Старейшина села Дархан Толукбаев Асаналы с внучкой в новой сельской школе

Старейшина села Дархан Толукбаев Асаналы с внучкой в новой сельской школе. Фото:1968 год

Информационная справка: За годы первой послевоенной пятилетки в республике было построено 288 школ на 45 тыс. ученических мест; издано свыше 300 названий учебников и методической литературы общим тиражом более 3,6 млн. экземпляров; педагогические учебные заведения подготовили 4660 молодых специалистов, из них 2458 киргизов, в том числе 982 девушки-киргизки. Кроме того, заочно и экстерном окончили педагогический и учительские институты 988 человек, из них киргизов 512, а педагогические училища — 2475 человек, из них киргизов 1571 человек. Это было большим достижением в деле подготовки кадров киргизской национальной интеллигенции.
В соответствии с решением XIX съезда партии с 1953/54 учебного года было введено всеобщее среднее образование во Фрунзе, в областных и промышленных центрах республики.
Осуществляя директивы XIX и XX съездов партии, многие школы и учителя республики добились значительных успехов в деле осуществления политехнического обучения.
В конце 1955 года по этому вопросу было проведено первое республиканское совещание. На совещании выступили с докладами о своем опыте 35 учителей, директоров, завучей школ и других работников народного образования. Вопросы политехнического обучения заняли центральное место также на районных, областных и республиканских педагогических чтениях.
Большая работа была проведена по оборудованию учебных кабинетов и лабораторий школ. Для этой цели только в 1956 году израсходовано около 8 млн. рублей. Во многих школах широкое развитие получило детское техническое творчество.
Придавая большое значение делу народного образования, VI пленум ЦК КП Киргизии в августе 1955 года обсудил вопрос «О состоянии и мерах улучшения работы школ республики».
Пленум обязал обкомы, горкомы, райкомы партии, Министерство просвещения республики добиться такого положения, чтобы во всех школах в процессе преподавания физики, химии, биологии и других дисциплин учителя знакомили учащихся с основными принципами главных отраслей производства. Пленум потребовал широко практиковать производственные экскурсии, лабораторные работы, организовать производительный труд учащихся на предприятиях, в колхозах, на пришкольных учебно-опытных участках и готовить учащихся к будущей практической деятельности.
В конце 1958 года Верховным Советом СССР был принят закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», а в мае 1959 года аналогичный закон приняла сессия Верховного Совета Киргизской ССР. В соответствии с законом в течение четырех лет был осуществлен переход от семилетнего к восьмилетнему всеобщему обязательному обучению. Новые успехи достигнуты в обучении девочек. В 1965/66 учебном году в школах республики обучалось 130 957 девочек-киргизок, что составляет около 50% общего количества учащихся-киргизов.
Положительную роль не только в улучшении воспитания детей, но и в осуществлении всеобуча играют школы и группы с продленным днем. В республике в 1965 году насчитывалось 1056 групп и 10 школ с продленным днем с контингентом более 31 тыс. учащихся. Работало также 38 школ-интернатов, в которых воспитывались 15,9 тыс. детей. В 154 интернатах при школах воспитывались 6326 детей животноводов, свыше 27 тыс. детей подвозятся к школам общественным транспортом бесплатно.
Большая работа проделана по укреплению учебно-материальной базы школ. За семилетку (1959—1965) в республике введены в эксплуатацию 172 школы на 89,6 тыс. мест за счет государственных капиталовложений. Кроме того, за счет средств колхозов построено 308 школ на 56,8 тыс. ученических мест.
В соответствии с законом об укреплении связи школы с жизнью в старших классах средних школ были введены производственное обучение и профессиональная подготовка учащихся с одновременным удлинением срока обучения до И лет. Эти меры сыграли положительную роль в трудовом воспитании учащихся, усилении их внимания к изучению естественно-математических дисциплин. Но введение профессиональной подготовки во всех средних школах без учета местных возможностей себя не оправдало и было отменено с восстановлением с 1965/66 учебного года десятилетнего срока обучения в средней школе. В закон были внесены соответствующие поправки.



Источник: Историко-краеведческий музей Джеты-Огузского района