Прикладное искусство. Ковровщица за работой
Ковровщица за работой. Фото: 01.06.1981 год
Аннотация: Ковровщица из колхоза "Алга". Кантский район. Киргизская ССР.
Автор фото: Мамадалиев
Информационная справка: Прикладное искусство у киргизов представлено ковроделием, изготовлением разных типов узорных войлоков, орнаментированных циновок, узорным ткачеством, тиснением по коже, резьбой по дереву и художественной обработкой металла.
Выделкой шерстяных ворсовых изделий уже давно занимаются памиро-алайские и ферганские киргизы, а также киргизы, живущие в юго-западной части Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР.
Ковроделие было развито раньше преимущественно у племен группы ичкилик, но оно было хорошо знакомо и другим южным киргизам. Теперь ковры изготовляют главным образом в юго-западных районах Ошской области.
В прошлом ковровые изделия были очень широко распространены в быту. Кроме ворсового ковра (килем), до сих пор можно встретить мешки разного назначения, имеющие ковровую лицевую сторону (чабадан, кош жабык), ковровые дорожки для украшения юрты (тегирич), переметные сумы (куржун), коврики для седла (эгер квпчук). Раньше было принято изготовлять ковры небольших размеров, но с конца XIX в., когда они стали поступать в продажу на местные рынки, начали делать ковры крупных размеров. Теперь преобладают ковры размеров 3—3,2 X 1,4—1,5 м.
Киргизские ковры изготовляются на таком же примитивном горизонтальном станке (дукен), как туркменские и узбекские. Он состоит из двух жердей, длина которых несколько превышает ширину основы, и трех палок, служащих для создания зева, его раскрытия и перемены ниток основы. Уток и ворсовые узлы прибивают деревянной колотушкой с зубьями, ворсовую нить отрезают ножом, а ворс подравнивают ножницами.
Высота ворса 5—7 см. Ворсовый узел полуторный, вяжется руками. Плотность киргизского ковра в среднем 900 — 1000 узлов на 1 кв. дм. Ковры большого размера изготовляют обычно коллективно.
Ковры ткут из овечьей шерсти, но на основу идет и верблюжья и козья шерсть.
Преобладающими цветами в коврах являются мареновокрасный и индигово-синий, оба — в глубоко приглушенных тонах. Реже используются желтый, коричневый, зеленый, белый. Тона и оттенки красок своеобразны, а сочетание их свидетельствует о тонкости вкуса ковровщиц. Киргизы пользовались для окраски шерсти растительными красите лями, а с конца XIX в. —анилиновыми красками, применение которых ухудшило качество ковров.
Киргизские ковры имеют рамку, окаймляющую центральное поле. Узоры на рамке отличаются от узоров на центральном поле. Композиция орнамента ковров имеет несколько вариантов. Например, центральное поле разделено на долевые поло сы, по которым располагаются узоры, или на нем расположен однородный узор в шахматном порядке либо по диагоналям, или на центральном поле образованы ромбы с узорами внутри них.
Ковровый орнамент слагается из восьмигранников, крупных крестов, простых и ступенчатых ромбов, часто в сочетании с мотивами типа «бараньих рогов» и др. В названиях орнамента отражен окружающий реальный мир, но сами узоры уже в большинстве случаев не напоминают реальных предметов. В орнамент проникли отдельные китайские мотивы, которые утвердились в качестве составного элемента декора киргизского ковра. Ковровый орнамент имеет очень большое сходство с орнаментом на киргизских чиевых циновках (аъикана, чыгдан).
По орнаменту и особенностям расцветки киргизские ковры наиболее близки к коврам современного Синьцзяна и к узбекским (андижанским) коврам. В мотивах орнамента много общего с каракалпакскими коврами.
Под влиянием разного рода неблагоприятных причин ковровое производство у киргизов накануне Октябрьской революции пришло в упадок. К настоящему времени оно несколько оживилось. Киргизские ковры поступают в продажу, в особенности на рынок в г. Исфаре (Таджикская ССР). В Киргизской ССР организуются ковровые мастерские, к работе в которых привлекаются народные мастерицы. Появляются новые ковры с современной тематикой узора.
Более распространены у киргизов войлочные ковры, а также раз- личные бытовые предметы из орнаментированного войлока. Для орнаментации войлока применяются три технических приема. Первый прием — это вкатывание в основной фон войлока узоров из цветной шерсти. Такого типа ковры называют ала кийиз. Второй прием— аппликация: на войлочную основу нашивают узор из окрашенного войлока или из ткани. Наконец, третий прием состоит в сшивании вместе элементов одного узора, вырезанных одновременно из двух разных по цвету кусков войлока. Ковры, изготовленные таким способом, называют гиырдак (гиырдамал, тербвлжун). Кроме ковров, из орнаментированного войлока изготовляют мешки и сумки для хранения и перевозки утвари, принадлежности сбруи и т. п.
Орнамент на войлочных изделиях отличается простотой и ясностью узора, сравнительно крупными размерами; он не перегружен мелкими деталями и окрашивается чаще всего в два основных цвета: синий и красный, коричневый с оранжевым или с красным.
По композиции орнамента войлочные ковры типа шырдака имеют свои особенности не только на разных территориях (Прииссыккулья, Чуйской долины, Таласа и др.)? но и в пределах одной территории. Наиболее характерны следующие разновидности: ковры с крупным сплошным узором и каймой разной ширины; с большими квадратами, поставленными на ребро, с узорами внутри квадратов и между ними; с центральным полем, разделенным на две половины (по принципу негатива и позитива); с крупными кругами на центральном поле и др.
Источник: РИА НОВОСТИ
Аннотация: Ковровщица из колхоза "Алга". Кантский район. Киргизская ССР.
Автор фото: Мамадалиев
Информационная справка: Прикладное искусство у киргизов представлено ковроделием, изготовлением разных типов узорных войлоков, орнаментированных циновок, узорным ткачеством, тиснением по коже, резьбой по дереву и художественной обработкой металла.
Выделкой шерстяных ворсовых изделий уже давно занимаются памиро-алайские и ферганские киргизы, а также киргизы, живущие в юго-западной части Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР.
Ковроделие было развито раньше преимущественно у племен группы ичкилик, но оно было хорошо знакомо и другим южным киргизам. Теперь ковры изготовляют главным образом в юго-западных районах Ошской области.
В прошлом ковровые изделия были очень широко распространены в быту. Кроме ворсового ковра (килем), до сих пор можно встретить мешки разного назначения, имеющие ковровую лицевую сторону (чабадан, кош жабык), ковровые дорожки для украшения юрты (тегирич), переметные сумы (куржун), коврики для седла (эгер квпчук). Раньше было принято изготовлять ковры небольших размеров, но с конца XIX в., когда они стали поступать в продажу на местные рынки, начали делать ковры крупных размеров. Теперь преобладают ковры размеров 3—3,2 X 1,4—1,5 м.
Киргизские ковры изготовляются на таком же примитивном горизонтальном станке (дукен), как туркменские и узбекские. Он состоит из двух жердей, длина которых несколько превышает ширину основы, и трех палок, служащих для создания зева, его раскрытия и перемены ниток основы. Уток и ворсовые узлы прибивают деревянной колотушкой с зубьями, ворсовую нить отрезают ножом, а ворс подравнивают ножницами.
Высота ворса 5—7 см. Ворсовый узел полуторный, вяжется руками. Плотность киргизского ковра в среднем 900 — 1000 узлов на 1 кв. дм. Ковры большого размера изготовляют обычно коллективно.
Ковры ткут из овечьей шерсти, но на основу идет и верблюжья и козья шерсть.
Преобладающими цветами в коврах являются мареновокрасный и индигово-синий, оба — в глубоко приглушенных тонах. Реже используются желтый, коричневый, зеленый, белый. Тона и оттенки красок своеобразны, а сочетание их свидетельствует о тонкости вкуса ковровщиц. Киргизы пользовались для окраски шерсти растительными красите лями, а с конца XIX в. —анилиновыми красками, применение которых ухудшило качество ковров.
Киргизские ковры имеют рамку, окаймляющую центральное поле. Узоры на рамке отличаются от узоров на центральном поле. Композиция орнамента ковров имеет несколько вариантов. Например, центральное поле разделено на долевые поло сы, по которым располагаются узоры, или на нем расположен однородный узор в шахматном порядке либо по диагоналям, или на центральном поле образованы ромбы с узорами внутри них.
Ковровый орнамент слагается из восьмигранников, крупных крестов, простых и ступенчатых ромбов, часто в сочетании с мотивами типа «бараньих рогов» и др. В названиях орнамента отражен окружающий реальный мир, но сами узоры уже в большинстве случаев не напоминают реальных предметов. В орнамент проникли отдельные китайские мотивы, которые утвердились в качестве составного элемента декора киргизского ковра. Ковровый орнамент имеет очень большое сходство с орнаментом на киргизских чиевых циновках (аъикана, чыгдан).
По орнаменту и особенностям расцветки киргизские ковры наиболее близки к коврам современного Синьцзяна и к узбекским (андижанским) коврам. В мотивах орнамента много общего с каракалпакскими коврами.
Под влиянием разного рода неблагоприятных причин ковровое производство у киргизов накануне Октябрьской революции пришло в упадок. К настоящему времени оно несколько оживилось. Киргизские ковры поступают в продажу, в особенности на рынок в г. Исфаре (Таджикская ССР). В Киргизской ССР организуются ковровые мастерские, к работе в которых привлекаются народные мастерицы. Появляются новые ковры с современной тематикой узора.
Более распространены у киргизов войлочные ковры, а также раз- личные бытовые предметы из орнаментированного войлока. Для орнаментации войлока применяются три технических приема. Первый прием — это вкатывание в основной фон войлока узоров из цветной шерсти. Такого типа ковры называют ала кийиз. Второй прием— аппликация: на войлочную основу нашивают узор из окрашенного войлока или из ткани. Наконец, третий прием состоит в сшивании вместе элементов одного узора, вырезанных одновременно из двух разных по цвету кусков войлока. Ковры, изготовленные таким способом, называют гиырдак (гиырдамал, тербвлжун). Кроме ковров, из орнаментированного войлока изготовляют мешки и сумки для хранения и перевозки утвари, принадлежности сбруи и т. п.
Орнамент на войлочных изделиях отличается простотой и ясностью узора, сравнительно крупными размерами; он не перегружен мелкими деталями и окрашивается чаще всего в два основных цвета: синий и красный, коричневый с оранжевым или с красным.
По композиции орнамента войлочные ковры типа шырдака имеют свои особенности не только на разных территориях (Прииссыккулья, Чуйской долины, Таласа и др.)? но и в пределах одной территории. Наиболее характерны следующие разновидности: ковры с крупным сплошным узором и каймой разной ширины; с большими квадратами, поставленными на ребро, с узорами внутри квадратов и между ними; с центральным полем, разделенным на две половины (по принципу негатива и позитива); с крупными кругами на центральном поле и др.
Источник: РИА НОВОСТИ