Талас. "Мавзолей Манаса"

Талас. "Кумбез Манаса". Фото:1950-е

"Мавзолей Манаса" - в 20 км от города Талас у подножия горы Кароол-Чоку. Памятник мемориально-культовой архитектуры XIV в. Представляет собой портально-купольный кирпичный мавзолей с внутренним стрельчатым куполом и внешним ребристым шатром на рубчатом барабане, венчающим почти кубический объем. После реконструкции в 1970 г. был открыт мемориальный комплекс "Манас Ордосу", в него входят "Мавзолей Манаса", Музей-заповедник "Манас", мечеть.

"Мавзолей Манаса" — невысокое купольное здание, выполненное в строгом стиле. Центрический мавзолей сложен из обожженного кирпича, имеет кубическое основание, купольное перекрытие и грандиозный портал, сплошь одетый в резной ганч и имеющий стрельчатую нишу входа.

Портал — пештак представляет собой подлинное произведение искусств. По сторонам от входной ниши украшенный колоннами, декорированный целым набором художественных поясков и облицованный терракотовыми плитками, с вырезанным на них растительным орнаментом.

Уже в 1938 году Александр Беленицкий и Михаил Массон сумели прочесть куфийские надписи на главном фасаде здания. Оказывается, здесь 6 мая 1334 года была похоронена Кенизек–Хатун - дочь Абуке–эмира из династии Чагатаидов. Кстати, на внутренних стенах сооружения, возможно, были нарисованы сцены из иранского эпоса "Шахнаме"."

Сооружение усыпальницы над могилой женщины из правящего рода Чагатаидов в Таласе ученые связывают с принятым ислама Монгольской знатью. Мусульманские традиции всё глубже проникали в сердца кочевников – язычников. Надпись на портале памятника свидетельствует о смерти дочери эмира Абуки Канизек-хатун в первый день рамазана 734г. Хиджры (6 мая 1334г.)..



Основное место в композиции фасада Мавзолея занимают полосы с надписям на исторические и религиозные мотивы. Одна из надписей выполнена в "куфическом стиле" (древние заостренные фигуры из арабского алфавита). В ней повторяется слово "аль-мулк" (сила, руководство), представляющее собой аббревиатуру хвалебного восклицания "Власть принадлежит Аллаху!".

Другая надпись, выполненная в стиле "дивани" гласит: "Это величественный Мавзолей добродетельной, целомудренной и самой прославленной женщины Кенизек-Хатун, дочери эмира Абука". Дальнейшая часть Мавзолея, с частью надписи перечисляющей многочисленные достоинства Кенизек-Хатун не сохранилась. Осталось лишь слова "четыре" и "Рамадан".

В стиле и манере написания, прослеживаются аналогии с надписями других архитектурных памятников, построенных на территории Средней Азии во второй половине 14 века н.э.

После проведения археологических исследований, ученые пришли к заключению, что со времени возведения мавзолея в 1334 году, кумбез долгое время являлся местом захоронения. Умерших погребали в гробах под полом усыпальницы, со временем, когда старые могилы разрушались, на их месте создавались все новые и новые захоронения.
Неподалеку от Мавзолея расположено древнее кладбище, датируемое 1-4 веком н.э.

Помаскин Б. В., Гумбез Манаса, Фр., 1972.

Источник: фото бывшего жителя села Бейшеке Карабууринского района, Таласской области Georgios Vasiliadis.