Прикладное искусство. Ковровщица за работой

Ковровщица за работой. Фото: 01.06.1981 год

Аннотация: Ковровщица из колхоза "Алга". Кантский район. Киргизская ССР.

Автор фото: Мамадалиев

Информационная справка: Прикладное искусство у киргизов представлено ковроделием, изго­товлением разных типов узорных войлоков, орнаментированных циновок, узорным ткачеством, тиснением по коже, резьбой по дереву и художествен­ной обработкой металла.
Выделкой шерстяных ворсовых изделий уже давно занимаются памиро-алайские и ферганские киргизы, а также киргизы, живущие в юго-запад­ной части Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР.

Ковроделие было развито раньше преимущественно у племен группы ичкилик, но оно было хорошо знакомо и другим южным киргизам. Теперь ковры изготовляют главным образом в юго-западных районах Ошской области.

В прошлом ковровые изделия были очень широко распространены в бы­ту. Кроме ворсового ковра (килем), до сих пор можно встретить мешки разного назначения, имеющие ковровую лицевую сторону (чабадан, кош жабык), ковровые дорожки для украшения юрты (тегирич), переметные сумы (куржун), коврики для седла (эгер квпчук). Раньше было принято из­готовлять ковры небольших размеров, но с конца XIX в., когда они стали поступать в продажу на местные рынки, начали делать ковры крупных размеров. Теперь преобладают ковры размеров 3—3,2 X 1,4—1,5 м.
Киргизские ковры изготовляются на таком же примитивном горизон­тальном станке (дукен), как туркменские и узбекские. Он состоит из двух жердей, длина которых несколько превышает ширину основы, и трех па­лок, служащих для создания зева, его раскрытия и перемены ниток ос­новы. Уток и ворсовые узлы прибивают деревянной колотушкой с зубья­ми, ворсовую нить отрезают ножом, а ворс подравнивают ножницами.
Высота ворса 5—7 см. Ворсовый узел полуторный, вяжется ру­ками. Плотность киргизского ковра в среднем 900 — 1000 узлов на 1 кв. дм. Ковры боль­шого размера изготовляют обычно коллективно.

Ковры ткут из овечьей шер­сти, но на основу идет и верб­люжья и козья шерсть.

Преобладающими цветами в коврах являются мареново­красный и индигово-синий, оба — в глубоко приглушен­ных тонах. Реже используются желтый, коричневый, зеленый, белый. Тона и оттенки красок своеобразны, а сочетание их свидетельствует о тонкости вку­са ковровщиц. Киргизы поль­зовались для окраски шерсти растительными красите лями, а с конца XIX в. —анилиновыми красками, применение которых ухудшило качество ковров.
Киргизские ковры имеют рамку, окаймляющую централь­ное поле. Узоры на рамке от­личаются от узоров на цент­ральном поле. Композиция ор­намента ковров имеет несколь­ко вариантов. Например, центральное поле разделено на долевые поло сы, по которым располагаются узоры, или на нем расположен однородный узор в шахматном порядке либо по диагоналям, или на центральном поле образованы ромбы с узорами внутри них.
Ковровый орнамент слагается из восьмигранников, крупных крестов, простых и ступенчатых ромбов, часто в сочетании с мотивами типа «барань­их рогов» и др. В названиях орнамента отражен окружающий реальный мир, но сами узоры уже в большинстве случаев не напоминают реальных предметов. В орнамент проникли отдельные китайские мотивы, которые утвердились в качестве составного элемента декора киргизского ковра. Ковровый орнамент имеет очень большое сходство с орнаментом на кир­гизских чиевых циновках (аъикана, чыгдан).



По орнаменту и особенностям расцветки киргизские ковры наиболее близки к коврам современного Синьцзяна и к узбекским (андижанским) коврам. В мотивах орнамента много общего с каракалпакскими коврами.

Под влиянием разного рода неблагоприятных причин ковровое произ­водство у киргизов накануне Октябрьской революции пришло в упадок. К настоящему времени оно несколько оживилось. Киргизские ковры по­ступают в продажу, в особенности на рынок в г. Исфаре (Таджикская ССР). В Киргизской ССР организуются ковровые мастерские, к ра­боте в которых привлекаются народные мастерицы. Появляются новые ковры с современной тематикой узора.

Более распространены у киргизов войлочные ковры, а также раз- личные бытовые предметы из орнаментированного войлока. Для орнамен­тации войлока применяются три технических приема. Первый прием — это вкатывание в основной фон войлока узоров из цветной шерсти. Такого типа ковры называют ала кийиз. Второй прием— аппликация: на войлоч­ную основу нашивают узор из окрашенного войлока или из ткани. Нако­нец, третий прием состоит в сшивании вместе элементов одного узора, выре­занных одновременно из двух разных по цвету кусков войлока. Ковры, изготовленные таким способом, называют гиырдак (гиырдамал, тербвлжун). Кроме ковров, из орнаментированного войлока изготовляют мешки и сумки для хранения и перевозки утвари, принадлежности сбруи и т. п.

Орнамент на войлочных изделиях отличается простотой и ясностью узора, сравнительно крупными размерами; он не перегружен мелкими де­талями и окрашивается чаще всего в два основных цвета: синий и красный, коричневый с оранжевым или с красным.
По композиции орнамента войлочные ковры типа шырдака имеют свои особенности не только на разных территориях (Прииссыккулья, Чуйской долины, Таласа и др.)? но и в пределах одной территории. Наиболее ха­рактерны следующие разновидности: ковры с крупным сплошным узором и каймой разной ширины; с большими квадратами, поставленными на ребро, с узорами внутри квадратов и между ними; с центральным полем, разделенным на две половины (по принципу негатива и позитива); с круп­ными кругами на центральном поле и др.

Источник: РИА НОВОСТИ