Include files from root directory is denied
При копировании информации указывайте гиперссылку на наш сайт как источник.
Include files from root directory is denied Include files from root directory is denied

Команда грузопассажирского теплохода "Пионер" . Пржевальск. Фото: 1926 год

Историческая справка: Процесс превращения парусника в современный теплоход, оснащенный приборами электроники, автоматики и прочими чудесами техники, благодаря всеобщему прогрессу производственных предприятий и науки в эпоху Советской власти, завершился на Иссык-Куле успешно и в непродолжительное время. Но путь этого превращения имеет несколько этапов.

Неуклюжие деревянные посудины лесопромышленника Сулейманова и Решетниковых, так называемые «баркасы», приводившиеся в движение прямыми, примитивными парусами, и только при попутном ветре совершавшие рейсы «Липенка-Рыбачье», «Джергалчак-Рыбачье», за полтора-два месяца были вытеснены морскими парусниками, появившимися на Иссык-Куле после приезда сюда двух азовцев: Александра Спиридоновича Щетины и Семена Андреевича Коростелева – корабельного мастера.

"В 1925 году прибыл начальник строительства Николай Владимирович Федотьев. Со мной и другим черноморцем – Тимофеем Ивановичем Черногором были заключены договоры. В Джергалчаке сооружали верфь, и на эллинге были заложены два судна. Старшим мастером был Семен Андреевич Коростелев.

Историческая справка: У Киргизии нет выхода к морю. Тем не менее, это обстоятельство не помешало в далеком 1925 году на верфи в местечке Кичи-Джаргалчок, что на южном берегу Иссык-Куля, заложить несколько судов. Они и стали родоначальниками "самого высокогорного" в СССР, а потом и в СНГ флота.

Уже через три года были спущены на воду первые корабли - "Юный коммунар", "Красный Восток", "Азов" и "Иссык-Куль". Хоть их строительство и стоило немалых денег, но все же власти пошли на этот шаг. Прежде всего потому, что распространенный в то время гужевой транспорт не справлялся с увеличивающимся год от года в Иссык-Кульской области грузопотоком.

Огромное внимание уделялось пароходству и позднее, в советское время. На передвижение грузов по дорогам области в то время накладывались ограничения - увидеть на трассе Фрунзе - Пржевальск крупнотоннажные автомобили можно было крайне редко.



Многотонные грузы перевозились исключительно по воде. Это сохраняло экологию региона и спасало от разрушения дорожное покрытие. Иссык-Куль в те годы считался курортной зоной, куда люди приезжали отдыхать, набираться сил, а не вдыхать выхлопные газы и просыпаться от гула автокараванов.

Первые теплоходы «Пионер» и «Прогресс Киргизстана» были построены в Пржевальском затоне из древесины тянь-шаньской ели и спущены на воду в 1926 году. Строительство их велось в Джергалчаке приезжими мастерами с Волги: своих кадров не было…

Регулярные рейсы от Рыбачьего на Пржевальск связывают самые отдалённые районы северной Киргизии с железной дорогой.
Н. В. Алексеев, работавший в 1921 году на берегах этого озера, поделился со мной воспоминаниями о рождении иссык-кульского флота. Тогда там плавали старый трёхмачтовый парусник, приспособленный для перевозки леса, парусно-моторный баркас «Красный Восток» и изящное парусное судно «Коммунар». Это судно было построено в коммуне аральских рыбаков, переехавших на постоянную работу на Иссык-Куль. Среди рыбаков оказались способные судостроители, которые и построили быстрый «Коммунар» для транспортных целей, тогда на этих небольших баркасах перевозили хлеб в Рыбачье.

С течением времени возросший коллектив пароходства, преодолевая трудности, строил, преобразовывал этот пустынный уголок. Особенно бурный рост посёлка начался с 1929 года. Здесь создавались новые предприятия».

За четверть века число судов, курсирующих по озеру, увеличилось в девять раз, их тоннаж — в 70 раз, а количество грузов (несмотря на постройку шоссейного кольца вокруг Иссык-Куля, по которому перевозятся различные товары) — в 43 раза. Горные долины богаты хлебом, скотом, углём, лесом. Эти грузы перебрасываются на пристань Рыбачье, а отсюда отправляются в город Фрунзе.

Описание: Рукопись "История Иссык-Кульского флота" Д. В. Колесников

Источник: Балыкчинский краеведческий музей

{social-link}
Все материалы, содержащиеся на веб-сайте www.foto.kg, защищены законом об авторском праве. Фотографии и прочие материалы являются собственностью их авторов и представлены исключительно для некоммерческого использования и ознакомления , если не указано иное. Несанкционированное использование таких материалов может нарушать закон об авторском праве, торговой марке и другие законы.
Разработка сайта Новости Кыргызстана, Киргизии