Семья памирских киргиз

Семья памирских киргизов в своей юрте. Фото: 1928 г

Место съемки: Киргизия, Памир

Информационная справка: Традиционная кыргызская кочевая семья была патриархальной, и в небольшой местности или аиле (то же самое, что и деревня) совместно жили родственники не менее трёх поколений. Семья строилась строго в иерархическом порядке. Глава семейства считался владельцем всего семейного имущества, авторитет его были непререкаем. Старшая жена аксакала - байбиче руководила всей работой по дому. Она являлась высшим авторитетом во всех вопросах, касающихся управления хозяйством и домашней работы. Возражения против её распоряжений не разрешались, она подчинялась только своему мужу.

Возможно, самым наглядным примером иерархии является время трапезы. Члены семьи садились строго в установленном порядке. Глава семьи садился на самом почётном месте – напротив входа в юрту, если только не было гостей, в этом случае он уступал это место им. Его сыновья садились справа от него по возрастам. Байбиче садилась слева, его дочери садились около неё, далее шли невестки по старшинству своих мужей. Самая молодая жена аксакала садилась у котла и отвечала за раздачу еды, а жена самого младшего сына раскладывала содержимое котла на деревянное блюдо (чара). Это блюдо передавалось самой младшей жене аксакала, та резала мясо на мелкие куски и раскладывала их на мелкие блюда (табак): одно для аксакала, байбиче, старшего сына и дочерей главы семейства, другое блюдо остальным сыновьям и их жёнам.

Кыргызы-кочевники жили отдельными общинами, производя сами всё, что было нужно в их хозяйстве для повседневной жизни, члены семьи объединялись вместе для выполнения работы, и число человек, занятых в какой-то деятельности, порой достигало 50.



Племена и кланы играли важную роль. Они обеспечивали кыргызов поддержкой и защитой. Например, от более богатых родственников ожидалось, что они дадут своим бедным родственникам домашний скот, так, чтобы те могли уплатить калым при женитьбе; усыновят детей своего клана, оставшихся сиротами; одолжат скот своим бедным родственникам в голодное время.

Большая часть повседневной жизни уделялась уходу за домашним скотом. Днём мужчины (пастухи) пасли отары и табуны, а ночью обязанность следить за скотиной переходила женщинам и молодым девушкам.

В поисках свежей и обильной травы для пастбищ, семейный клан переезжал с жайлоо на жайлоо. Когда приходило время переезда всей общины, они переодевались в чистую одежду, разбирали свои юрты, грузили свой скарб на спины вьючных животных (верблюдов и лошадей), покрытые коврами, и всей группой гуртом отправлялись на новое место. Перед тем как покинуть какое-то место, они совершали определённые ритуалы (например, наливали айран, кумыс или расплавленное масло в отверстия, оставшиеся от шестов юрт) как подношения местным духам того места, для подготовки своего возвращения сюда же на следующий год.

Рождение телёнка, жеребёнка или ягнёнка было большим событием для семейного клана, и оно отмечалось почти с такими же церемониями, как и рождение ребёнка.

Источник:Российский Государственный Архив Кинофотодокументов