Include files from root directory is denied
При копировании информации указывайте гиперссылку на наш сайт как источник.
Include files from root directory is denied Include files from root directory is denied

Молодежь Пржевальска у кинотеатра "Иссык-Куль" Фото: 1978 год

Историческая справка: Первый кинотеатр принадлежал предприятию братья Пате и ко. (Французские предприниматели в индустрии кино, которые в свое время выпустили много фильмов во Франции и первыми изучили макросъемку через микроскоп.) в Бишкеке.

Процесс становления кыргызского кино был сложным и поэтапным. В Пишпеке, еще до установления Советской власти существовала киноустановка. В последующие годы Советской власти в Киргизии начинают строить небольшие кинотеатры. В самом конце 30-х годов во Фрунзе создается корреспондентский пункт Ташкентской студии «Союзкинохроники». На этой студии выходит киножурнал «Советская Киргизия». Его можно считать родоначальником кыргызского кинематографа. Корпункт «Союзкинохроники» просуществовал всего 3 года. В 1941 году он был преобразован во Фрунзенскую студию кинохроники. В тяжелые годы войны все сюжеты киножурнала «Советская Киргизия» были посвящены героическим подвигам солдат, которые сражались на фронте, и людям, трудившимся в тылу в помощь советской армии. В послевоенные годы сюжеты киножурнала в основном были о Советской власти, о пропаганде социалистического образа жизни. Одними из наиболее значимых хроникальных фильмов того времени являются «Киргизия в дни Отечественной войны», «Советская Киргизия», «В долине Суусамыр». Большой вклад в создание киножурнала внесли режиссеры – Д. Эрдман, М. Варейкис, И. Герштейн, операторы – А. Барковский, Г. Николаев, И. Колсанов, монтажеры – А. Корыткина, С. Иванов.

Днём рождения кыргызского кино считается 17 ноября 1941 года, когда был подписан указ о создании «Фрунзенской студии кинохроники», позже переименованной в студию «Кыргызфильм». Первый кыргызский цветной фильм был снят в 1955 году и назывался «Салтанат».
Признанными мастерами кыргызской киноклассики являются актёры Муратбек Рыскулов, Болот Бейшеналиев, Таттыбубу Турсунбаева, Суймонкул Чокморов, режиссёр Толомуш Океев. Благодаря произведениям мастеров кинематографа в 70-е годы возникло «кыргызское чудо».

В 1955 году на базе киностудии «Мосфильм» был снят первый киргизский художественный фильм «Салтанат» режиссера В. Пронина. В 1956 году Фрунзенская киностудия хронико-документальных фильмов постановлением Совета Министров Киргизской ССР преобразована в студию художественно-документальных фильмов. В этот период снимались такие фильмы как «Моя ошибка» (1958, реж. Кобызев), «Легенда о ледяном сердце» (1958, режиссеры Сахаров, Шенгелая), «Девушка с Тянь-Шаня» (1960, реж. Очкин). Огромный вклад в становление кыргызского кино внесло творчество Чингиза Айтматова. По его произведениям и сценариям сняты фильмы «Перевал» (реж. Сахаров), «Зной» (реж. Шепитько), «Первый учитель» (реж. А. Кончаловский). В основе произведений Айтматова лежат простые жизненные истории людей, пронизанные трогательными, чистыми человеческими отношениями. Может быть поэтому зрители полюбили эти добрые, искренние фильмы.



В начале 60-х дебютируют выпускники ВГИКа Убукеев, Океев, Шамшиев, Базаров. Именно благодаря их работам, 60-е годы отмечены расцветом национального кинематографа. Первый фильм Убукеева «Трудная переправа» был удостоен Диплома 1 степени за лучшую режиссерскую работу. Картины Океева «Небо нашего детства», «Поклонись огню», «Лютый», «Красное яблоко» также побеждали на международных конкурсах. В 1967 году Базаров снимает фильм «Материнское поле» по одноименной повести Айтматова. Картина была удостоена специальной премии на кинофестивале республик Средней Азии.

В 1973 году происходит значимое событие для кыргызского кинематографа. Была открыта студия по выпуску телевизионных фильмов – «Киргизтелефильм». В 1978 году на «Киргизфильме» был снят первый мультипликационный фильм «Цифры спорят» режиссера С. Ишенова. 70-е годы были отмечены тем, что кыргызское кино активно обращается к теме современности. В фильмах отображаются идейные и нравственные ценности человека, его внутренний мир и реальность, в которой он живет.

В 80-е годы кыргызское кино переживает времена «застоя». Однако благодаря инициативным молодым режиссерам снимаются те немногочисленные картины, которые впоследствии принесли успех кыргызскому кино. В 1981 году во Фрунзе проходил 8-й Всесоюзный кинофестиваль спортивных фильмов. Высшей награды был удостоен фильм «О спорт, ты мир!» (Режиссеры Озеров, Рычков). В советский период кыргызский кинематограф, не смотря на жесткую идеологию, сумел создать свое индивидуальное лицо.

После распада СССР киргизское кинопроизводство оказалось без материальной базы и без поддержки государства. На протяжении всех 90-х годов снималось очень мало фильмов. Но не смортя на трудности, кыргызскому кино удалось сохранить традиции и индивидуальность. Фильмы «Бешкемпир», «Плач перелетной птицы», «Взлет», «Брат мой шелковый путь» продолжали побеждать на кинофестивалях.

{social-link}
Все материалы, содержащиеся на веб-сайте www.foto.kg, защищены законом об авторском праве. Фотографии и прочие материалы являются собственностью их авторов и представлены исключительно для некоммерческого использования и ознакомления , если не указано иное. Несанкционированное использование таких материалов может нарушать закон об авторском праве, торговой марке и другие законы.
Разработка сайта Новости Кыргызстана, Киргизии