Киргизия. Автотранспорт. Дорога в Боомском ущелье

Дорога в Боомском ущелье. Фото: 1928 год

Информационная справка: Боамское ущелье, Боомское, глубокое и узкое поперечное ущелье р. Чу, разделяющее хребет Киргизский и Кунгей-Алатау в Киргизской ССР. Длина около 30 км. Высота склонов до 1500 м. По Боамское ущелье проходят шоссе и железная дорога, соединяющие города Фрунзе и Рыбачье (на берегу озера Иссык-Куль).

Боамское ущелье соединяет Чуйскую долину с Иссыккульской котловиной и является своеобразной визитной карточкой на пути к озеру Иссык-Куль. Главная автодорога — «Иссык-Кульское кольцо» тянется вокруг озера на 450 км. От нее ответвляются автодороги к Джергалану, к перевалу Санташ и далее в Алматы, на сырты — в верховья Нарына и Сары-Джаза. От города Балыкчи автодороги идут в Чуйскую долину и в Нарынскую область. Перед въездом в Боомское ущелье бьёт источник, где обычно останавливаются туристы, прежде чем начать опасный подъём.

Историческая справка: Информационная справка: Автомобильный транспорт занимает важное место в транспортной системе республики. Создание его относится к 1924, когда в республике было организовано Управление местного транспорта. Первое автомобильное подразделение появилось в Токмаке, затем во Фрунзе, Оше, Джалал-Абаде. До революции в современной Киргизии было лишь 3 почтовых тракта: Пишпек — Каракол, Нарын — Каракол — Уч-Кар-кыра, Ташкент — Пишпек — Верный общей протяжённостью 806 км. В годы Сов.власти широко развернулось дорожное строительство. Первая автомагистраль Ош — Хорог протяжённостью 728 км была построена в 1931—34. В 1933—39 ностроена дорога Фрунзе — Рыбачье— Торугарт (протяжённостью 539 к*). Эти дороги связали отдалённые горные р-ны с центром, способствовали их экономия, и культурному росту. В 30— 40-е гг. построены автомобильные дороги Калининское — Суусамыр, Нарын — Актала, Ош — Наукат, Ош — Кара-Суу, Джамбул — Талас — Будённовское и др., соединившие ряд периферийных пунктов с районными и областными центрами. К началу Великой Отечественной войны были построены основные автомагистрали республики протяженностью 11,5 тыс. км (дороги с твёрдым покрытием — 1,2 тыс. км).

Наиболее значительным событием в дорожном строительстве республики стало открытие в 1965 высокогорной трассы Фрунзе — Ош протяжённостью 600 км. Она соединила кратчайшим путём северные и южные р-ны республики. К 1967 завершилось строительство кольцевой (вокруг оз. Иссык-Куль) автомобильной дороги Рыбачье — Пржевальск. К дорогам общегосударственного значения относятся магистрали Фрунзе — Рыбачье — Нарын — Торугарт, Фрунзе — Ош, Рйбачье — Пржевальск — Рыбачье, к-рые соедипили северную и южную части республики, открыв доступ к полезным ископаемым Юга Киргизии, Токтогулской ГЭС и богатейшим пастбищам Суусамыра, улучшили транспортноесообщение союзной курортной зоны оз. Иссык-Куль. Грузооборот автомобильного транспорта постоянно возрастает. Расширяются, строятся и реконструируются автомобильные дороги, особенно в сельскохозяйственных и новых промышленных р-нах. Роль автотранспорта во внутри- и межреспубликанском грузообмене неуклонно повышается. Общий объём автомобильных грузоперевозок в 1979 по сравнению с 1940 увеличился в 86,5 раза, грузооборот — в 61,7 раза. В республике совершенствуется автопарк, увеличивается количество специализированных автомобилей (самосвалов, дизельных, со специализированными кузовами, автоцистерн и т. д.), растёт число автомобилей малой и большой грузоподъёмности. В перевозках грузов огромную роль играет автомобильный транспорт общего пользования. По сравнению с 1940 в 1979 объём его грузовых перевозок возрос в 84,6 раза. Если грузооборот автотранспорта общего пользования в 1970 составлял 916,3 млн. т/км, в 1979 этот показатель достиг 1 946,9 млн. т/км. Доля грузооборота автотранспорта общего пользования в общем объёме грузооборота автотранспорта республики в 1979 составила 40,3%.



По мере укрупнения автохозяйств в республике внедряются эффективные методы организации перевозок (централизованная перевозка грузов, рациональные маршруты и т. д.). Автотранспортные предприятия оснащаются новейшим оборудованием. Располагая мощным парком грузового автотранспорта, крупные автопредприятия республики концентрируют перевозимые грузы. Объём централизованных перевозок в 1979 по сравнению с 1969 возрос в 7,1 раза, его удельный вес в общем объёме перемещённых грузов повысился с 39,4% до 78%. Полностью централизована перевозка нефтепродуктов, строительных грузов, промышленныхи продовольственных товаров, почты. Пассажирские перевозки в республике осуществляются автомобильным транспортом, его удельный вес в общем объёме междугородных и внутрирайонных перевозок в 1979 составил 83%. Автобусные перевозки осуществляются в 34 городах и населённых пунктах республики, где, за исключением г. Фрунзе, автобус является единственным средством сообщения. Протяжённость маршрутов (городских, пригородных, междугородных) составляет 36 тыс. км. Широко распространены в республике таксомоторные перевозки.