Балбалы - каменные статуи

Балбалы - каменные статуи в городском парке Пржевальска (фото/ретушь) Фото:1900 год

Источник: Из книги: "Путешествие князя Сципиона Боргезе в Небесные Горы. Земля и народы, 1907 год" Автор: Жюль Brocherel

Аннотация: Летом 1900 года группа итальянских альпинистов во главе с князем Боргезе находилась в Центральном Тянь-Шане с целью покорения пика Хан-Тенгри. Они совершили в этих горах первые восхождения и сделали здесь первые фотографии.

Информационная справка: Балбал – каменная скульптура тюркского периода. Эти истуканы были широко распространены на обширнейшей территории от Монголии до южнорусских степей. Возвышаясь на огромных курганах, занимая видное место на майданах, венчая бесчисленные степные холмы и важно стоя на перекрестках всех путей, эти каменные свидетели истории всегда приковывали к себе внимание. Балбалы были всякими, в зависимости от того, представитель какого народа или племени его воздвиг. В большинстве своем изображают мужские фигуры с отвислыми усами и тяжелыми бровями. Кроме внешнего облика балбалы отличаются и размерами, от небольших до полуметра высотой и крупных, ростом чуть меньше человека. Более ранние стелы выглядят как плоские каменные столбы с вырезанными на них лицами и руками. Позднее появились реалистические изображения, передающие объемные формы и предметы одежды.

Одни исследователи считают, что балбал изображает образ побежденного врага, другие - что это каменное воплощение умершего предка, который должен охранять, присматривать и всячески участвовать в судьбах своих многочисленных родственников. По тюркским канонам балбал должен держать в руках чашу или кинжал (меч) как символ силы и власти. Абрис (или контур) тюркских балбалов тяжеловесен, хотя лицо должно быть очерчено. Чаще видны нос, глаза и брови, причем хмурые. Фигура обычно без шеи, но с поднятыми плечами и низко опущенным подбородком. Сзади у многих скульптур высекались косички, по числу которых и определялся представитель того или иного тюркского племени.
Стояли эти статуи изначально в предгорьях и степных просторах, на курганах или высоких площадках среди каменных оградок, часто имеющих прямоугольную форму. При освоении земель их выносили за пределы возделываемых полей. Некоторые балбалы выбрасывались в овраги и ямы, где бесследно исчезали. Другие переносились в города, находили свое место во дворах школ или парках. Иногда ими украшали внутренние дворики гостиниц и ресторанов. Сейчас в Кыргызстане пошло поветрие выкапывать скульптуры и устанавливать в самых неподходящих для этого местах, например, у ворот собственного дома или возле общественных заведений.



Целая шеренга каменных изваяний выстроилась перед Государственным историческим музеем в центре Бишкека. Каменных баб, еще сохранивших свое первоначальное местоположение, можно увидеть в Центральном Тянь–Шане в долине реки Сары–Джаз и на ее крупных притоках — реках Уч–Кель и Каинды.