Народное образование в Киргизской ССР

Киргизский народ приходит к 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции с огромными успехами в области народного образования и развития социалистической по содержанию и национальной по форме культуры.
В 1966/67 учебном году в общеобразовательных школах всех типов обучалось 657 тыс. человек. Число студентов в высших учебных заведениях достигло 36,7 тыс., учащихся средних специальных учебных заведений — 35,4 тыс.
В научных учреждениях, высших учебных заведениях, на предприятиях и в аппарате управления было занято 3699 научных работников, из них 71 человек имели ученую степень доктора наук и 891 человек — кандидата наук.
Эти цифры становятся особенно разительными при сопоставлении их с тем, что было на территории республики в современных границах до победы Октябрьской революции.
Типичной школой у киргизов были конфессиональные мектебы (мектеп-хане), являвшиеся рассадниками религиозного фанатизма и невежества. При наличии 234 конфессиональных школ киргизский народ был сплошь неграмотным. В 107 русских школах разных типов с общим контингентом учащихся 7041 человек насчитывалось всего 574 человека коренных национальностей. Туркестанскую учительскую семинарию за 35 лет (1879—1914) окончило 455 человек, в том числе 53 «туземца», но среди них не было ни одного киргиза. Расходы на просвещение составляли менее одной копейки на душу населения.
Историческим событием в жизни киргизского народа явилось добровольное вхождение Киргизии во второй половине XIX века в состав России. Киргизский народ стал приобщаться к величайшим сокровищам русской культуры. С этого времени началось более или менее систематическое изучение истории, экономики, культуры и быта киргизского народа, исследование богатств недр киргизской земли.
Киргизский народ бережно хранит память о великих русских путешественниках-исследователях — Семенове-Тян-Шанском, Пржевальском, Северцеве, Мушкетове, Федченко, Бартольде, Радлове, Верещагине, Комарове, Шишкине, которые заложили основы научного изучения края, сделали достоянием народов древнюю историю и культуру Киргизии.
Но подъем культуры всего народа обеспечила только победа Великой Октябрьской социалистической революции. Одним из первых актов революционного правительства Туркестанской республики, так же как и по всей стране, были декреты по вопросам народного образования.
Постепенно вытесняются старые школы, прекращается преподавание религии, вводится совместное обучение детей, создается учебно-материальная база для новых школ, готовятся первые группы советских учителей.
Трудящиеся Киргизии жадно потянулись к знаниям. Повсеместно под лозунгом «Все для просвещения!» развернулось широкое общественное движение за создание новой, советской школы.
С просьбой открыть школу в органы народного образования 11 декабря 1918 года обращается население Байтикенской волости, 13 января 1919 года — Восточно-Сукулукской волости, 26 января 1919 года — граждане Канаевской волости, 8 октября 1920 года — Багышенской волости и многие другие.
Все эти прошения, письма, шедшие из самой гущи киргизского народа, свидетельствовали о великой правде ленинских слов о том, что «трудящиеся тянутся к знанию, потому что оно необходимо им для победы».
В результате большой организаторской работы, проведенной партийными организациями, и мощного народного движения за просвещение к 1920 году в Киргизии уже функционировало 164 школы с общим количеством более 10 тыс. учащихся, из них свыше 4 тыс. киргизов. Количество учащихся-киргизов за 2 года Советской власти стало в 8 раз больше, чем в дореволюционной Киргизии.
В начале 1919 года под влиянием Всероссийского съезда учителей-интернационалистов из числа учителей-активистов Киргизии создаются «Группа красного учительства» и «Ячейка содействия РКП (б)», которые ставили перед собой задачу оказывать помощь партийным организациям в строительстве новой, советской школы.
Проведение в Киргизии выборов педагогического и административного состава школ (1918), проверка деловых и политических качеств учителей (1923) дали возможность очистить ряды учителей Киргизии от враждебных бай-манапских и кулацких элементов. Для удовлетворения потребности школ в учителях в начале 1919 года создаются первые педагогические курсы.
В 1924 году осуществляется национально-государственное размежевание Средней Азии, в результате которого Киргизия была выделена в самостоятельную автономную область в составе РСФСР, преобразованную в 1926 году в автономную республику.
В 1924 году киргизский народ получает свою письменность, и Киргосиздат выпускает первые 13 учебников на родном языке тиражом 28 тыс. экземпляров. После замены арабского алфавита новым латинизированным (1926) работа над созданием учебников расширяется. В 1927—1928 гг. выпускается уже 63 названия учебников и учебно-методической литературы тиражом свыше 130 тыс. экземпляров.
Начиная с 1925 года создается сеть стационарных педагогических учебных заведений. В ноябре 1925 года в г. Пишпеке организуется институт просвещения, который в 1928 году реорганизуется в республиканский педагогический техникум. Этот первенец педагогического образования в Киргизии воспитал сотни молодых талантливых представителей киргизской национальной интеллигенции.
5 мая 1928 года вышел в свет первый номер первого в истории киргизского народа педагогического журнала на родном языке «Джаны маданият джолунда» («На путях к новой культуре»). Это было важнейшим событием в общественной и культурной жизни республики. Журнал «Джаны маданият джолунда» с первых же лет издания стал важнейшей опорой киргизского учительства в повышении его идейно-политического уровня и педагогического мастерства.
В трудных условиях создавались первые методические учреждения. В 1923—1924 гг. при ГУСе Наркомпроса Туркестанской республики была создана каракиргизская научно-методическая комиссия, которая положила начало осуществлению перевода учебников и разработке терминологии киргизского языка. В конце 1924 года научно-методическая комиссия была преобразована в академический центр.
Академический центр Киргизии проводил большую работу по разработке терминологии киргизского языка, составлению учебно-методических указаний и программ для всех типов школ, руководил работой краеведческого и научно-педагогического обществ, состоявших преимущественно из учителей.
В 1923 году появляются первые пионерские организации. В 1927 году в школах Киргизии было 6500 пионеров и 2458 комсомольцев, а в 1929 году число пионерских отрядов доходит до 256 с общим количеством пионеров свыше 10 тыс. человек.
Комсомольские и пионерские организации постепенно становятся серьезной силой в школе, призванной бороться за дальнейшее повышение качества учебы и сознательной дисциплины, за развитие общественной активности учащихся и идейно-политическое воспитание их.
Одним из тяжелых наследий прошлого была массовая неграмотность. В результате совместных усилий государственных органов и широкой общественности к 1930 году в республике ликвидировали свою неграмотность более 96 тыс. человек.
Особенно остро в Киргизии стоял вопрос о вовлечении в школы девочек. Надо было ломать вековые феодально-родовые пережитки, упорное сопротивление мусульманского духовенства. В результате настойчивой работы партийных и советских организаций, женотделов и учительства к 1927/28 учебному году число девочек в школах по отношению к общему числу учащихся данной национальности достигло: киргизок до 28,5%, уйгурок — 18%, узбечек — 16,2%.
В 1929 году в Киргизии насчитывалось уже 600 школ с 54 тыс. учащихся, 86 % из них обучались в начальных школах.
Выполняя постановление XVI съезда партии и решение ЦК ВКП(б) от 25 июля 1930 года «О всеобщем обязательном обучении» Киргизский обком ВКП(б) и СНК Киргизской АССР 12 августа 1930 года принимают решение о введении всеобщего обязательного начального обучения повсеместно и семилетнего в городах.
Только за первый год введения всеобуча (1930) количество учащихся доходит до 100,5 тыс. человек. Почти половину школьников (47,6%) составляли учащиеся-киргизы. В корне изменился социальный состав учащихся: дети рабочих, батраков и бедняков составляли 60,8%, дети крестьян-середняков, служащих и кустарей — 32,2%, дети зажиточного крестьянства и нетрудовых элементов — 7,0%. Основная масса учащихся принадлежала к тем социальным слоям, которые до Октябрьской революции не имели возможности учиться.
В разгар борьбы за осуществление всеобуча ЦК ВКП(б) 5 сентября 1931 года принял постановление «О начальной и средней школе», послужившее началом коренной перестройки всей учебно-воспитательной работы школ. В результате проведения в жизнь этого постановления в школах Киргизии значительно повышается успеваемость и улучшается дисциплина учащихся.
На основе решений XVII съезда партии IV съезд Советов Киргизии (1934) поставил вопрос о переходе к осуществлению семилетнего всеобуча в сельских местностях республики. Препятствием для решения этой задачи было большое количество карликовых начальных школ. В связи с этим по решению Киргизского обкома ВКП (б) была проведена реорганизация школьной сети. В результате вместо 738 карликовых школ было создано 416 полнокомплектных начальных школ, которые послужили основой для дальнейшего развития сети семилетних и средних школ.
После XVII съезда партии дальнейший размах получает развитие сети педагогических учебных заведений. В 1935 году открывается первый учительский институт во Фрунзе, в 1939 году — в Оше, в 1940 году — в Пржевальске. Значительно расширяется также педагогический институт во Фрунзе, созданный в 1932 году. В 1934 году при нем открылось вечернее, а в 1937 году заочное отделение.
Педагогические учебные заведения сыграли решающую роль в деле подготовки квалифицированных учительских кадров для школ республики. За период 1935—1941 гг. педагогические училища выпустили 1168 учителей, из них киргизов — 443; учительские институты — 608, из них киргизов — 168; педагогический институт — 550 человек, из них киргизов — 33.
Большую помощь оказывало Киргизии Министерство просвещения РСФСР. Из числа выпускников московских, ленинградских и других вузов в Киргизию ежегодно направлялись в этот период сотни учителей.
Продолжалась работа по созданию учебников. За период с 1933 по 1940 год было издано 373 названия учебников тиражом 6 507 тыс. экземпляров. Учебники на родном языке издавались уже и для старших классов средних школ.
Уходила в область преданий вековая культурная отсталость киргизского народа. К концу второй пятилетки ликвидировали свою неграмотность более 600 тысяч человек. Грамотность населения республики достигла 70%.
Все шире в обучение грамоте вовлекались женщины. В 1930 году ликвидировали свою неграмотность 15 920 женщин, в 1931 году — 17 800, а в 1932 году — 23 400 женщин.
1936 год был для Киргизии годом великого исторического значения. VIII чрезвычайный съезд Советов принял новую Конституцию СССР, и Киргизия была провозглашена союзной республикой.
Во второй и третьей пятилетках рост школьной сети и контингентов учащихся происходил все возрастающими темпами. В 1941 году в 1645 школах Киргизии обучалось свыше 329 тыс. учащихся, из них более 162 тыс. киргизов. В республике учился каждый пятый человек.
Армия учителей Киргизии выросла до 11,5 тыс. человек. За высокое качество учебно-воспитательной работы в 1939 году 59 передовых учителей Киргизии были награждены орденами и медалями СССР, 140 учителей получили почетные грамоты и грамоты Президиума Верховного Совета Киргизской ССР.
Заметно выросли комсомольская и пионерская организации. В школах насчитывалось 805 первичных комсомольских организаций с охватом 29 300 человек и 1375 пионерских отрядов с охватом околю 130 тыс. детей.
В 1940 году был осуществлен перевод киргизской письменности с латинской графики на русский алфавит. Это был новый шаг в деле роста культуры киргизского народа и укрепления братского союза с великим русским народом.
В феврале 1941 года киргизский народ отметил 15-летие республики крупными достижениями в области хозяйственного и культурного строительства, наметил задачи дальнейшего движения вперед по пути строительства социализма и развития культурной революции.
Но вероломное нападение фашистской Германии в июне 1941 года на нашу страну временно затормозило мирную, созидательную работу.
Обстановка войны создала ряд трудностей — многие школы были заняты под госпитали, значительная часть учителей призвана в армию, не хватало бумаги для издания учебников. Но при помощи партийных организаций эти трудности преодолевались. Для подготовки учителей были созданы краткосрочные курсы. Часть вакансий заполнена за счет учителей, прибывших в Киргизию в порядке эвакуации.
В годы Великой Отечественной войны учителя и учащиеся оказывали активную помощь фронту. Учащиеся Киргизии собрали в фонд обороны более 2,5 млн. рублей деньгами, 400 т металла, отправили на фронт 25 тыс. теплых вещей, 6 тыс. индивидуальных посылок. 100 тыс. школьников-патриотов помогали колхозам убирать урожай. 3 тыс. учителей возглавляли это патриотическое движение детей, увлекая их личным самоотверженным трудом.
Среди пионеров и школьников широкое распространение получило тимуровское движение. Было организовано 1260 тимуровских команд, которые оказывали большую помощь семьям фронтовиков и инвалидов Отечественной войны.
Для обслуживания эвакуированных детей и детей фронтовиков при помощи общественности в школах были организованы интернаты, детские столовые.
Учителя проводили широкую массово-политическую работу среди населения. Они несли в массы большевистское слово, рассказывали о боевых делах Советской Армии, выступали с докладами, лекциями по вопросам воспитания детей, текущей политики, выпускали стенные газеты, боевые листки и воодушевляли народ на трудовые подвиги в тылу во имя победы над врагом.
Несмотря на обстановку войны, партия и правительство проявляли неустанную заботу о школе и учителях. В 1943 году была увеличена зарплата учителей, среднегодовой расход на одного ученика с 306 рублей в довоенном, 1940 году повысился до 432 рублей в 1944 году. Воодушевленные заботой партии и правительства, учителя Киргизии еще больше стремились поднять качество учебно-воспитательной работы в школах.
В 1943—1944 гг. в соответствии с решением партии и правительства в Киргизии открываются школы рабочей и сельской молодежи. Это было проявлением отеческой заботы о той части молодежи, которая в связи с военной обстановкой вынуждена была прекратить обучение и пойти на работу.
В течение первой послевоенной пятилетки был не только достигнут довоенный уровень образования, но и сделан большой шаг вперед в его развитии. Так, если в 1940 году средние школы республики окончили 1100 человек, то в 1951 году — 4300 человек. Этому способствовала большая помощь республике. Уже 21 августа 1945 года ЦК ВКП(б) нашел возможным принять решение «О мерах помощи Киргизской ССР в деле массово-политической и культурно-просветительной работы».
В соответствии с этим решением контингент воспитанников интернатов для учащихся старших классов киргизских средних школ с полным государственным обеспечением был увеличен дополнительно на 2 тыс. мест, было разрешено открыть женское педагогическое училище с содержанием учащихся за счет государства, Пржевальский учительский институт.
В целях усиления учебно-методической помощи школам и повышения квалификации кадров народного образования был организован Республиканский институт усовершенствования учителей и значительно увеличен тираж учебно-методического журнала на киргизском языке «В помощь учителю» («Мугалимдерге жардам»). Кроме того, были приняты меры по дальнейшему развитию сети культурно-просветительных учреждений республики.
В середине 1948 года ЦК ВКП(б) принял новое постановление о помощи Киргизской ССР в деле народного образования, согласно которому в республике было организовано 2 областных и 18 межрайонных педагогических кабинетов, Джалал-Абадский учительский институт, расширен прием в Киргизский государственный педагогический институт. Для укрепления учебно-материальной базы киргизских средних школ республика получила в порядке помощи учебное оборудование и методическую литературу.
Значительному усилению внимания обкомов и райкомов партии к работе школ способствовали постановления ЦК ВКП(б) по идеологическим вопросам и решения XIX пленума ЦК КП(б) Киргизии о мерах дальнейшего повышения качества работы школ, состоявшегося в конце 1946 года.
В результате помощи партийных организаций систематически улучшалась успеваемость учащихся, росло число учителей, добивавшихся полной успеваемости.
Усилилась политико-воспитательная работа с учащимися. Количество комсомольцев выросло до 42 тыс., а количество пионеров до 200 тыс., что составляло более 70% общего числа школьников республики.
В конце 1949 года состоялся V съезд КП Киргизии. Съезд поставил задачу перехода на всеобщее обязательное семилетнее обучение не только в городах, но и в сельских местностях республики. В соответствии с решением съезда с 1949/50 учебного года в 23 сельских районах был введен семилетний всеобуч.
В целях предупреждения отсева учащихся, особенно девочек-киргизок, из старших классов средних школ была увеличена до 76 сеть школьных интернатов, а число воспитанников в них доведено до 4,3 тыс. человек.
За годы первой послевоенной пятилетки в республике было построено 288 школ на 45 тыс. ученических мест; издано свыше 300 названий учебников и методической литературы общим тиражом более 3,6 млн. экземпляров; педагогические учебные заведения подготовили 4660 молодых специалистов, из них 2458 киргизов, в том числе 982 девушки-киргизки. Кроме того, заочно и экстерном окончили педагогический и учительские институты 988 человек, из них киргизов 512, а педагогические училища — 2475 человек, из них киргизов 1571 человек. Это было большим достижением в деле подготовки кадров киргизской национальной интеллигенции.
В соответствии с решением XIX съезда партии с 1953/54 учебного года было введено всеобщее среднее образование во Фрунзе, в областных и промышленных центрах республики.
Осуществляя директивы XIX и XX съездов партии, многие школы и учителя республики добились значительных успехов в деле осуществления политехнического обучения.
В конце 1955 года по этому вопросу было проведено первое республиканское совещание. На совещании выступили с докладами о своем опыте 35 учителей, директоров, завучей школ и других работников народного образования. Вопросы политехнического обучения заняли центральное место также на районных, областных и республиканских педагогических чтениях.
Большая работа была проведена по оборудованию учебных кабинетов и лабораторий школ. Для этой цели только в 1956 году израсходовано около 8 млн. рублей. Во многих школах широкое развитие получило детское техническое творчество.
Придавая большое значение делу народного образования, VI пленум ЦК КП Киргизии в августе 1955 года обсудил вопрос «О состоянии и мерах улучшения работы школ республики».
Пленум обязал обкомы, горкомы, райкомы партии, Министерство просвещения республики добиться такого положения, чтобы во всех школах в процессе преподавания физики, химии, биологии и других дисциплин учителя знакомили учащихся с основными принципами главных отраслей производства. Пленум потребовал широко практиковать производственные экскурсии, лабораторные работы, организовать производительный труд учащихся на предприятиях, в колхозах, на пришкольных учебно-опытных участках и готовить учащихся к будущей практической деятельности.
В конце 1958 года Верховным Советом СССР был принят закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», а в мае 1959 года аналогичный закон приняла сессия Верховного Совета Киргизской ССР. В соответствии с законом в течение четырех лет был осуществлен переход от семилетнего к восьмилетнему всеобщему обязательному обучению. Новые успехи достигнуты в обучении девочек. В 1965/66 учебном году в школах республики обучалось 130 957 девочек-киргизок, что составляет около 50% общего количества учащихся-киргизов.
Положительную роль не только в улучшении воспитания детей, но и в осуществлении всеобуча играют школы и группы с продленным днем. В республике в 1965 году насчитывалось 1056 групп и 10 школ с продленным днем с контингентом более 31 тыс. учащихся. Работало также 38 школ-интернатов, в которых воспитывались 15,9 тыс. детей. В 154 интернатах при школах воспитывались 6326 детей животноводов, свыше 27 тыс. детей подвозятся к школам общественным транспортом бесплатно.
Большая работа проделана по укреплению учебно-материальной базы школ. За семилетку (1959—1965) в республике введены в эксплуатацию 172 школы на 89,6 тыс. мест за счет государственных капиталовложений. Кроме того, за счет средств колхозов построено 308 школ на 56,8 тыс. ученических мест.
В соответствии с законом об укреплении связи школы с жизнью в старших классах средних школ были введены производственное обучение и профессиональная подготовка учащихся с одновременным удлинением срока обучения до И лет. Эти меры сыграли положительную роль в трудовом воспитании учащихся, усилении их внимания к изучению естественно-математических дисциплин. Но введение профессиональной подготовки во всех средних школах без учета местных возможностей себя не оправдало и было отменено с восстановлением с 1965/66 учебного года десятилетнего срока обучения в средней школе. В закон были внесены соответствующие поправки.
Пути дальнейшего развития средней школы как общеобразовательной, трудовой, политехнической определены директивами XXIII съезда КПСС, постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР (ноябрь 1966 года) «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы». На претворение в жизнь этого постановления ныне направлены основные усилия органов народного образования и школ республики.
Одним из показателей непрерывного совершенствования качества учебно-воспитательной работы школ является то, что более 6 тыс. учителей из года в год работают без второгодников. Учащиеся школ Киргизии успешно участвуют в республиканских и всесоюзных олимпиадах по математике, физике и химии. Улучшается преподавание русского языка в киргизских школах. Этому способствовало открытие свыше 100 подготовительных классов для детей киргизов и других национальностей.
Школы республики все большее внимание уделяют воспитанию учащихся в духе советского патриотизма и дружбы народов, социалистического интернационализма, на боевых, революционных и трудовых традициях советского народа. Во многих школах созданы музеи, посвященные жизни и деятельности В. И. Ленина. Учащиеся переписываются и обмениваются опытом со своими сверстниками из других братских республик и социалистических стран.
В целях дальнейшего улучшения эстетического воспитания учащихся создан координационный совет по вопросам эстетического воспитания детей, в который входят представители творческих союзов. При некоторых районных и городских отделах народного образования также созданы такие советы. В ряде районов и городов имеются общественные инспектора-методисты из числа лучших учителей и работников местных учреждений культуры. Выпущены учебники пения для I—VI классов. Разработаны методические письма, рекомендации по художественному оформлению школ. Во многих школах успешно работают хоровые, музыкальные, хореографические, драматические и другие кружки.
Большое место в воспитательной работе с детьми принадлежит внешкольным учреждениям.
В республике ныне действуют Фрунзенский дворец пионеров, организованный в 1936 году, 33 дома пионеров, 77 детских библиотек, 33 детские спортивные школы, Дом художественного воспитания, кукольный театр, 3 детские технические станции, 2 спортивно-туристские станции и др.
Во Фрунзенском дворце пионеров успешно работают технические кружки: авиамодельный, судомодельный, радистов-операторов, по изучению автомотодела, «умелые руки», по моделированию сельскохозяйственных машин, кружок киномехаников и др. Многие пионеры увлекаются работой в предметных кружках: историческом, ботаническом, зоологическом и др.
Большой популярностью пользуются художественные кружки: хореографический, народных инструментов, юных художников, художественного слова и т. п. Во дворце пионеров проводится также разнообразная инструктивно-методическая работа с учителями, пионервожатыми и родителями учащихся по вопросам организации внешкольной и внеклассной работы с детьми. Проводятся открытые пионерские сборы. Старшие пионервожатые во дворце пионеров получают систематическую консультацию по методике пионерской работы.
Интересную работу с детьми проводят детские спортивные школы. Здесь созданы отделения гимнастики, спортивных игр, стрельбы, плавания, велосипедной езды и др. В них занимаются 8500 школьников. Ежегодно проводятся спартакиады, соревнования по отдельным видам спорта, многие воспитанники детских спортивных школ установили республиканские рекорды по важнейшим видам спорта.
Одним из завоеваний культурной революции является создание государственной системы дошкольного воспитания. Первые дошкольные учреждения в Киргизии появились после Великой Октябрьской социалистической революции. 18 сентября 1918 года в г. Караколе (ныне Пржевальск) был организован первый детский сад. Осенью же 1918 года была создана детская площадка в городском дубовом парке Пишпека (ныне Фрунзе), которую посещали первоначально около 200 детей.
15 декабря 1919 года детский сад организуется и в г. Оше для 45 дошкольников — детей бедняков. В том же году Семиреченский облоно издал брошюру «Детский сад и его работа», где давались краткие методические указания об организации работы с детьми дошкольного возраста. В дальнейшем дошкольное дело постепенно развивалось вместе с общим ростом экономики и культуры Киргизстана.
В 1929 году в республике функционировало 25 детских площадок с количеством 1200 детей и 7 детских садов, в которых воспитывалось 350 детей. Кроме того, существовал ряд детских площадок, содержащихся за счет родителей, кооперативов и коммун.
В 1930 году на годичных курсах было подготовлено 30 воспитательниц для дошкольных учреждений. Это была первая группа дошкольных воспитательниц со специальной подготовкой. Среди них было 12 женщин-киргизок.
К концу 1934 года в детских садах воспитывалось 4100 детей, а сезонные детские площадки посещали 21 648 детей. Из года в год росли ассигнования на нужды дошкольного воспитания. К строительству и созданию дошкольных учреждений привлекались средства предприятий, колхозов, совхозов, помощь всей советской общественности.
В годы Великой Отечественной войны в Киргизию было эвакуировано 24 детских дома и дошкольных учреждения с общим количеством 1572 воспитанника. Это были дети героических защитников Ленинграда, трудящихся Украины и Северного Кавказа.
В настоящее время в 708 дошкольных учреждениях республики воспитывается свыше 68 тыс. детей. В колхозах республики функционирует 77 постоянных и 795 сезонных дошкольных учреждений. Они обслуживают более 44 тыс. детей колхозников. К 1970 году все колхозы республики будут иметь постоянно действующие дошкольные учреждения.
За годы Советской власти в Киргизии подготовлены многочисленные кадры специалистов дошкольного воспитания. Ныне в дошкольных учреждениях работают около 5 тыс. воспитателей и заведующих детскими садами и яслями. При Киргизском научно-исследовательском институте педагогики и институте усовершенствования учителей созданы сектор и кабинет дошкольных учреждений, которые осуществляют методическое руководство работой дошкольных учреждений республики.
Развитие экономики и культуры республики требовало подготовки квалифицированных национальных кадров.
Первым высшим учебным заведением в республике был организованный в 1932 году педагогический институт во Фрунзе. В 1938 году при нем была создана аспирантура, сыгравшая большую роль в подготовке молодых научных кадров.
В 1938 году на базе Фрунзенского сельскохозяйственного политехникума был открыт Киргизский зооветеринарный институт, преобразованный в дальнейшем в сельскохозяйственный. В сентябре 1939 года начал свою деятельность Киргизский государственный медицинский институт.
В 1951—1955 гг. были открыты Киргизский женский педагогический институт, Пржевальский и Ошский пединституты, Фрунзенский политехнический институт, Институт физической культуры и спорта.
1951/52 учебный год ознаменовался созданием в столице республики Киргизского государственного университета. Это явилось большим событием в культурной жизни республики и свидетельствовало о торжестве ленинской национальной политики партии. В 1967 году на 9 факультетах университета обучались 10 027 студентов.
Имея своей основной задачей подготовку кадров специалистов для народного хозяйства и культуры, профессорско-преподавательский состав вузов республики вместе с тем ведет разнообразную научно-исследовательскую работу.
Высшие учебные заведения Киргизии поддерживают тесную связь с предприятиями, колхозами, школами, медицинскими учреждениями. Это приближает их научную и учебную работу к требованиям жизни, обеспечивает участие в решении важнейших задач, стоящих перед республикой.
За период с 1930 по 1950 год техникумы и другие средние специальные учебные заведения подготовили для народного хозяйства республики свыше 16 тыс. специалистов (из них 4400 киргизов), в том числе агрономов и зоотехников — 3800, техников промышленности, транспорта и связи — 3200, медицинских работников — 4500, учителей начальных школ — 4700 человек.
За этот же период высшие учебные заведения выпустили около 10 тыс. специалистов высшей квалификации (из них 2800 киргизов), в том числе агрономов, зоотехников и ветврачей —1300, учителей — более 6000 и врачей — 2200 человек. В последующие годы подготовка кадров специалистов шла возрастающими темпами.
За 1962—1966 гг. высшие и средние специальные учебные заведения выпустили 38 тыс. квалифицированных специалистов. В 1967 году в 8 вузах республики (включая заочные отделения) обучались свыше 37 тыс. студентов и в 36 специальных средних учебных заведениях — 35 тыс. учащихся; из нпх половина киргизов.
Победа колхозного строя привела к коренному изменению культурного облика села. В киргизском ауле появилась интеллигенция в лице председателей колхозов, заведующих фермами, бригадиров, агрономов, полеводов, зоотехников, не говоря уже об учителях, работниках культурных учреждений и врачебно-медицинском персонале.
Республика ныне имеет большой отряд интеллигенции, тесно связанной с народом и готовой служить ему верой и правдой. Огромную помощь Киргизской ССР в подготовке квалифицированных кадров оказывают вузы Москвы и Ленинграда. Первые специалисты, первые доктора и кандидаты наук из числа киргизов — это питомцы русских ученых.
По решению ЦК КПСС и Советского правительства 20 декабря 1954 года на базе киргизского филиала Академии наук СССР и ряда других научных учреждений республики была создана Академия наук Киргизской ССР. В 1965 году в 19 научных учреждениях академии работали более 800 научных работников, из них 272 доктора и кандидата наук. Кроме академии, в республике работает еще 40 научных учреждений.
Киргизия за 50 лет Советской власти покрылась густой сетью культурно-просветительных учреждений. В республике функционирует около 1200 массовых библиотек, в которых имеется более 7 млн. экземпляров книг. Большую роль в культурном обслуживании трудящихся играют 670 клубных учреждений, более 800 киноустановок, 8 театров, 6 музеев.
В Киргизии издается ежегодно свыше 900 названий книг общим тиражом более 5 млн. экземпляров, 56 журналов, 83 газеты разовым тиражом около 8 млн. экземпляров. Больших успехов достигла киргизская литература. Имена основоположников киргизской литературы А. Токомбаева, лауреата Государственной премии Т. Сыдыкбекова, композитора народного артиста СССР А. Малдыбаева, лауреата Ленинской премии Чингиза Айтматова известны не только в СССР, но и за пределами нашей страны.
Примером огромных достижений культуры и народного образования в республике может служить селение Коорумду Иссык-Кульского района. До победы Великой Октябрьской социалистической революции в кочевем ауле Коорумду не было ни одного грамотного человека. Ныне из числа жителей этого аула, ставшего крупным колхозным селом, около 480 юношей и девушек получили высшее и среднее специальное образование, более 10 коорумдинцев имеют ученую степень кандидата наук, из этого села вышел народный артист Киргизской ССР композитор Карамолдо Орозов. В селе теперь имеются средняя школа, клуб, больница, библиотека, детский сад и ясли.
Успехи культурной революции в республике огромны. Директивы XXIII съезда КПСС открывают еще более величественные перспективы в развитии народного образования в республике.
В течение пятилетки будет в основном завершено введение всеобщего среднего образования, контингент учащихся в общеобразовательных школах к 1970 году достигнет 755 тыс.
Количество студентов высших учебных заведений увеличится на 30%. Более 43 тыс. учащихся будут обучаться в средних специальных учебных заведениях. Предстоит дальнейшее развитие науки и культуры.
Киргизский народ за 50 лет Советской власти сделал революционный скачок от феодально-патриархального строя к передовой социалистической экономике и культуре. 50 лет — короткий срок в многовековой истории киргизского народа, но социализм вложил в этот срок содержание целой эпохи.
Киргизская ССР стоит сегодня, как яркий маяк, на восточном рубеже нашей Родины, показывая всем угнетенным народам исторический пример того, каких успехов под руководством Коммунистической партии может добиться народ, ставший на путь свободного, социалистического развития.




"Народное образование в СССР". Под ред. М. А. Прокофьева и др.
Издательство "Просвещение", М., 1967 г.