Исторические личности: Абдылас Малдыбаев.

Абдылас Малдыбаев. Композитор и певец. Народный артист СССР (1939). Лауреат Государственной премии Киргизской ССР им. Токтогула (1970), Заслуженный деятель искусств Киргизской ССР. Родился 7 июня 1906 года в селе Кара-Булак Кеминского района Киргизской ССР. Учился в Казахско-Кыргызском институте просвещения в городе Алма-Ате, Кыргызском педагогическом техникуме, а также в Национальной студии при Московской консерватории.

Труден, полон драматизма путь, пройденный им от пастушонка, работающего на баев, до одного из виднейших представителей кыргызской культуры.

Работал заведующим учебной частью музыкально-драматической (театральной) студии (1929), актером музыкально-драматического театра (1930), был председателем правления Союза композиторов Киргизской ССР (1939-1967), членом правления Союза композиторов СССР, членом Комитета по Сталинским премиям в области литературы и искусства при Совете Народных Комиссаров СССР (1943).

Избирался депутатом Верховного Совета СССР первого созыва от Ошского избирательного округа, депутатом Верховного Совета Киргизской ССР (второго, третьего и четвертого созывов).

Награжден орденами Ленина (1939), Трудового Красного Знамени (1946, 1951, 1958), «Знак Почета» (1966), Октябрьской Революции (1976), медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» (1945), «За трудовое отличие» (1964).

Член Союза композиторов СССР (1937).

Трудно найти какое-либо крупное событие в истории кыргызской музыкальной культуры, которое так или иначе не было бы связано с этим именем. Певец, композитор, общественный деятель, народный артист СССР, заслуженный деятель искусств Киргизской ССР, лауреат Государственной премии им. Токтогула.

Своим первым самостоятельным произведением Малдыбаев считает песню «Акинай», сочиненную им в 1922 г.

В годы учебы в Педагогическом техникуме он сочиняет массовые песни: «Биз ленинчил» («Мы ленинцы»), «Кызыл-Туу» («Красная знамя»), «Эски койчунун зары», «Таңкы коштошуу» и многие другое. В 1930 г. талантливый музыкант назначается первым директором Киргизского музыкального техникума. В 1933 г. Малдыбаев переходит в театр, становиться артистом. С этого времени начинается период его интенсивной творческой деятельности.



Говоря о Малдыбаеве, нельзя удержаться от неоднократного употребления слов «первый», «впервые» - идет ли речь о его концертно- исполнительской деятельности, о его работе на оперной сцене или о жанровом обогащении кыргызской музыки. Он первый исполнитель партии Ленского в «Евгении Онегине» П. И. Чайковского и Аскера – в «Аршин мал-алане» У. Гаджибекова. Он также впервые создает центральные образы в собственных музыкально-драматических произведениях. Так, в «Ажал ордуна» - это мудрый, уважаемый всем трудовым народом старик Бектур, в «Айчурек» - пылкий, смелый, находчивый юноша, соратник Семетея Кюльчоро; военачальник, сподвижник Манаса, Сыргак в опере «Манас».

Работа А. Малдыбаева – яркий пример братского сотрудничества представителей кыргызской и русской культуры. Особенно большая дружба сказывает его с В. Власовым и В. Фере. За годы совместной работы ими создано много крупных произведений: оперы «Айчурек» (1938 г.), «Манас» (1945 г.), «Патриоты» (1941 г.), «На берегах Иссык-Куля» (1951 г.), «Токтогул» (1958 г.); кантаты «Искатели счастья» (1947 г.).

Глубокое знание классической и народной музыки, постоянное изучение кыргызского музыкального фольклора, высокая требовательность художника к себе (в 1940-1941 гг. он учиться в национальной студии, а в 1950 г. оканчивает специальный курс Московской консерватории) позволили А. Малдыбаеву идти в ногу с современным музыкальном искусством и стать поистине национальным композитором. Ему принадлежат более 300 песен, романсов, ораторий, многие из которых пользуются широкой популярностью во всех уголках республики и получили заслуженное признание за ее пределами.