Кинематография Киргизии

До установления Советской власти в Киргизии существовала одна киноустановка в Пишпеке. С первых лет Советской власти создаётся киносеть, строятся кинотеатры в городах и сёлах республики. В 1939 СНК Киргизской ССР принял постановление о создании во Фрунзе корреспондентского пункта Ташкентской студии Союзкинохроники. С этого времени начинает выпускаться киножурнал «Советская Киргизия», в создании к-рого активно участвовали Б. Вейланд, 3. Василенко, В. Усова, В. Шарипов, М. Каюмов, А. Рахимов и др. В 1941 на базе корпункта была организована Фрунзенская студия кинохроники. В создании хроникальных фильмов участвовали И. Колсанов, Г. Николаев, Д. Эрдман, М. Варейкис и др. Наиболее значит. хроникальные фильмы: «Киргизия в дни Отечественной воины» (1944), «Советская Киргизия» (1947), «Пик дружбы» (1953), «В долине Суусамыр» (1954), «В добрый путь» (1956), «Они родились на Тянь-Шане» (1957) и др. Первый художественный фильм «Салтанат» (1955, реж. В. Пронин) поставлен совместно с киностудией «Мосфильм».

В 1956 постановлением Совета Министров Кирг. ССР Фрунзенская киностудия хроникально-документальных фильмов преобразована в киностудию документально-художественных фильмов. Были поставлены фильмы «Моя ошибка» (1958, реж. И. Кобызев), «Далеко в горах» (1958, реж. А. Карпов), «Легенда о ледяном сердце» (1958, реж-ры А. Сахаров, Э. Шенгелая), балет «Чолпон — утренняя звезда» (1959, реж. Р. Тихомиров), «Девушка с Тянь-Шаня» (1960, реж. А. Очкин), «Токтогул» (1961, реж. В. Немоляев). Значительным явлением в киргизской кинематографии стало обращение к нац. литературе. Особую роль здесь сыграло творчество Ч. Айтматова. По его произведениям и сценариям поставлены «Перевал» (1961, реж. А. Сахаров), «Зной» (1962, реж. Л. Шепитько), «Первый учитель» (1965, реж. А. Михалков-Кончаловский) и др. Середина 60-х гг. — начало бурного расцвета киргизского нац. киноискусства. В это время дебютировали выпускники ВГИКа и Высших режиссёрских курсов М. Убукеев, Т. Океев, Б. Шамшиев, Г. Базаров и др. Первым кино-произведением национальной режиссуры явился фильм «Трудная переправа» («Белые горы», 1964, реж. М. Убукеев). Он посвящен судьбе мальчика, возвращающегося из Китая, куда он попал вследствие восстания 1916, на родину, охваченную огнём революции и гражданской войны. Фильм удостоен Диплома 1 степени за лучшую режиссёрскую, операторскую работу и музыкальное решение на кинофестивале республик Ср. Азии и Казахстана (1965, Алма-Ата).

В своей первой картине «Небо нашего детства» (1966), удостоенной «Золотой пальмовой ветви» в Триесте (1969), Т. Океев заявил о себе как о художнике глубоко реалистического мышления. Это поэтический фильм о земле отцов, откуда мальчику, герою ленты, открывается мир. Рассказывая о необратимом и властном вторжении нового в быт, о нравах и характерах табунщиков, о неизбежности смены старых форм жизни новыми, режиссёр призывает сохранить в своей памяти воспоминания детства, т. к. без прошлого, без осознания своих истоков нет будущего. В 1970 Т. Океев снял фильм «Уркуя» («Поклонись огню»), в к-ром остродраматически сталкиваются новое и старое в период коллективизации. Следующий его фильм — по рассказу М. Ауэзова «Лютый» (1973, приз «Серебряная лента» на Международном кинофестивале в Боливии, 1974) — история волчонка, приручаемого мальчиком — моральная притча: преодолима ли жестокость и в чём её корни. В поэтической драме «Красное яблоко» по рассказу Ч. Айтматова (1975, спец. приз на Международном фестивале кинофильмов в Локарно, 1975) —фильме о поисках нравственного идеала в жизни, любви, творчестве, режиссёр впервые в киргизском кино сделал героем национальную интеллигенцию.

Искусство режиссера Б. Шамшиева обращено на раскрытие драматических противоречий окружающего мира. Его историко-революционпая картина «Выстрел на перевале Караш» (1968, по повести М. Ауэзова) привлекает остротой сюжета, свежестью режиссёрского видения, точностью психологических характеристик героев, высоким профессиональным мастерством. Фильм рассказывает о бедняке, к-рый поднял руку на своего бая и поначалу ищет правды у местных властей, но постепенно осознаёт законы мира, к-рым правит корысть. Через образ героя Б. Шамшиев раскрывает народную трагедию, рисует процесс созревания народного гнева. Эта тема была продолжена режиссёром в фильме «Алые маки Иссык-Куля» (1971, спец. приз на 3 Международном кинофестивале в Страсбурге, 1973). Пограничника Карабалту (центральный персонаж фильма), ведущего борьбу с контрабандистами, отличает бесконечная преданность делу революции, готовность до конца бороться за счастье своего народа. В следующей работе «Белый пароход» (1975, Большой приз на 9 Всссоюзном кинофестивале во Фрунзе, 1976) Б. Шамшиев обратился к повести Ч. Айтматова. Перенеся на экран вечную проблему добра и зла, создатели фильма вслед за Ч. Айтматовым утверждают непреходящую ценность прекрасного и возвышенного в человеке.



В 70-е гг. киргизское кино активно обращается к теме современности. Важную роль в развитии киргизской кинематографии сыграло постановление ЦК КПСС ОТ 2 авг. 1972 «О морах но дальнейшему развитию советской кинематографии», в к-ром обращалось особое внимание на отображение труда и подвигов советского человека, его богатого внутреннего мира, утверждение идейных и нравственных ценностей нашего общества, советского образа жизни. Появляются фильмы «Улица» (1972) и «Зеница ока» (1976) рсж. Г. Базарова, «Водопад» (1974) реж. Ю. Борецкого, «Улыбка на камне» (1974) реж. У. Ибрагимова, «Улан» (1977) реж. Т. Океева, «Процесс» (1979) реж. Дж. Соданбека.

Значительны достижения киргизской документальной кинематографии. Документалисты республики создали ряд интересных фильмов-портретов: «Чабан» (1966, реж. Б. Шамшиев, диплом за лучший документ, фильм на Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде, 1968) о Герое Социалистического Труда чабане Р. Сартбаеве, о его нелёгком труде, требующем постоянного напряжения духовных и физических сил; «Манасчи» (1965, реж. Б. Шамшиев) о великом сказителе эпоса «Манас» С. Каралаеве (Большой приз на Международном фестивале в Оберхаузене, 1966); «Кыял» (1967, реж. Ш. Апылов) о народном прикладном искусстве; «Почта» (1972, реж. Б. Абдылдаев, приз «Серебряный голубь» на Международном кинофестивале короткометражных фильмов в Лейпциге, 1972) о Герое Социалистич. Труда почтальоне К. Токолдошеве; «Чингиз Айтматов» (1968, реж. И. Герштейн, удостоен 2-х дипломов, 1969, Алма-Ата); «Наследие» (1969, реж. Т. Океев, приз за лучшую операторскую работу на Всесоюзном фестивале, Минск, 1970); «Мосты Дюйшена» (1972, реж. Г. Дегальцев, приз «Золотой дракон Вавеля» на фестивале в Кракове, 1973); «Дочь Земли» (1974, реж. Б. Абдылдаев) о дважды Герое Соц. Труда свекловичнице 3. Кайназаровой; «Отто Барч» (1975, реж. К. Абдыкулов) о всемирно известном спортсмене Отто Барче, неоднократном призёре Олимпийских игр.

Мировую известность принесла реж. А. Видугирису полная искренности и поэзии лента «Замки на песке», рассказывающая о талантливом мальчике, строящем на берегу озера песчаные замки (приз «Золотой дракон Вавеля» на Международном кинофестивале в г. Тампере (Финляндия) 1968, приз «Золотая статуэтка» — в Тегеране, 1968 и др.). Цикл фильмов, созданных A. Видугирисом, рассказывает о строительстве Токтогулской ГЭС: «Перекрытие» (1966), «Нарынский дневник» (1971, первый приз на 5 Всесоюзном кинофестивале в Тбилиси, 1972, Гран-при на Международном кинофестивале в Гренобле, 1974), «Токтогульское море, день первый» (1974), «Год неспокойного солнца» (1976).

В 1975—80 были созданы документальные ленты: «Посланцы Киргизстана на 25 съезд КПСС» (1976, реж. Б. Абдылдаев), «Жемчужины Алая» (1977, реж. И. Кокеев), «Беспокойство» (1975, реж. К. Кадыралиев), «Большевики Пишпека» (1977), «Бакен Кыдыкеева» (1977, реж. Л. Турусбекова), «За что премия?» (1976), «Чабаны» (1977), «Четыре портрета» (1979, реж. И. Герштейн), «Хроника суровых лет» (1974), «Опора» (1978, реж. Дж. Рахматулин), «Айдын» (1975, реж. Н. Борбиев), «Отто Барч» (1975), «Ласло Месарош» (1976):, «Жорго» (1980, реж. К. Абдыкулов); полнометражный фильм «Чингиз Айтматов» (1980, реж. К. Орозалиев, B. Виленский).

В разных по проблематике и художественному уровню кинофильмах постоянно идёт поиск нового подхода к жизненному материалу. Заметным явлением стали работы молодых кинематографистов «Из тьмы веков» (1977), «Истоки» (1975) Дж. Соданбека, «Наш генерал» (1974) К. Акматалиева, «Моды Киргизии» (1978) Т. Paззакова, «Наука — животноводству» (1979) А. Джамгерчинова, «Человек и время» (1979) С. Джапарова, «Если тебе комсомолец имя» (1975), «Праздник столицы» (1979) А. Суюндукова и др.

16 февр. 1977 организована мультипликационная группа, к-рая выпустила мультфильмы: «Цифры спорят» (1977), «Олокон», «Старик Меке в Чёрный великан» (1979), «Два зайчонка» (1980), «Узорная сказка» (1981), «Падишах и художник» (1982). С 1974 выпускается сатирич. журнал «Керегеч» («Зоркий глаз») периодичностью 4 номера в год. Короткометражные художественные и документальные фильмы выпускает студия «Киргизтелефильм», действующая при Гостелерадио Киргизской ССР.

С 1 по 10 окт. 1981 во Фрунзе проходил 8-й Всесоюзный фестиваль спортивных фильмов. Одним из мотивов избрания столицы республики местом проведения фестиваля послужило успешное выступление спортсменов-киргизстанцев на 22-х Олимпийских играх в Москве. В конкурсной программе фрунзенского фестиваля было представлено 83 художественных, документальных, научно-популярных и др. фильма. Высшей награды был удостоен фильм «О спорт, ты мир!» (реж. Ю. Озеров и Б. Рычков), серебряную награду получил фильм «Восьмое чудо света» (реж. С. Самсонов), бронзовую — «Белый снег России» (реж. Ю. Вышинский). Во время проведения всесоюзного кинофестиваля на стадионах, в бассейнах, в спортзалах города прошли массовые спортивные соревнования, показательные выступления спортсменов, встречи фрунзенцев с ведущими атлетами страны.