Средства и способы передвижения. Гужевой транспорт

Гужевой транспорт. Фото: 1927 год

Аннотация: Киргиз едет верхом на быке, запряжённым в арбу.

Информационная справка: В настоящее время уже по всей Средней Азии и Зауралью полевые работы успешно выполняются на быках, конкурировать с которыми не могут и верблюды. Киргизский вол поступает в работу на 3—4 году и несет ее до 8—9 лет. Кроме полевых работ, киргизские волы исполняют и все другие сельскохозяйственные нужды, до перевозки скарба во время кочевок исключительно. Работопроизводительность киргизского скота невелика; так, для распашки ковыльных залогов требуется до 5 пар быков; старых залежей — до 4 пар быков; при перевозке тяжестей пара быков поднимает до 40—50 п. Запряжка одинаковая с украинской, но встречается и другой вид — шейная-одиночная, для запряжки одного быка. В этих случаях употребляется или деревянное ярмо с одной клеткой, или, чаще, хомут с седелкой, но без дуги: на спину быка прикрепляют тяжелую деревянную седелку в роде небольшого седла, а на шею "бычий" хомут, который отличается от конского тем, что имеет вверху разрез и надевается не через голову, а надвигается на шею снизу вверх, после чего разрез стягивается веревкой и, таким образом, широкая часть хомута прилегает к груди, а узкая остается вверху, т. е. как раз наоборот, чем у лошади. По-киргизски такая запряжка называется "бельге салма". Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.



Источник:Российский Государственный Архив Кинофотодокументов