Манасчи Саякбай Каралаев и советский киргизский актёр кино, художник Суйменкул Чокморов

Манасчи Саякбай Каралаев и советский киргизский актёр кино, художник Суйменкул Чокморов.Фото:1968 год

Биографическая справка: Суймонкул Чокморов Родился 9 ноября 1939 года в аиле Чон-Таш в Киргизской ССР, в предгорье близ Чуйской долины.

Член Союза Художников СССР (1967).
Заслуженный артист Киргизской ССР (1973)
Народный артист Киргизской ССР (1975).
Народный артист СССР (1981).
Народный художник Киргизской ССР (1990).

В 1964 году окончил Академию Художеств в Ленинграде.
В 1964-1967 годах — преподаватель живописи и композиции Фрунзенского художественного училища.

В кино начал сниматься, будучи довольно сложившимся человеком, проработавшим в другой сфере искусства — в живописи. Дебют в кино — картина Болота Шамшиева «Выстрел на перевале Караш» (1969). Для Шамшиева это был первый художественный фильм, и молодой режиссёр шёл на определенный риск, приглашая на главную роль непрофессионала, не имеющего никакого опыта работы в кино.
Следующей значительной ролью стал образ Ахангула в фильме «Лютый» (1973). Благодаря этим картинам, а также ролям в фильмах «Чрезвычайный комиссар», «Алые маки Иссык-куля», «Седьмая пуля» и другим, приобрёл широкую известность в ряду выдающихся актеров отечественного и мирового кино.

Во время съёмок фильма "Мужчины без женщин" (1981) случилось несчастье. Чокморов, как всегда сам выполняя все трюковые съемки, сорвался и упал. Товарищи ждали: сейчас поднимется, улыбнётся, извинится, попросит продолжать работу. Но Суйменкул лежал неподвижно. Травма оказалась серьёзнейшей. Потянулись дни в больнице, врачи прятали глаза от близких, не смея обнадёживать. Потом, когда пришло желанное облегчение и рана стала затягиваться (диагноз — внутрипочечное кровоизлияние), оказалось, что ещё долго нельзя будет сниматься, особенно в таких трудных условиях, в каких проходила работа над фильмом "Мужчины без женщин". Но группа ждала Чокморова несколько месяцев...

Он — единственный среди своих коллег в бывшем СССР, кто был четырежды удостоен диплома на фестивалях за лучшую роль.

Суйменкул умер 26 сентября 1992 года на 53-м году жизни.
Маар Байджиев: «Ушёл он рано, но по диагнозу, поставленному врачами, он должен был уйти ещё раньше. У него ведь был поликистоз, редчайший случай. Одной почки вообще от рождения не было. А вместо второй — куча почек, которые функционировали, но между ними образовался хрящ. Потом, когда мы вспоминали, как же он жил, то выяснилось, что до пятнадцати лет Суйменкул вообще не вставал, не ходил. И, естественно, никто не знал, почему. Село ведь. А начал ходить только в шестнадцать лет. И потом — такой потрясающий взлёт. Поистине — божья воля. И вот так он жил последние годы, постоянно под наблюдением врачей, на бесконечных зондированиях… Мужественный человек».
ПРИЗЫ И НАГРАДЫ
Диплом VIII-го смотра-соревнования кинематографистов Средней Азии и Казахстана за лучшее исполнение мужской роли в фильме "Выстрел на перевале Караш" (Алма-Ата, 1969 год);
Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации "Премии за актерскую работу" за 1972 год.
Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации "Первые премии за актерскую работу" за 1974 год

Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации "Призы за актерскую работу" за 1978 год

Лауреат Государственной премии Киргизской ССР имени Токтогула (1980, за участие в фильме "Улан")

Премия Ленинского комсомола (1972) — за талантливое художественное воплощение образов советских людей, за создание кинопроизведений, воспитывающих у молодёжи гражданственность, мужество, любовь к Родине

Орден «Знак Почёта» (1981)

Медаль ВДНХ Киргизской ССР (1985)

Грамота Президиума Верховного Совета СССР (1969) — за успехи в области киргизского киноискусства

Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Призы за актёрскую работу» (приз и диплом за лучшее исполнение мужской роли в кинофильме «Мужчины без женщин», Таллинн, 1982)

Международная премия клуба Ч. Айтматова в области литературы, искусства и культуры (1991) — за огромный вклад в дело развития кыргызского изобразительного искусства и киноискусства, высокопрофессиональное исполнение ролей в фильмах, снятых по произведениям Ч. Айтматова



В канун 2000 года признан лучшим актёром Кыргызстана 20 века.


Биографическая справка: Сказитель эпосов, сказочник, манасчи С. Каралаев родился в местечке Семиз-Бель близ зимовья Ак-Олен нынешнего Тонского района Иссык-Кульской области в семье бедняка. С 12 лет вместа с отцом батрачил на местных баев. Во время событий 1916 г. бежал в Китай; вернувшись в 1917 г. на родину, вновь батрачит у кулаков. В 1918 г. добровольно вступает в отряд красногвардейцев и вместе с Красной Армией отстаивает Советскую власть в Сибири, АлмаАте, Ашхабаде, Бухаре. После завершения гражданской войны принимает активное участие в построении новой жизни на родной земле. С 1921 по 1931 г. работал председателем Маманского и Ирдыкского сельсоветов Каракольского района Иссык-Кульской области. В 1930 г. в НИИ языка и литературы при Наркомпросе Киргизской АССР с его слов записывают эпос «Манас». В 1936 г. его принимают солистом — сказителем манасчи в Киргосфилармонию.

Талант сказителя пробудила в нем еще в раннем детстве бабушка Дакиш — замечательная рассказчица народных сказок, преданий, легенд. Она знала на память отрывки из эпоса «Манас», которые исполняла для внука, полностью пересказала содержание эпоса прозой. Способный мальчик запомнил рассказы бабушки и других известных манасчи. С 1918 г. С. Каралаев сам начинает исполнять отрывки из эпоса «Манас». В 1924 г. он встречается с известным манасчи Чоюке Омуровым, у которого в течение ряда лет учился исполнению эпоса «Манас». В своих воспоминаниях С. Каралаев упоминает и о знаменитом манасчи Акылбеке, который также учил его мастерству исполнения.

С 1925 г. выступает самостоятельно, а с 1930 г. известен как выдающийся манасчи. Большую роль в пропаганде таланта С. Каралаева сыграли писатель Дж. Ашубаев и ученый-филолог К. Карасаев. С1935г. началась запись полного каралаевского варианта эпоса «Манас». В 1937 г. завершили запись первой части трилогии, затем. последовали «Семетей», «Сейтек», продолжением которых явились ранее неизвестные истории Кенена, Алымсарыка и Кулансарыка.

Общий объем этого варианта эпоса «Манас» составил 500 553 стихотворных строк. Он признан литературоведами наиболее полным, содержательным и высокохудожественным вариантом. В сопоставлении с эпосами народов мира в 20 раз больше по объему гомеровских «Илиады» и «Одиссеи», в 5 раз — «Шахнаме».

С.Каралаев мог исполнять эпос «Манас» на протяжении нескольких месяцев подряд. Его по праву называют
Гомером XX века. Характерной чертой исполнения эпоса является не пересказ на память заученного текста, а индивидуальное проявление импровизаторского и актерского мастерства каждого манасчи. К примеру, каралаевский вариант эпоса «Манас» отличается от других вариантов героикопатриотическим оптимизмом действующих
персонажей, меньшей подверженностью героев религиозности. Такая специфика этого варианта связана, по всей вероятности, с биографией самого сказителя, с оружием в руках защищавшего Советскую власть от белогвардейцев.

Со слов С. Каралаева был записан эпос «Тоштук» и издан и 1938 г. на киргизском, а в 1958 г. на русском языках.

Им создан ряд оригинальных произведений. В 1929 г. издана первая его книга — рассказ «Эрик таңында» («На заре свободы»). Автор сказок, поэм, рассказов, выпущенных отдельными изданиями. Народный артист Киргизской ССР (1939 г.). Член СП СССР с 1938 г.

Награжден тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета», медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».

Источник: Из архивов школы лицея №6 гуманитарного направления имени С. Каралаева город Балыкчи