Первый рейс грузопассажирского теплохода "Пионер"
Первый рейс грузопассажирского теплохода "Пионер". Пржевальск. Фото: 1926 год
Историческая справка: Процесс превращения парусника в современный теплоход, оснащенный приборами электроники, автоматики и прочими чудесами техники, благодаря всеобщему прогрессу производственных предприятий и науки в эпоху Советской власти, завершился на Иссык-Куле успешно и в непродолжительное время. Но путь этого превращения имеет несколько этапов.
Неуклюжие деревянные посудины лесопромышленника Сулейманова и Решетниковых, так называемые «баркасы», приводившиеся в движение прямыми, примитивными парусами, и только при попутном ветре совершавшие рейсы «Липенка-Рыбачье», «Джергалчак-Рыбачье», за полтора-два месяца были вытеснены морскими парусниками, появившимися на Иссык-Куле после приезда сюда двух азовцев: Александра Спиридоновича Щетины и Семена Андреевича Коростелева – корабельного мастера.
"В 1925 году прибыл начальник строительства Николай Владимирович Федотьев. Со мной и другим черноморцем – Тимофеем Ивановичем Черногором были заключены договоры. В Джергалчаке сооружали верфь, и на эллинге были заложены два судна. Старшим мастером был Семен Андреевич Коростелев.
Историческая справка: У Киргизии нет выхода к морю. Тем не менее, это обстоятельство не помешало в далеком 1925 году на верфи в местечке Кичи-Джаргалчок, что на южном берегу Иссык-Куля, заложить несколько судов. Они и стали родоначальниками "самого высокогорного" в СССР, а потом и в СНГ флота.
Уже через три года были спущены на воду первые корабли - "Юный коммунар", "Красный Восток", "Азов" и "Иссык-Куль". Хоть их строительство и стоило немалых денег, но все же власти пошли на этот шаг. Прежде всего потому, что распространенный в то время гужевой транспорт не справлялся с увеличивающимся год от года в Иссык-Кульской области грузопотоком.
Огромное внимание уделялось пароходству и позднее, в советское время. На передвижение грузов по дорогам области в то время накладывались ограничения - увидеть на трассе Фрунзе - Пржевальск крупнотоннажные автомобили можно было крайне редко.
Многотонные грузы перевозились исключительно по воде. Это сохраняло экологию региона и спасало от разрушения дорожное покрытие. Иссык-Куль в те годы считался курортной зоной, куда люди приезжали отдыхать, набираться сил, а не вдыхать выхлопные газы и просыпаться от гула автокараванов.
Первые теплоходы «Пионер» и «Прогресс Киргизстана» были построены в Пржевальском затоне из древесины тянь-шаньской ели и спущены на воду в 1926 году. Строительство их велось в Джергалчаке приезжими мастерами с Волги: своих кадров не было…
Регулярные рейсы от Рыбачьего на Пржевальск связывают самые отдалённые районы северной Киргизии с железной дорогой.
Н. В. Алексеев, работавший в 1921 году на берегах этого озера, поделился со мной воспоминаниями о рождении иссык-кульского флота. Тогда там плавали старый трёхмачтовый парусник, приспособленный для перевозки леса, парусно-моторный баркас «Красный Восток» и изящное парусное судно «Коммунар». Это судно было построено в коммуне аральских рыбаков, переехавших на постоянную работу на Иссык-Куль. Среди рыбаков оказались способные судостроители, которые и построили быстрый «Коммунар» для транспортных целей, тогда на этих небольших баркасах перевозили хлеб в Рыбачье.
С течением времени возросший коллектив пароходства, преодолевая трудности, строил, преобразовывал этот пустынный уголок. Особенно бурный рост посёлка начался с 1929 года. Здесь создавались новые предприятия».
За четверть века число судов, курсирующих по озеру, увеличилось в девять раз, их тоннаж — в 70 раз, а количество грузов (несмотря на постройку шоссейного кольца вокруг Иссык-Куля, по которому перевозятся различные товары) — в 43 раза. Горные долины богаты хлебом, скотом, углём, лесом. Эти грузы перебрасываются на пристань Рыбачье, а отсюда отправляются в город Фрунзе.
Описание: Рукопись "История Иссык-Кульского флота" Д. В. Колесников
Историческая справка: Процесс превращения парусника в современный теплоход, оснащенный приборами электроники, автоматики и прочими чудесами техники, благодаря всеобщему прогрессу производственных предприятий и науки в эпоху Советской власти, завершился на Иссык-Куле успешно и в непродолжительное время. Но путь этого превращения имеет несколько этапов.
Неуклюжие деревянные посудины лесопромышленника Сулейманова и Решетниковых, так называемые «баркасы», приводившиеся в движение прямыми, примитивными парусами, и только при попутном ветре совершавшие рейсы «Липенка-Рыбачье», «Джергалчак-Рыбачье», за полтора-два месяца были вытеснены морскими парусниками, появившимися на Иссык-Куле после приезда сюда двух азовцев: Александра Спиридоновича Щетины и Семена Андреевича Коростелева – корабельного мастера.
"В 1925 году прибыл начальник строительства Николай Владимирович Федотьев. Со мной и другим черноморцем – Тимофеем Ивановичем Черногором были заключены договоры. В Джергалчаке сооружали верфь, и на эллинге были заложены два судна. Старшим мастером был Семен Андреевич Коростелев.
Историческая справка: У Киргизии нет выхода к морю. Тем не менее, это обстоятельство не помешало в далеком 1925 году на верфи в местечке Кичи-Джаргалчок, что на южном берегу Иссык-Куля, заложить несколько судов. Они и стали родоначальниками "самого высокогорного" в СССР, а потом и в СНГ флота.
Уже через три года были спущены на воду первые корабли - "Юный коммунар", "Красный Восток", "Азов" и "Иссык-Куль". Хоть их строительство и стоило немалых денег, но все же власти пошли на этот шаг. Прежде всего потому, что распространенный в то время гужевой транспорт не справлялся с увеличивающимся год от года в Иссык-Кульской области грузопотоком.
Огромное внимание уделялось пароходству и позднее, в советское время. На передвижение грузов по дорогам области в то время накладывались ограничения - увидеть на трассе Фрунзе - Пржевальск крупнотоннажные автомобили можно было крайне редко.
Многотонные грузы перевозились исключительно по воде. Это сохраняло экологию региона и спасало от разрушения дорожное покрытие. Иссык-Куль в те годы считался курортной зоной, куда люди приезжали отдыхать, набираться сил, а не вдыхать выхлопные газы и просыпаться от гула автокараванов.
Первые теплоходы «Пионер» и «Прогресс Киргизстана» были построены в Пржевальском затоне из древесины тянь-шаньской ели и спущены на воду в 1926 году. Строительство их велось в Джергалчаке приезжими мастерами с Волги: своих кадров не было…
Регулярные рейсы от Рыбачьего на Пржевальск связывают самые отдалённые районы северной Киргизии с железной дорогой.
Н. В. Алексеев, работавший в 1921 году на берегах этого озера, поделился со мной воспоминаниями о рождении иссык-кульского флота. Тогда там плавали старый трёхмачтовый парусник, приспособленный для перевозки леса, парусно-моторный баркас «Красный Восток» и изящное парусное судно «Коммунар». Это судно было построено в коммуне аральских рыбаков, переехавших на постоянную работу на Иссык-Куль. Среди рыбаков оказались способные судостроители, которые и построили быстрый «Коммунар» для транспортных целей, тогда на этих небольших баркасах перевозили хлеб в Рыбачье.
С течением времени возросший коллектив пароходства, преодолевая трудности, строил, преобразовывал этот пустынный уголок. Особенно бурный рост посёлка начался с 1929 года. Здесь создавались новые предприятия».
За четверть века число судов, курсирующих по озеру, увеличилось в девять раз, их тоннаж — в 70 раз, а количество грузов (несмотря на постройку шоссейного кольца вокруг Иссык-Куля, по которому перевозятся различные товары) — в 43 раза. Горные долины богаты хлебом, скотом, углём, лесом. Эти грузы перебрасываются на пристань Рыбачье, а отсюда отправляются в город Фрунзе.
Описание: Рукопись "История Иссык-Кульского флота" Д. В. Колесников
Источник: Балыкчинский краеведческий музей