Include files from root directory is denied
При копировании информации указывайте гиперссылку на наш сайт как источник.
Include files from root directory is denied Include files from root directory is denied

Балбалы - каменные статуи в городском парке Пржевальска (фото/ретушь) Фото:1900 год

Источник: Из книги: "Путешествие князя Сципиона Боргезе в Небесные Горы. Земля и народы, 1907 год" Автор: Жюль Brocherel

Аннотация: Летом 1900 года группа итальянских альпинистов во главе с князем Боргезе находилась в Центральном Тянь-Шане с целью покорения пика Хан-Тенгри. Они совершили в этих горах первые восхождения и сделали здесь первые фотографии.

Информационная справка: Балбал – каменная скульптура тюркского периода. Эти истуканы были широко распространены на обширнейшей территории от Монголии до южнорусских степей. Возвышаясь на огромных курганах, занимая видное место на майданах, венчая бесчисленные степные холмы и важно стоя на перекрестках всех путей, эти каменные свидетели истории всегда приковывали к себе внимание. Балбалы были всякими, в зависимости от того, представитель какого народа или племени его воздвиг. В большинстве своем изображают мужские фигуры с отвислыми усами и тяжелыми бровями. Кроме внешнего облика балбалы отличаются и размерами, от небольших до полуметра высотой и крупных, ростом чуть меньше человека. Более ранние стелы выглядят как плоские каменные столбы с вырезанными на них лицами и руками. Позднее появились реалистические изображения, передающие объемные формы и предметы одежды.

Одни исследователи считают, что балбал изображает образ побежденного врага, другие - что это каменное воплощение умершего предка, который должен охранять, присматривать и всячески участвовать в судьбах своих многочисленных родственников. По тюркским канонам балбал должен держать в руках чашу или кинжал (меч) как символ силы и власти. Абрис (или контур) тюркских балбалов тяжеловесен, хотя лицо должно быть очерчено. Чаще видны нос, глаза и брови, причем хмурые. Фигура обычно без шеи, но с поднятыми плечами и низко опущенным подбородком. Сзади у многих скульптур высекались косички, по числу которых и определялся представитель того или иного тюркского племени.
Стояли эти статуи изначально в предгорьях и степных просторах, на курганах или высоких площадках среди каменных оградок, часто имеющих прямоугольную форму. При освоении земель их выносили за пределы возделываемых полей. Некоторые балбалы выбрасывались в овраги и ямы, где бесследно исчезали. Другие переносились в города, находили свое место во дворах школ или парках. Иногда ими украшали внутренние дворики гостиниц и ресторанов. Сейчас в Кыргызстане пошло поветрие выкапывать скульптуры и устанавливать в самых неподходящих для этого местах, например, у ворот собственного дома или возле общественных заведений.



Целая шеренга каменных изваяний выстроилась перед Государственным историческим музеем в центре Бишкека. Каменных баб, еще сохранивших свое первоначальное местоположение, можно увидеть в Центральном Тянь–Шане в долине реки Сары–Джаз и на ее крупных притоках — реках Уч–Кель и Каинды.

{social-link}
Все материалы, содержащиеся на веб-сайте www.foto.kg, защищены законом об авторском праве. Фотографии и прочие материалы являются собственностью их авторов и представлены исключительно для некоммерческого использования и ознакомления , если не указано иное. Несанкционированное использование таких материалов может нарушать закон об авторском праве, торговой марке и другие законы.
Разработка сайта Новости Кыргызстана, Киргизии