Киргизия. Культура и Искусство.Изобразительное искусство

Изобразительное искусство. Фото:1984 год

Авторы: Л.Шерстенников, В. Жигайлов и другие.

Информационная справка: В становлении советского изобразительного искусства Киргизии большую роль сыграли русские художники В. В. Образцов, работавший в Киргизии с 1921, С. А. Чуйков, уроженец Киргизии, всё творчество к-рого связано с Киргизией. По инициативе В. В. Образцова в 20-е гг. были созданы изокружки, художеств. мастерская, в 1926 — студия изобразит, искусства (при Кирг. педагогии, техникуме во Фрунзе), к-рая с 1928 ежегодно устраивала отчётные выставки работ студийцев, в 1930 — Объединение революционных художников Киргизии (ОРХК). Произведения В. В. Образцова («Портрет Сооронбаева», 1928; «Слушают радио», 1930; «После восстания», 1931; «Девочка», 1932; «У глобуса», 1934; «Автопортрет», 1934), С. А. Чуйкова («Мотив из прошлого», 1928. «От старого к новому». 1931: «Заключение социалистического договора», 1933, КГМИИ, Фрунзе) были нервыми плодами профессионального творчества Советской Киргизии, послужили основой для развития бытового жанра, пейзажа, портрета и тематической картины в кирг. живописи. Социалистич. перестройка страны, рост её экономики и культуры создали условия для развития художеств, творчества в Киргизии. В 1933 по инициативе С. А. Чуйкова был учреждён Оргкомитет, в 1934 основан Союз художников Кирг. ССР, благодаря деятельности к-рого, направленной на приобщение местной молодёжи к изобразит. искусству, в различных районах республики были открыты изостудии и изокружки. Преимущественное развитие в эти годы получила живопись. На 1-й Республиканской художественной выставке (1934) кроме В. В. Образцова, С. А. Чуйкова, А. 11. Игнатьева, А. Т. Евдакова и др. впервые участвовали художники - киргизы Г. Айтиев, С.М. Акылбеков, к-рые затем получили образование в Москве, в училище памяти 1905 года у Н. П. Крымова и П.И. Петровичева. В 1935 во Фрунзе открылись Картинная галерея (с 1944 — Кирг. гос. музей изобразит. искусств) и Изобразительная студия при Союзе художников (с 1939 — Художеств. училище). Большое значение для формирования творческих индивидуальностей художников Киргизии имела работа над произведениями для 3-й республиканской художественной выставки (1936), посвященной 20-летию со дня восстания кирг. народа против царизма (1916), а также для выставок к Декаде кирг. искусства в Москве (1939) и юбилею народного акына Токтогула во Фрунзе (1940).

В 30-е гг. в изобразит. искусстве Киргизии утвердился метод социалистич. реализма. Ведущей стала тема социалистич. преобразований (Г. Айтиев «Физкультурники». 1938: С. М. Акылбеков «Молотьба в колхозе», 1936, КГМИИ, Фрунзе), нередко раскрываемая через противопоставление прошлого настоящему («От старого к новому», 1931, С. А. Чуйкова: «В батраках у бая», 1936. Г. Айтиева, КГМИИ. Фрунзе), через обращение к историч. жанру (цикл картин С. А. Чуйкова «Из колониального прошлого», 1934—36, КГМИИ, Фрунзе) и особенно к портрету. Новым отношением к человеку, стремлением создать выразительные социально-психологич. образы людей труда отмечены полотна «Портрет стахановца Васильева» (1938) А. И. Игнатьева. «Портрет колхозника» (193S) Л. Ф. Дейманта, «Портрет Джумабаева» (1940) И. П. Гальченко. «Автопортрет» (1940) А. Ташбаева (КГМИИ. Фрунзе). В художеств. практике тех лет важное место занимали живописные этюды, свидетельствующие об упорном стремлении кирг. художников овладеть профессиональным мастерством, умением передать неповторимые черты родного края. Поэтичность обыденного, повседневного стала особенностью кирг. жанровой и пейзажной живописи. Таковы наполненные светом и воздухом, ощущением светлой радости полотна С. А. Чуйкова «Самолёт в степи» (1937, Музей искусств народов Востока в Москве), «Счастливое материнство» (1938), «Охотник с беркутом» (1938), пейзажи А. Т. Евпакова «Горная речка» (1936), С. М. Акылбекова «Деревня» (1937), Л. Ф. Дейманта «Пейзаж с дорожкой» (1938). Г. А. Айтиева «Юрты» (1940), А. И. Игнатьева (КГМИИ, Фрунзе) и др. В произведениях Г. Айтиева уже в этот период проявились свойственные его творчеству непосредственность и чуткость восприятия натуры, пристальное внимание к жизни народа, своеобразный лиризм цветовой гаммы («Пейзаж с девочкой», 1937; «Лодка на Иссык-Куле», 1940, КГМИИ, Фрунзе); в спокойных по колориту и композиции пейзажах С. М. Акылбекова — склонность к эпическому обобщению, к созданию образа природы, тесно связаниого с жизнью и трудом человека («Весенние работы», 1937; «Колхозная отара», 1939; «В поле», 1940, КГМИИ, Фрунзе). В 30-е гг. было положено начало развитию монументальной (венгерский художник Б. Уйти) и театрально-декоративной (Г. А. Петров и Я. 3. Штоффер) живописи.



Для живописи Киргизии 60—70-х гг. характерны усложнённость образов, повышенная декоративность цветовой гаммы, поиски пластической выразительности. Наряду с пейзажем, портретом, бытовой и тематич. картиной развиваются натюрморт, индустриальный пейзаж. Продолжают плодотворно работать Г. Айтиев, народный художник СССР (1971) («Осень в Чуйской долине», 1965; «После заката», 1974); С. М. Акылбеков («Осень на Юге Киргизии», 1963—64); С. А. Чуйков, народный художник СССР (1963) («Прикосновение к вечности», 1973); А. П. Игнатьев, народный художник Кирг. ССР (1966) («Висят мосты над Нарыном», 1971); Л. Ф. Деймант («Вечерний разговор», 1973, КГМПИ, Фрунзе). Серьёзное внимание созданию портретов уделили в своём творчестве А. Усубалиев («Автопортрет», 1970), Дж. Кожахметов («Пенсионер», 1974), С. Чокморов («Портрет Каралаева», 1971), С. Ишенов («Кинооператор Нуртай», 1976, КГМПИ, Фрунзе). Значительный рост мастерства наблюдается в творчестве С. Бакашева. А. П. Каменского, Б. Джумабаева, А. Осмонова, М. Сыдыкбаева. Окрепло поколение молодых живописцев (С. Айтиев, Дж. Джумабаев, А. Садыкова, М. Бекджанов, П. Е. Евдокимов и др.), к-рые в своём творчестве обращаются к важным проблемам истории и современной жизни.

Произведения, глубоко волнующие зрителя, создали графики Л. А. Ильина, народный художник Кирг. ССР (1963) (серия линогравюр «Женщины мира», 1966; «Напутствие», 1974 и др.), А. П. Михалёв, народный художник Кирг. ССР (1975) (серия литографий «Свет ленинских идей», 1969), Е. Г. Кузовкин, А. С. Мисюрев, А. С. Осташев, М. Оморкулов (серия акварелей «Моя Родина», 1969, КГМИИ, Фрунзе). Достижения книжной графики 60—70-х гг. — иллюстрации Л. А. Ильиной к повести Ч.Айтматова «Белый пароход» (1971), А.С. Осташева к повести «Первый учитель» (1963) и др. Интенсивнее, чем прежде, стала развиваться в эти годы скульптура (О. М. Мануйлова, Г. А. Тупый, Г. Д. Бурлин, В. А. Шестопал), в области к-рой начали работать скульпторы-киргизы со специальным образованием (Т. Садыков, А. Мухутдинов). Молодые художники, работая с различными материалами, стремились к созданию национально-характерных произведений. Решение этой задачи одни видели в поисках ярко выраженного национального типажа (А. Мухутдинов, В. А. Шестопал, Д. В. Хеидзе), другие — в классической форме, отвечающей нац. эстетич. чувству (Т. Садыков, 3. Хабибулин).

В 70-о гг. выросло и окрепло монументальное искусство. В столице Киргизии появились новые памятники: монумент «Дружба народов» (1973, Т. Садыков, народный художппк Кирг. ССР (1975), С. Бакашев, 3. Хабибулин), памятник Токтогулу (1974, Г. Айтиев, А. Исаев), скульптурный ансамбль «Борцам революции» (1978, Т. Садыков). Интересно исполнены интерьер Киргизского гос. мухея изобразит. искусств (А. Ф. Воронин), фреска «Отдых» в Домен культуры совхоза «Ильич» Кеминского р-на (Т. Т. Герцен). Продолжают развиваться декоративно-прикладное и театрально-декорационное искусство. Богатые традиции кирг. декоративно-прикладного искусства с его красочной орнаментикой нашли продолжение в современных коврах, вышивках (на одежде, предметах быта, сувенирах), в изделиях из кожи, оформлении книг и в архитектурном декоре. В разработке на основе народных традиций новых художественных изделий, участвуют художники Дж. Уметов, народный художник Кирг. ССР (1975) (ала кийиз «Отдых», 1971), М. Абдуллаев (гобелен «Первые», 1977) и др.