Пржевальск. Школа имени А.М. Горького

Пржевальск. Школа имени А.М. Горького. Фото: 1969 год

Информационная справка: В конце 1955 года по этому вопросу было проведено первое республиканское совещание. На совещании выступили с докладами о своем опыте 35 учителей, директоров, завучей школ и других работников народного образования. Вопросы политехнического обучения заняли центральное место также на районных, областных и республиканских педагогических чтениях.

Большая работа была проведена по оборудованию учебных кабинетов и лабораторий школ. Для этой цели только в 1956 году израсходовано около 8 млн. рублей. Во многих школах широкое развитие получило детское техническое творчество.
Придавая большое значение делу народного образования, VI пленум ЦК КП Киргизии в августе 1955 года обсудил вопрос «О состоянии и мерах улучшения работы школ республики».

Пленум обязал обкомы, горкомы, райкомы партии, Министерство просвещения республики добиться такого положения, чтобы во всех школах в процессе преподавания физики, химии, биологии и других дисциплин учителя знакомили учащихся с основными принципами главных отраслей производства. Пленум потребовал широко практиковать производственные экскурсии, лабораторные работы, организовать производительный труд учащихся на предприятиях, в колхозах, на пришкольных учебно-опытных участках и готовить учащихся к будущей практической деятельности.

В конце 1958 года Верховным Советом СССР был принят закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», а в мае 1959 года аналогичный закон приняла сессия Верховного Совета Киргизской ССР. В соответствии с законом в течение четырех лет был осуществлен переход от семилетнего к восьмилетнему всеобщему обязательному обучению. Новые успехи достигнуты в обучении девочек. В 1965/66 учебном году в школах республики обучалось 130 957 девочек-киргизок, что составляет около 50% общего количества учащихся-киргизов.

Положительную роль не только в улучшении воспитания детей, но и в осуществлении всеобуча играют школы и группы с продленным днем. В республике в 1965 году насчитывалось 1056 групп и 10 школ с продленным днем с контингентом более 31 тыс. учащихся. Работало также 38 школ-интернатов, в которых воспитывались 15,9 тыс. детей. В 154 интернатах при школах воспитывались 6326 детей животноводов, свыше 27 тыс. детей подвозятся к школам общественным транспортом бесплатно.

Большая работа проделана по укреплению учебно-материальной базы школ. За семилетку (1959—1965) в республике введены в эксплуатацию 172 школы на 89,6 тыс. мест за счет государственных капиталовложений. Кроме того, за счет средств колхозов построено 308 школ на 56,8 тыс. ученических мест.
В соответствии с законом об укреплении связи школы с жизнью в старших классах средних школ были введены производственное обучение и профессиональная подготовка учащихся с одновременным удлинением срока обучения до И лет. Эти меры сыграли положительную роль в трудовом воспитании учащихся, усилении их внимания к изучению естественно-математических дисциплин. Но введение профессиональной подготовки во всех средних школах без учета местных возможностей себя не оправдало и было отменено с восстановлением с 1965/66 учебного года десятилетнего срока обучения в средней школе. В закон были внесены соответствующие поправки.



Пути дальнейшего развития средней школы как общеобразовательной, трудовой, политехнической определены директивами XXIII съезда КПСС, постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР (ноябрь 1966 года) «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы». На претворение в жизнь этого постановления ныне направлены основные усилия органов народного образования и школ республики.
Одним из показателей непрерывного совершенствования качества учебно-воспитательной работы школ является то, что более 6 тыс. учителей из года в год работают без второгодников. Учащиеся школ Киргизии успешно участвуют в республиканских и всесоюзных олимпиадах по математике, физике и химии. Улучшается преподавание русского языка в киргизских школах. Этому способствовало открытие свыше 100 подготовительных классов для детей киргизов и других национальностей.

Школы республики все большее внимание уделяют воспитанию учащихся в духе советского патриотизма и дружбы народов, социалистического интернационализма, на боевых, революционных и трудовых традициях советского народа. Во многих школах созданы музеи, посвященные жизни и деятельности В. И. Ленина. Учащиеся переписываются и обмениваются опытом со своими сверстниками из других братских республик и социалистических стран.

В целях дальнейшего улучшения эстетического воспитания учащихся создан координационный совет по вопросам эстетического воспитания детей, в который входят представители творческих союзов. При некоторых районных и городских отделах народного образования также созданы такие советы. В ряде районов и городов имеются общественные инспектора-методисты из числа лучших учителей и работников местных учреждений культуры. Выпущены учебники пения для I—VI классов. Разработаны методические письма, рекомендации по художественному оформлению школ. Во многих школах успешно работают хоровые, музыкальные, хореографические, драматические и другие кружки. Большое место в воспитательной работе с детьми принадлежит внешкольным учреждениям.

В республике ныне действуют Фрунзенский дворец пионеров, организованный в 1936 году, 33 дома пионеров, 77 детских библиотек, 33 детские спортивные школы, Дом художественного воспитания, кукольный театр, 3 детские технические станции, 2 спортивно-туристские станции и др.
Во Фрунзенском дворце пионеров успешно работают технические кружки: авиамодельный, судомодельный, радистов-операторов, по изучению автомотодела, «умелые руки», по моделированию сельскохозяйственных машин, кружок киномехаников и др. Многие пионеры увлекаются работой в предметных кружках: историческом, ботаническом, зоологическом и др.

Большой популярностью пользуются художественные кружки: хореографический, народных инструментов, юных художников, художественного слова и т. п. Во дворце пионеров проводится также разнообразная инструктивно-методическая работа с учителями, пионервожатыми и родителями учащихся по вопросам организации внешкольной и внеклассной работы с детьми. Проводятся открытые пионерские сборы. Старшие пионервожатые во дворце пионеров получают систематическую консультацию по методике пионерской работы.