Боомское ущелье. Путешествие Поля Лаббе в российском Туркестане
Боомское ущелье. Путешествие Поля Лаббе в российском Туркестане. Фото: 1897 год
Историческая справка: Боомское ущелье, соединяет западный берег озера Иссык-Куль с Чуйской долиной Кыргызстана. Представляет собой глубокую впадину между западной оконечностью хребтов Зайилийского и Кунгей Алатау и восточной частью Кыргызского (Александровского) хребта.
Вот что писал о Боомском ущелье выдающийся исследователь природы Киргизии Лев Семенович Берг (транскрипция автора сохранена): «Буамское ущелье есть типичная долина прорыва...", - указывает крупнейший исследователь Иссык-Куля Л. С. Берг, "в эпоху более значительного распространения ледников в Тянь-Шане озеро Иссык-Куль стояло намного выше теперешнего.
В то время река Чу впадала в озеро, переполняла его и давала ему исток через хребет в том месте, где ныне находится Буамское ущелье. С течением времени Чу, постепенно углубляя своё русло, прорыла Буамское ущелье; вместе с тем, унося вследствие углубления истока всё больше и больше вод Иссык-Куля, Чу значительно понизила уровень озера, и, наконец, вследствие пока ещё неизвестных причин, совсем перестала впадать в него".
К взгляду Берга на Буамское ущелье, как на долину, прорытую стекавшими водами Иссык-Куля, присоединился также исследователь Мушкетов и другие. Каньон реки поражает своим величием и дикой красотой. Грандиозные откосы рыжеватых скал вздымаются по обе стороны ущелья, на дне которого стремительно мчится бурная Чу. До прихода русских лишь тропа, вьющаяся по откосам, узким карнизам и осыпям, соединяла 30-ти километровым переходом берег озера с западной частью ущелья.
В 1870 году была построена вьючная дорога для сообщения через Токмак и Кастекский перевал с Верным (Алматы). С 1871 года этот вьючный тракт стал почтовым. В 1872 году был построен Кокмойнокский мост через реку Чу и разработана дорога для тарантасов, соединявшая Пржевальск (Каракол) и Пишпек (Бишкек) Пржевальским трактом длиной 376 верст. Боомский каньон расположен в 112 км от города Бишкека и является своеобразными природными воротами, открывающими путь к озеру Иссык-Куль, Центральному и Внутреннему Тянь-Шаню. Слово «Боом» не кыргызское. На древнетюркском языке оно означает «крутая высокая скала, высокий утес». Высота днища Боомского ущелья 1300 - 1550 метров над уровнем моря, высота склонов над днищем 1800 - 2500 метров, длина 25 километров, ширина 100 - 220 метров, крутизна склонов - до 35 градусов. Через Боомское ущелье прошли экспедиции П. П. Семёнова-Тян-Шанского в 1856 году и Н. А. Северцова в 1867 году. Название Боом переводится как «злой дух». Ущелье получило такое название, после того как в 1856 году его первым пересек путешественник и русский исследователь XIX века Петр Семенов Тян-Шанский. Он отметил в своих записях следующее: «Это ущелье является смертельной и опасной ловушкой. Мы с трудом продвигались по нашему пути, который пролегал то по берегу реки, то приходилось карабкаться вверх по отвесным скалам, которые обрывались неожиданно.
Чтобы избежать таких переходов приходилось идти по реке, где это представлялось возможным. Мы боролись со стремительным течением, которое скрывало громадные камни и каждое мгновенье намереваясь смыть нас прочь».
Двадцать один день Семенов и его спутники шли, чтобы преодолеть Боомское ущелье, длиной 25 километров. Дорога через ущелье была построена в 1871 - 1873 годах, через 22 года после того как по ней прошел Семенов со своей командой.
Она была проложена по изгибам и линиям реки. Краснооктябрьский мост, перекинутый через реку – это административная граница двух областей - Иссык-Кульской и Чуйской. В средней части Боомского ущелья проходит административная граница между Чуйской и Иссык-Кульской областями. Чуйская, нижняя, часть ущелья представляет собой узкий каньон, стиснутый высокими скалистыми обрывами.
В Иссык-Кульской, верхней, части ущелья преобладают более спокойные формы. Горы расступаются, открывая заросшую растительностью пойму широко разлившейся реки. Постепенно гряды гор отступают на дальний план.
Развитием экономики и культуры была продиктована необходимость строительства железной дороги через Боомское ущелье. Через ущелье также проложена железная дорога, которая соединяет Бишкек и городок Балыкчи, расположенный на западном побережье озера Иссык-Куль.
Протяженность железной дороги - 189 км. В некоторых местах ущелья железная дорога высоко возвышается над автомобильной дорогой, а в некоторых проходит рядом с ней. Строительство железной дороги велось в трудных условиях в течение нескольких лет. Первый поезд прошел по новой дороге к Иссык-Кулю в мае 1948 года. Участок железной дороги от города Бишкека до озера Иссык-Куль, протяженностью около 180 км, очень живописен.
Историческая справка: Поль Лаббе 1867–1943 - французский путешественник, объездивший большую часть России и опубликовавший по итогам своих поездок несколько книг, практически неизвестен в нашей стране. П. Лаббе (1867–1943) родился в Арпажоне (недалеко от Парижа), рано осиротел. После окончания лицея он мечтал о дипломатической службе и стал готовиться к поступлению на юридический факультет и в Школу политических наук. Однако его преподаватель немецкого языка, заметив у своего ученика способности полиглота, порекомендовал ему добиться разрешения на поездку в Россию. В итоге П. Лаббе был командирован к нам французским правительством «для производства этнографических исследований» и, таким образом, стал исследователем Урала, Поволжья, Сибири, Туркестана, Казахстана и Сахалина, а также Монголии и Маньчжурии.
Позднее П. Лаббе занимал должности генерального секретаря Парижского общества коммерческой географии (1905-1919) и Французского альянса (1919-1935). В 1924 г. он стал командором Ордена Почетного легиона. Скончался путешественник в маленьком нормандском местечке Кароль в период нацистской оккупации Франции.
Историческая справка: Боомское ущелье, соединяет западный берег озера Иссык-Куль с Чуйской долиной Кыргызстана. Представляет собой глубокую впадину между западной оконечностью хребтов Зайилийского и Кунгей Алатау и восточной частью Кыргызского (Александровского) хребта.
Вот что писал о Боомском ущелье выдающийся исследователь природы Киргизии Лев Семенович Берг (транскрипция автора сохранена): «Буамское ущелье есть типичная долина прорыва...", - указывает крупнейший исследователь Иссык-Куля Л. С. Берг, "в эпоху более значительного распространения ледников в Тянь-Шане озеро Иссык-Куль стояло намного выше теперешнего.
В то время река Чу впадала в озеро, переполняла его и давала ему исток через хребет в том месте, где ныне находится Буамское ущелье. С течением времени Чу, постепенно углубляя своё русло, прорыла Буамское ущелье; вместе с тем, унося вследствие углубления истока всё больше и больше вод Иссык-Куля, Чу значительно понизила уровень озера, и, наконец, вследствие пока ещё неизвестных причин, совсем перестала впадать в него".
К взгляду Берга на Буамское ущелье, как на долину, прорытую стекавшими водами Иссык-Куля, присоединился также исследователь Мушкетов и другие. Каньон реки поражает своим величием и дикой красотой. Грандиозные откосы рыжеватых скал вздымаются по обе стороны ущелья, на дне которого стремительно мчится бурная Чу. До прихода русских лишь тропа, вьющаяся по откосам, узким карнизам и осыпям, соединяла 30-ти километровым переходом берег озера с западной частью ущелья.
В 1870 году была построена вьючная дорога для сообщения через Токмак и Кастекский перевал с Верным (Алматы). С 1871 года этот вьючный тракт стал почтовым. В 1872 году был построен Кокмойнокский мост через реку Чу и разработана дорога для тарантасов, соединявшая Пржевальск (Каракол) и Пишпек (Бишкек) Пржевальским трактом длиной 376 верст. Боомский каньон расположен в 112 км от города Бишкека и является своеобразными природными воротами, открывающими путь к озеру Иссык-Куль, Центральному и Внутреннему Тянь-Шаню. Слово «Боом» не кыргызское. На древнетюркском языке оно означает «крутая высокая скала, высокий утес». Высота днища Боомского ущелья 1300 - 1550 метров над уровнем моря, высота склонов над днищем 1800 - 2500 метров, длина 25 километров, ширина 100 - 220 метров, крутизна склонов - до 35 градусов. Через Боомское ущелье прошли экспедиции П. П. Семёнова-Тян-Шанского в 1856 году и Н. А. Северцова в 1867 году. Название Боом переводится как «злой дух». Ущелье получило такое название, после того как в 1856 году его первым пересек путешественник и русский исследователь XIX века Петр Семенов Тян-Шанский. Он отметил в своих записях следующее: «Это ущелье является смертельной и опасной ловушкой. Мы с трудом продвигались по нашему пути, который пролегал то по берегу реки, то приходилось карабкаться вверх по отвесным скалам, которые обрывались неожиданно.
Чтобы избежать таких переходов приходилось идти по реке, где это представлялось возможным. Мы боролись со стремительным течением, которое скрывало громадные камни и каждое мгновенье намереваясь смыть нас прочь».
Двадцать один день Семенов и его спутники шли, чтобы преодолеть Боомское ущелье, длиной 25 километров. Дорога через ущелье была построена в 1871 - 1873 годах, через 22 года после того как по ней прошел Семенов со своей командой.
Она была проложена по изгибам и линиям реки. Краснооктябрьский мост, перекинутый через реку – это административная граница двух областей - Иссык-Кульской и Чуйской. В средней части Боомского ущелья проходит административная граница между Чуйской и Иссык-Кульской областями. Чуйская, нижняя, часть ущелья представляет собой узкий каньон, стиснутый высокими скалистыми обрывами.
В Иссык-Кульской, верхней, части ущелья преобладают более спокойные формы. Горы расступаются, открывая заросшую растительностью пойму широко разлившейся реки. Постепенно гряды гор отступают на дальний план.
Развитием экономики и культуры была продиктована необходимость строительства железной дороги через Боомское ущелье. Через ущелье также проложена железная дорога, которая соединяет Бишкек и городок Балыкчи, расположенный на западном побережье озера Иссык-Куль.
Протяженность железной дороги - 189 км. В некоторых местах ущелья железная дорога высоко возвышается над автомобильной дорогой, а в некоторых проходит рядом с ней. Строительство железной дороги велось в трудных условиях в течение нескольких лет. Первый поезд прошел по новой дороге к Иссык-Кулю в мае 1948 года. Участок железной дороги от города Бишкека до озера Иссык-Куль, протяженностью около 180 км, очень живописен.
Историческая справка: Поль Лаббе 1867–1943 - французский путешественник, объездивший большую часть России и опубликовавший по итогам своих поездок несколько книг, практически неизвестен в нашей стране. П. Лаббе (1867–1943) родился в Арпажоне (недалеко от Парижа), рано осиротел. После окончания лицея он мечтал о дипломатической службе и стал готовиться к поступлению на юридический факультет и в Школу политических наук. Однако его преподаватель немецкого языка, заметив у своего ученика способности полиглота, порекомендовал ему добиться разрешения на поездку в Россию. В итоге П. Лаббе был командирован к нам французским правительством «для производства этнографических исследований» и, таким образом, стал исследователем Урала, Поволжья, Сибири, Туркестана, Казахстана и Сахалина, а также Монголии и Маньчжурии.
Позднее П. Лаббе занимал должности генерального секретаря Парижского общества коммерческой географии (1905-1919) и Французского альянса (1919-1935). В 1924 г. он стал командором Ордена Почетного легиона. Скончался путешественник в маленьком нормандском местечке Кароль в период нацистской оккупации Франции.