 - го - В. Ширяев, зам-командира - В.Баклота, начальником штаба - Ю.Кургановский.

Киргизское управление гражданской авиации начало уже эксплуатировать самолет Ту-154, на котором выполнялись полеты в Москву, Ленинград, Иркутск и др. В аэропорту "Ош" для принятия самолета Ту-154 нужно было удлинить взлетно-посадочную полосу на 600 метров. На разборе с командным составом командир Ошского ОАО сократил сроки этих работ, мотивируя тем, что это позволит увеличить поток пассажиров и с экономической точки зрения это выгодно и отряду.

По окончанию строительства взлетно-посадочной полосы из аэропорта "Ош" на самолете Ту-154 начались рейсовые полеты Фрунзе - Ош - Фрунзе, Фрунзе - Ош - Москва - Фрунзе, Фрунзе - Ош - Ленинград - Ош - Фрунзе.

В 1988 г. к новому учебному году в авиагородке в эксплуатацию была сдана средняя школа № 40 им. С.П.Королева. В Ошском авиаотряде практиковались квартальные разборы, на которых руководители докладывали о выполнении поставленных задач. Вот на таком разборе в середине 1987 г. присутствовал начальник Киргизского управления ГА В.Алымов. При выступлении летного состава был поставлен вопрос о том, что пилоты 238 летного отряда имеют необходимый налет часов для переучивания на самолет Ту-154. Отбор кандидатов был проведен, это пилоты Я-40: Л.Коляга, Д.Куль-чаров, А.Лисицын, М. Ерменбетов, Ю. Кретов, А.Артюшенко, В.Шахайда, М.Донтаев, В.Бачно, А.Назаров, А.Сивовалов, К.Мурзамуратов, В.Чернобаев; бортмеханики Як-40: М.Мирзаталиев, Б. Мамаджанов, К.Умаров, У.Талипов, В.Голубев; штурманы: А.Се-ливанов, В.Стегленко, А.Буланов. В последующем такие отборы проводились как на Як-40, так и на Ту-154. Был проведен набор на учебу и бортпроводников.

Приказом министра гражданской авиации СССР 19 марта 1979 г. Ошский объединенный авиаотряд был переименован в Ошское авиапредприятие, но структурно пересмотрен не был. А на следующий год на базе Ошского авиационного предприятия был опять организован Ошский объединенный авиаотряд, в состав которого входил 238 летный отряд.



Переучивание на самолет Як-40 проходило в Кировоградской школе высшей летной подготовки в Бугурусланском летном училище. Переучивание на самолет Ту-154 - в Ульяновском центре ГАСЭВ, затем - в 25 учебно-тренировочном отряде Киргизского управления гражданской авиации.

Самолеты Ту-154 базировались в аэропорту г.Фрунзе. Экипажи Ошского ОАО с инструкторами на борту начали выполнять полеты: Фрунзе - Ош - Фрунзе, Фрунзе - Ош - Москва - Ош - Фрунзе, Фрунзе - Ош - Ленинград - Ош - Фрунзе. На совещании с руководителями служб командир Ошского ОАО В.Мурашкин отметил, что должно учитываться выполнение беспосадочных полетов между пунктами при открытии новых рейсов. В связи с планом мероприятий по открытию новых рейсов Ошский авиаотряд заключил договор с подмосковным авиазаводом на переделку самолетов Як-40 для выполнения дальних рейсов.

В декабре 1989 г. по приказу командира Ошского ОАО была создана арендная авиаэскадрилья самолетов Ан-2 летно-технического объединения "Авиатранспорт", которая заключала договоры с колхозами и совхозами по всем видам авиаработ. Командиром стал В.П. Борисов.

В середине 1990-го года в Ошской области резко сократились полеты на самолетах Як-40. Экипажи Ту-154 продолжали выполнять рейсовые полеты Фрунзе-Ош, Фрунзе-Ош-Москва-Ош, Ош-Новосибирск, Ош-Иркутск и др.

В августе 1992 -го на баланс Ошского авиаотряда из аэропорта г. Фрунзе были переданы два самолета Ту-154 с базированием в аэропорту "Ош", был построен международный сектор.

В ноябре этого же года был выполнен первый международный рейс на самолете Ту-154 Ошского авиаотряда по маршруту Ош-Урумчи-Ош, командиром которого был Д.Кульчаров, вторым пилотом - Н.Минич, штурманом - В.Стигленко, бортмехаником - Т.Ибраимов.

Проверяющий - начальник инспекции по безопасности полетов Киргизского УГА Л. Коляга. Этим рейсом было положено начало международным полетам из аэропорта "Ош".

В 1993 году постановлением Жогорку Кенеша Ошское авиационное предприятие было переименовано в Ошское авиационное предприятие Национальной авиакомпании "Кыргызстан аба жолдору".

Осенью 1988 г. заслуженный летчик Киргизии, награжденный медалью "Знак почета" и медалью "Данк", командир Ошского ОАО В.Мурашкин выполнил полет в качестве командира Як-40 в последний раз,но командиром Ошского ОАО все же остался. Распад СССР тяжело отразился на работе Ошского объединенного авиаотряда - из-за нехватки и непоставок горючего (керосина, авиабензина), запчастей остановились полеты. Цена на горючее резко возросла. Начали увольняться пилоты-командиры самолетов Як-40, Ту-154. Им нужно было еще повышать свою профессиональную подготовку. Уезжали в Россию, Украину, Белоруссию, Казахстан.

Но развала Ошского ОАО В.Мурашкин не допустил. Договорился с Туркменией о поставке горючего, да еще и без предоплаты. Самолеты снова начали летать. Даже из Бишкека самолеты Як-40 и Ту-154 летели в аэропорт "Ош" для заправки.

Экипажи Ошского авиаотряда также перевозили паломников в хадж и обратно. Продолжали выполнять рейсовые полеты на самолете Ту-154 в Москву, Фрунзе, Оренбург, Новосибирск, Иркутск, Красноярск, Омск, Алма-Ату и т.д.

25.10.1998 г. выполнен первый рейс на самолете Ту-154 по маршруту Ош-Бишкек- Махачкала - Алеппо (Сирия) - Бишкек-Ош.

Самолеты Ан-2 простаивали из-за резкого спада объемов авиахимработ.

7 октября 1996 г. вышел приказ Национальной авиакомпании "Кыргызстан аба жолдору" "О реорганизации летных подразделений в предприятиях Национальной авиакомпании, подписанный президентом НАК "КАЖ" К.Орузбаевым, где пункт 1 гласил: "Упразднить летные подразделения самолетов Ан-2 (в связи с изменением условий и объемов работ в предприятиях Национальной авиакомпании на основании решения Совета НАК "КАЖ";

Пункт 3: Упразднить подразделения вертолетов Ми-2.

В связи с ликвидацией подразделений самолетов Ан-2 и вертолетов Ми-2 руководство Ошского авиаотряда приняло решение о переучивании летного состава самолетов Ан-2 и Як-40. Ранее в Киргизии была разработана концепция процесса приватизации. Решение о разгосударствлении вынесли депутаты законодательного собрания Жогорку Кенеша.

Командир Ошского ОАО В.Мурашкин и коллектив авиаотряда поднимали вопрос о неразделении Ошского отряда (пример Пулковского авиапредприятия). В 1998 году В.Мурашкин был директором Ошского филиала АО Национальная авиакомпания "Кыргызстан аба жолдору".

В 1997 г. он ходатайствовал перед правительством КР о строительстве радиолокаторной станции (РЛС) в аэропорту "Ош" бишкекской авиафирмой "Томпсон". Такая РЛС уже работала в аэропорту в Ташкенте. РЛС в аэропорту "Ош" была построена в 1998 г. на выделенный Францией грант. С ее вводом Ошский аэропорт был внесен в реестр "ИКАО" (международная организация гражданской авиации). Ошский аэропорт закрепил за собой название "Международный аэропорт "Ош".