Манапство. Бай в национальной одежде.
Портрет киргизского бая-манапа. Фото: 1928 г
Информационная справка: Звание "манапа" было наследственным, и старший сын его наследовал. "Манап", по существу, являлся организатором у жизни всего рода, он определял кочевья и время кочевок, поде его руководством происходил суд, через него происходили соглашения с другими родами и сношения с правительственными учреждениями того государства, под властью коего в данный момент киргизы находились. У "манапа" почти никогда не бывало личного имущества, ибо имущество всего рода было в его распоряжении. В изображении целого ряда историков (Бартольда, бар. Мейендорфа, генерала Гродекова и др.) "манапы" изображены как деятельные организаторы жизни рода.
С завоеванием края, эти "манапы" являлись лицами, через посредство которых проводились все мероприятия власти в крае. С введением административного деления на волости фигура манапа стала изменяться. В начале волость соответствовала роду. Дальнейшее Административное деление пошло, однако, вразрез с деление на роды. Новое волостное деление искусственно включало в одну административную единицу части двух родов, закладывая, таким образом, бесконечную внутреннюю борьбу в волости. С другой стороны, избирательное право внесло брешь в принцип наследственности в институт манапства.
В зависимости от крупных феодалов (ага манап или чоц манап) находились средние манапы (орто манап) и мелкие манапы (чала манап). Каждый из них имел то или иное количество зависимого от него населения. Вся эта феодальная верхушка не только распоряжалась пастбищами в своих узкокорыстных интересах, прикрываясь общинными порядками. Крупные манапы и бии сами являлись владельцами многочисленных табунов лошадей, отар овец, стад коров, верблюдов и яков. В их руках была сосредоточена большая часть скота. Остальной скот составлял частную собственность мелких скотоводов, хотя и среди них он был распределен весьма неравномерно.
В первой половине XIX в. в числе крупных феодалов северной Киргизии, державших в зависимости средних и мелких феодалов и значительное количество подвластных им кочевников, а отчасти и земледельцев, были старший манап племени сары багыш Джантай, у которого насчитывалось до 700 юрт букары, главный манап племени бугу Бороомбай — до 1000 юрт, манап Уметаалы (сын известного феодала Ориона) из племени сары багыш — 1500 юрт и его брат Чаргын — до 1000 юрт букары. Некоторые крупные манапы передавали в наследство сыновьям целые родовые подразделения. Так, сыновья манапа Тюлёёберди (из подразделения талкан племени солто) после его смерти разделили принадлежавшую им букару как наследство. Каждый из них получил свою долю (энчи). Это очень походило на своеобразную удельную систему. Весьма многочисленным был слой манапов, имевших в подчинении менее 100 хозяйств.
Следует подчеркнуть условность употребляемых в тексте терминов «племя» и «род». По своему содержанию племенные и родовые деления уже давно не соответствовали родоплеменной организации, свойственной первобытнообщинному строю. Это уже не были кровнородственные союзы, о которых писал Ф. Энгельс. Возглавлявшиеся манапами и биями большего или меньшего размера группировки сохраняли старую форму племен и родов, которые были объединены друг с другом реальным или легендарным генеалогическим родством, как звенья строго регламентированной родоплеменной структуры.
В апреле 1925 г. на заседании Исполбюро Кара-Киргизского обкома РКП(б) дается четкая директива об активной агитации борьбы против баев и манапов в средствах массовой информации.
Информационная справка: Звание "манапа" было наследственным, и старший сын его наследовал. "Манап", по существу, являлся организатором у жизни всего рода, он определял кочевья и время кочевок, поде его руководством происходил суд, через него происходили соглашения с другими родами и сношения с правительственными учреждениями того государства, под властью коего в данный момент киргизы находились. У "манапа" почти никогда не бывало личного имущества, ибо имущество всего рода было в его распоряжении. В изображении целого ряда историков (Бартольда, бар. Мейендорфа, генерала Гродекова и др.) "манапы" изображены как деятельные организаторы жизни рода.
С завоеванием края, эти "манапы" являлись лицами, через посредство которых проводились все мероприятия власти в крае. С введением административного деления на волости фигура манапа стала изменяться. В начале волость соответствовала роду. Дальнейшее Административное деление пошло, однако, вразрез с деление на роды. Новое волостное деление искусственно включало в одну административную единицу части двух родов, закладывая, таким образом, бесконечную внутреннюю борьбу в волости. С другой стороны, избирательное право внесло брешь в принцип наследственности в институт манапства.
В зависимости от крупных феодалов (ага манап или чоц манап) находились средние манапы (орто манап) и мелкие манапы (чала манап). Каждый из них имел то или иное количество зависимого от него населения. Вся эта феодальная верхушка не только распоряжалась пастбищами в своих узкокорыстных интересах, прикрываясь общинными порядками. Крупные манапы и бии сами являлись владельцами многочисленных табунов лошадей, отар овец, стад коров, верблюдов и яков. В их руках была сосредоточена большая часть скота. Остальной скот составлял частную собственность мелких скотоводов, хотя и среди них он был распределен весьма неравномерно.
В первой половине XIX в. в числе крупных феодалов северной Киргизии, державших в зависимости средних и мелких феодалов и значительное количество подвластных им кочевников, а отчасти и земледельцев, были старший манап племени сары багыш Джантай, у которого насчитывалось до 700 юрт букары, главный манап племени бугу Бороомбай — до 1000 юрт, манап Уметаалы (сын известного феодала Ориона) из племени сары багыш — 1500 юрт и его брат Чаргын — до 1000 юрт букары. Некоторые крупные манапы передавали в наследство сыновьям целые родовые подразделения. Так, сыновья манапа Тюлёёберди (из подразделения талкан племени солто) после его смерти разделили принадлежавшую им букару как наследство. Каждый из них получил свою долю (энчи). Это очень походило на своеобразную удельную систему. Весьма многочисленным был слой манапов, имевших в подчинении менее 100 хозяйств.
Следует подчеркнуть условность употребляемых в тексте терминов «племя» и «род». По своему содержанию племенные и родовые деления уже давно не соответствовали родоплеменной организации, свойственной первобытнообщинному строю. Это уже не были кровнородственные союзы, о которых писал Ф. Энгельс. Возглавлявшиеся манапами и биями большего или меньшего размера группировки сохраняли старую форму племен и родов, которые были объединены друг с другом реальным или легендарным генеалогическим родством, как звенья строго регламентированной родоплеменной структуры.
В апреле 1925 г. на заседании Исполбюро Кара-Киргизского обкома РКП(б) дается четкая директива об активной агитации борьбы против баев и манапов в средствах массовой информации.
Источник:Российский Государственный Архив Кинофотодокументов