Киргизия. Культура и Искусство. Архитектура, Дооктябрьский период.

Архитектура, Дооктябрьский период. Фото:1984 год

Авторы: Л.Шерстенников, В. Жигайлов и другие.

Информационная справка: Древнейшие памятники искусства на терр. Киргизии восходят к эпохе неолита (изображения животных в пещере Ак-Чункур). Эпохой бронзы датируется лепная керамика с наколотым или штампованным геометрич. орнаментом, найденная в погребениях урочища Арпа (на Юге Киргизии), у поселении Джайылма и Каинды (в Чуйской долине), в Таласской и Кетментёбинской котловинах. К периоду не позднее 1-го тыс. до н. э. относятся ранние петроглифы в урочище Саймалы-Таш в р-не Ферганского хребта (т. н. Саймалы-Таш 1) с условно трактованными изображениями горных козлов, баранов, яков, быков, часто в упряжках, управляемых человеком (предположительно обрядовые сцепы). Укреплённые валами и башнями значит. оседлые поселения с глинобитными сырцовыми постройками открыты на Юге Киргизии: городища Кош-Булан, Карадарьинское, Джаныбазарское, Шоробашат (4—1 вв. до н. э.). Городище Шоробашат, по-видимому, было одним из важных центров древней Ферганы; в систему его укреплении входили небольшие крепости (городища Дёнбулак, Северо-Узгенское, Кызылоктябрьское), расположенные на труднодоступных речных мысах. Обнаружены также остатки многих отдельных домов-усадеб конца 2-го тыс. до н. э. (Чандалашское городище в долине р. Чаткал). Концом 1-го тыс. до н. э. датируется часто встречающаяся на Юге и Юго-Западе Киргизии крашеная и расписная керамика (буро-фиолетовые или красные, редко — чёрные узоры из прямых, волнистых линий, дуг, точек, ёлочек, сеток помещены на розоватом или оранжево-красноватом фоне), украшения из золота и бронзы, выразительные росписи в Араване (силуэтные изображении лошадей), поздние петроглифы урочища Саймалы-Таш (датируются до 1-го в. н. э.). В северных р-нах Киргизии и на Тянь-Шане, в могильниках кочевников-саков (7—3 вв. до н. э.) и усуней (2 в. до н.э., 5 в. н. э.) найдены бронзовые жертвенники, светильники, котлы (находки на берегу оз. Иссык-Куль) с литыми фигурками яков, козлов, львов, барсов: металлич. части конской сбруи с резными изображениями козла, сайгака, оленя, украшения (напр., бронзовые булавки, завершённые фигурками птиц из усуньских могильников в Чуйской долине).

Стилистически произведения сакского времени входят в круг памятников т. н. скифо-сибирского «звериного стиля», обобщённость форм, нарочитое укрепление деталей, изображения в них сочетаются с яркой жизненной наблюдательностью, умением уловить и передать характерные черты животного. В могильниках усуней в долине р. Чу и в р-не оз. Иссык-Куль найдены произведения искусства, свидетельствующие о широких связях Киргизии с соседними странами; этому способствовал караванный т. н. «шёлковый путь», связывавший Дальний Восток со странами Средиземноморья, одна из ветвей к-рого со 2 в. до н. э. проходила по терр. Киргизии.

До монголо-татарского завоевания на терр. Киргизии параллельно развивалась культура оседлого и кочевого населении. В 5—10 вв. строились многочисленные крепости и замки феодалов, разрастались города, включавшие обнесённый стенами шахристан — городское ядро и укреплённый рабад — ремесленный пригород (на Юге Киргизии — гг. Ош, Узген; в долине р. Чаткал — городища Кюльбёскан, Чанчаркан, Уубулакское). В северных р-нах Киргизии возникли колонии согдийцев. Раннесредневековые города в Чуйской долине (городища Ак-Бешим в 8 км к югу, Краснореченское к западу от Токмака) отличаются включением цитадели в шахристан, обнесённый стенами с башнями и окружённый территорией, к-рую укрепляли глинобитным, часто дополнительным насыпным кольцом стен. Постройки возводились из битой глины — пахсы и сырцового кирпича, со сводчатыми сырцовыми или плоскими деревянными перекрытиями. На Тянь-Шане обнаружены, обнесённые пахсовымп стенами (высотой до 12 м) с башнями, обширные прямоугольные в плане территории — это остатки ставок тюркских ханов, укрывавшие кочевников вместе с юртами и скотом. Архитектура Киргизии в этот период, также как и градостроительство, развивалась в основном в русле среднеазиатского зодчества. Иа Краснореченском городище раскопан согдийский замок 4—5 вв. На городище Ак-Бешим открыты остатки замка 6—7 вв. (на пахсовом стилобате, в завалах — фигурные обожжённые кирпичи); к востоку от шахристана — руины христианского храма 8 в. (крестовидный в плане интерьер со следами росписей заключён в квадрат пахсовых стен) с прилегающим длинным двором.



Для архитектуры Киргизии периода мусульманского гос-ва Караханидов характерно появление монумент, культовых зданий — мечетей, минаретов, мавзолеев, к-рые развивали типы, общие для всего среднеазиатского зодчества, связанного с исламом. Широкое применение получил обожжённый кирпич, повлиявший на развитие сводчатых и купольных конструкций. В архитектурном наследии Ср. Азии значит, место занимают 2 знаменитых кирпичных минарета с 8-гранным цоколем и круглым в сечении, суживающимся кверху стволом, охваченным поясами орнаментальной кладки; на городище Бурана (к югу от Ак-Бешима, башня Бурана, нач. 11 в., сохранился, выс. 21,5 м) и в Узгене (11 в., сохранился, выс. 18,75 м, фонарь надстроен в 1923). К лучшим образцам среднеазиатского зодчества 11—12 вв. относятся 3 разновременных, примыкающих друг к другу мавзолея в Узгене, к-рые развивают идею портально-купольного мемориального здания с квадратным в плане залом и тщательно разработанным декором главного фасада. Самый ранний, средний мавзолей (нач. 11 в., ныне в руинах, пл. 12 м х 12 м, внутри — 8,5 м х 8,5 м, декор — узорная кирпичная кладка и резьба по стуку) имел 2 слабовыраженных портала — южный и западный. В северном (1152—53) и южном (1186—87) мавзолеях главные фасады представляют собой развитые прямоугольные порталы — пештаки, с входными айванами, оформленными стрельчатой аркой на колоннах, с чёткой конструктивной схемой полос орнамента и надписей на плоскости фасада, повторяющих форму пештака, и с фланкирующими портал круглыми колоннами, предвосхищающими боковые башенки или минареты более поздних среднеазиатских памятников. В декоре этих мавзолеев (12 в.) наряду с узорной кладкой и резьбой по стуку появляется резная терракота; красотой и виртуозностью покоряют надписи почерками «цветущий куфи» и «насх» с изысканной растительной арабеской «ислими», орнамент звёзд и крестов, заполненных стилизованным мотивом вьющейся лозы, сложные резные плетёнки и выложенные кирпичом строгие геометрич. узоры — «гирихи».

Предположительно к 11—12 вв. относится кирпичный квадратный в плане мавзолей Шах-Фазиль (в с. Сафед-Баланд близ Джалал-Абада), перекрытый куполом на 8-гранном барабане. Он отличается отсутствием наружного и чрезвычайным богатством внутреннего декора (резьба по стуку с бледно-жёлтой и голубой подкраской, графически выполненные геометрич. и растительные мотивы, надписи). В декоративно-прикладном искусстве основное место занимала керамика: неглазурованные сосуды со штампованным, резным и лепным орнаментом, поливная посуда с подглазурной росписью тёмно-коричневым или оливково-зелёным по белому фону и гравировкой (ленточные плетёнки, розетки, надписи, иногда фигурки фазана, медведя, лягушки и пр.).

В результате татаро-монгольского нашествия (1-я четверть 13 в.) города пришли в упадок. Основным населением страны стали кочевники, жилищем к-рых была разборная круглая юрта с решётчатым остовом; покрытием служил войлок, стянутый узорноткаными полосами. Вверху устраивали отверстие для выхода дыма и для освещения. Из монументальных сооружений, напр., 14 в. сохранился гюмбёз Манаса (в верховьях р. Талас), портально-купольный кирпичный мавзолей (1334) с внутренним стрельчатым куполом и внешним ребристым шатром (восстановлен в 1970) на рубчатом барабане, венчающим почти кубический объём. Портал-пештак с входной стрельчатой нишей фланкирован колоннами с разнообразными наборами фигурных поясков, облицован резными терракотовыми плитками с тонким орнаментом и надписями. На Северо-Востоке Киргизии на берегу горной р. Кара-Коюн, в 80 км от с. Ат-Башы, возвышаются руины укреплённого караван-сарая Таш-Рабат, возведённого местным правителем Мухамед-ханом (1408—15) на древнем караванном пути из Семиречья в Кашгар. Симметричное, квадратное в плане здание с комплексом прямоугольных комнат, коридоров, купольным залом (возможно, мечетью), построенное из крупных кусков плитняка на ганчевом растворе, от привычных схем сооружений этого типа отличалось отсутствием внутреннего двора; главный фасад выделен массивным пештаком со стрельчатой аркой и боковыми круглыми башнями. Простота каменной кладки, тяжеловесность пропорций, а также отсутствие оконных проёмов создают суровый архитектурный облик зданий.