Борьба куреш на поминках манапа из рода сарыбагыш Шабдана Джантаева

Борьба куреш на поминках манапа из рода сарыбагыш Шабдана Джантаева. Фото: 1912 год

Информационная справка: Балбан курош, или боко курош (борьба силачей), или просто курош, курошуу или куреш (борьба) — традиционный вид киргизской борьбы или рукопашного боя. С глубокой древности это единоборство практиковалась в двух основных видах, которые исследователи разделяют по территориальному признаку — южный и северный.

В обеих разновидностях борьба ведется только в стойке с обязательным захватом хотя бы одной рукой за пояс соперника (другой могли выполнятся любые захваты, но только выше пояса), поэтому белдешип курош можно классифицировать как борьбу «на поясах». Что касается стилевых различий, то в южных районах Киргизстана борьба носила во многом силовой характер, подножки, подсечки, зацепы и другие приемы с помощью ног здесь были запрещены правилами. В северных же областях, наоборот, приемы с воздействием ногами на ноги соперника имели самое широкое распространение.

Популярными в киргизской борьбе были и разнообразные броски через бедро - “жамбашка салмай” (укладывание на бедро). Борцы, имевшие сильные руки часто использовали боевой прием, применяемый и в конной борьбе — кол толгоо (букв. — “он взял за ноги”). При этом, захват выполнялся за “багалек”, низ широких штанин (“отук”) Вообще, киргизская борьба, по-видимому, не отличалась особым разнообразием приемов и главеное значение в схватке имели физическая сила и выносливость. Схватка велась до полной победы без ограничения времени. Ничьи признавались неохотно. Не было разделения борцов по весовым категориям, что часто вело к травмам и несчастным случаям. Обучение балбан курош проводилось, как правило, по родственной линии - знания передавались от отца к сыну.

Отметим, что в состязаниях принимали участие не только мужчины и юноши — боролись между собой и женщины, которых киргизы называли балбан кыз (“девушка-силач”) или балбан келин (“молодуха-силач”). Состязались женщины - как в конной, так и в пешей борьбе. Некоторые из них даже вызывали на схватку мужчин. Так же как и представители мужской части населения, женщины надевали кожаные штаны “отук” (часть одеяния киргизского воина в прошлом) и заправляли в них полы верхней одежды на воинский манер. Женщины состязались в конной борьбе Оодарыш по тем же правилам, что и мужчины. Пешая женская борьба проходила также по правилам мужской борьбы, разве что отличалась меньшим количеством подножек и бросков. Очень часто разгоряченные поединком соперницы хватали друг друга за волосы и, сцепившись, обе падали на землю с криком негодования и ярости. Этот же прием часто использовался и в конной борьбе.



Вот описание традиционного хода схватки по балбан курош: “Борцы наклоняются друг к другу корпусами и берут друг друга за пояс… Затем один из борцов резким выпадом вперед всего корпуса и одной ноги, становится под противника, наклоняет его на себя и рывком старается перебросить через свою голову”.

Биографическая справка: Шабдан Джантаев (1839-1912) - крупнейший сарыбагышский манап, один из потомков знаменитого Атаке - батыра, родился в местности Туюк-Булун на сев. берегу И-Куля. прославился удачными набегами в Барымте В юности был представителем кырг-ов на приеме у Малля хана в Каканде. Служил 2 г.в Ташкентк при ханском наместнике Канаате. Шабдап ринял Росс-ое подданство и стал верно служить новым властям. В 1868 г. с 200 джигитами он помагал бишкекскому уездному начальнтку Загряжскому утверждать новое административное управление в Цент. Тянь-Шане. С 1876 г. со своим отрядом был в составе войск Скобелева, принимал участие в завоевании Какандского ханства, в операциях против повстанцев Пулат-хана, за что получил георгиевский крест. В Алайском походу Скобелева в 1876 г. Шабдан с 40 джигитами отличился в ряде операций, участвовал в разгроме последних отрядов повстанцев, возглавляемых Джетим-ханом. Шабдан до самой смерти верно служил росс-му правит-ву. Получил чин войскового старшины, соответствовавший званию подполковника. В 1883 г. находился в составе туркестанской делегации на коронации Александра III.