Туркестанский альбом: Мусульманская школа

Туркестанский альбом: 1871-72гг. В середине 10 века каганат Караханидов принял исламскую веру. В то время на территории современной Киргизии использовался арабский алфавит и местное население, ознакомившись с передовой культурой Востока, устремилось к знанию. Положения исламской религии призывали людей к образованию. Они принесли с собой установившиеся научные понятия. Открывались спец. медресе, школы, росло число грамотных людей.

В конце 10 и начале 11 века Баласагун и Кашгар превратились в города с многогранной культурой и в научно-образовательные центры. Уроженец города Баласагун Жусуп Баласагуни создал на тюркском яз. дастан «Кутадгу билиг» — кут берчү билим». Он был признан знатоком географии, истории, философии, астрономии, математики, медицины. Как видно из содержания дастана, в ту эпоху, когда жил Жусуп, большое значение в обществе придавалось образованию людей.

В средние века в развитие науки и образования большой вклад внёс известный учёный Махмуд ибн Хусейин Кашгари (Барскани). Он родился около 1029—1038 в городе Барскан на юж. берегу Ысык-Кёля. Махмуд Кашгари получил образование в Багдаде, Бухаре. Из написанных двух произведений, в одном дошедшем до нас «Китаб диван лугат ат-турк» («Словарь тюркских наречий») приводятся сведения о яз. тюркских народностей, об их устном народном творчестве, составе племён, др. исторические, географические сведения характерные для эпохи каганата Караханидов. В 13 веке после монгольского нашествия кыргызы и оседлое тюркское население Киргизии потерпели невосполнимые потери. Они сопровождались общим уничтожением культуры и резким спадом науки и образования. В 14—18 веках междоусобицы, войны с колонизаторами, нестабильная политическая ситуация, раздробленность ухудшили общее положение, в т. ч. нанесли большой ущерб культуре. Несмотря на это, на территории Кыргызстана в этих тяжёлых условиях такими образованными людьми, как Сайф ад-Дин Аксыкенти продолжали создаваться произведения. В начале 16 века он написал на яз. фарси своё произведение «Мадж му ат-таварих» («Сборник по истории»), где есть данные о племенах кыргызов и кыпчаков, проживающих в Фергане и Тенир-Тоо. Включены и прозаические отрывки из эпоса «Манас».

Во второй половине 18 и первой половине 19 века Киргизия вступает на новую ступень развития. В 50-е годы 18 века было разгромлено Жунгарское ханство, киргизы почти на целое столетие были освобождены от бесконечных нападений калмыков. В начале 19 века в Киргизии в области образования намечаются едва заметные положительные сдвиги. В крепостях Кокандского ханства, расположенных на территории Киргизии, представители исламской религии начали обучение детей-подростков местного населения в медресе и мечетях, тем самым внесли свой вклад в увеличение числа грамотных людей. В 70-е годы 19 века на территории Оша было около 150 мечетей, 6 медресе, наряду, с которыми существовал известный медресе алайского манапа Алымбека-датки.

Известные акыны 19 века были самыми образованными людьми своего времени. Калыгул, Арстанбек, Молдо Кылыч, Нурмолдо, Молдо Нияз, Женижок, Токтогул, Тоголок Молдо и др. в своих назиданиях и поучительных стихах прославляли знание и призывали людей к учёбе. Поэтому есть полное основание называть их видными мыслителями и просветителями киргизского народа. К тому же Нурмолдо, Молдо Кылыч, Молдо Нияз, Женижок, Тоголок Молдо, получив образование по-мусульмански, являлись поэтами-письменниками. После присоединения Киргизии к царской России (1855—1876) произошли важные общественные изменения, в т. ч. наметился существенный прогресс и в образовании. С приходом русского населения для обучения детей русских и украинских переселенцев стали создаваться начальные школы различных типов. Также на территории Киргизии стали открываться русско-местные школы для обучения детей местного населения в качестве переводчиков русского яз., секретарей и др. Первая русско-местная школа в Киргизии была открыта недалеко от Токмока в 1884 в дунганском селе Караконуз. Параллельно стали открываться школы в Оше, Караколе, Токмоке, Бишкеке, Бишкекском уезде, Таласе и др. местностях.



Позже к некоторым школам пристраивались общежития, появились школы-интернаты. Затем были организованы русско-местные школы для девочек в Караколе, Токмоке. До Октябрьской революции в Кыргызстане функционировало 16 русско-местных школ. В них обучалось 750 учащихся, из к-рых 670 детей были представителями местного населения (среди них 614 мальчиков и 56 девочек).

В основном, на юге Киргизии было открыто много средних учебных заведений — медресе. По данным 1892, на юге работали 7 медресе (из них 5 были в Оше). В 1914 в Ошском уезде их кол-во достигло 88 и в них обучалось около 1176 детей. В единственном медресе Каракола получили образование 45 детей. Окончившие медресе работали в должности муфтия, казы, мудариса (учителя). В школе дети обучались письму, чтению религиозных книг, изучению арабской грамматики, а также осваивали мусульманскую религию (шариат), гражданское право и др. В конце 19 и начале 20 века в Средней Азии среди буржуазных деятелей было возобновлено реформаторское течение. В первую очередь они стремились изменить способы обучения в мусульманских школах. В результате чего были созданы школы нового типа («Усули жадид»). В таких школах, наряду с предметами религиозного характера, проводились занятия общего профиля (арифметика, география и др.), в классах были размещены парты, доска, стол для учителя, использовались географические карты. В 1901—1902 первоначально в Кыргызстане школы нового типа открылись в Бишкеке, Токмоке и Караколе. Лучшие выпускники для дальнейшего обучения направлялись в Казанское и Уфинское медресе. Школы нового типа позже стали появляться в кыргызских сёлах. Например, в 1909 в Чон-Кемине открылась школа «Медресе Шабдана», в 1912 в Кочкорской долине, в Ак-Таала, в Курткеде, в Туура-Суу Тонской волости (здесь учительствовал Эшеналы Арабаев, получивший образование в Казани и Уфе). В 1911 в Жумгале вблизи села Куланак в Кара-Булаке открылась «Школа Курмана».

В начале 20 века школы нового типа внесли большой вклад в развитие образования населения Киргизии. Большинство выпускников этих школ позже составили передовую часть интеллигенции.