Музыкальное искусство Советского Киргизстана

Музыкальное искусство Советского Киргизстана. Фото: 1976 год

Фотограф: Аскар Абдыгулов

Историческая справка: Музыкальное искусство Советского Киргизстана. После революции в Киргизии массовое распространение получили кружки художеств. самодеятельности, любительские и полупрофессиональные театральные коллективы. При клубах, в учебных заведениях, уездных городах, в крупных селах создавались хоры, струнные и духовые оркестры, небольшие инструментальные ансамбли, репертуар к-рых состоял в основном из народных и революционных песен, маршей и популярных оперных мелодий. В 1925 в Пишпеке открылся педагогич. техникум, при к-ром действовали различные кружки художеств, творчества. В числе кружковцев было много талантливой молодёжи, из к-рой вышли видные деятели кирг. искусства — певец и композитор А. Малдыбаев, оперный режиссёр А. Куттубаев, певец и актёр А. Боталиев и др. В 1926 начала работу национальная драматич. музыкальная студия, в к-рую поступили способные кружковцы, юноши и девушки из различных уголков Киргизии.

Для работы в студии в качестве педагогов и руководителей прибыли специалисты из др. городов: вокалист Н. Еленин, проводивший большую организаторскую работу, композитор Д. Ковалёв, хоровой дирижёр Д. Мацуцин. В творческом росте студии и становлении новой национальной муз. культуры большую роль с 1928 играл дирижёр п композитор П. Ф. Шубин — создатель Гос. оркестра кирг. народных инструментов им. Карамолдо Орозова. В 1928 в Киргизию по приглашению Наркомпроса приехал музыковед-фольклорист А. Затаевич, к-рый записал, а затем опубликовал 250 кирг. напевов и инструментальных пьес. Начали распространяться первые опыты совместного хорового (одноголосного) пения и ансамблевой (унисонной) игры на народных инструментах. Коллективное исполнение муз. произведений имело важное значение для развития кирг. муз. культуры, так как оно было своеобразным переходным периодом от одноголосного сольного исполнения к хоровому многоголосному пению и значительно ускоряло этот процесс, к-рый отвечал общей тенденции развития искусства Советского Киргизстана, направленной на демократизацию, профессионализацию музыкальной жизни народа.

Одной из форм профессионализации муз. творчества было написание, простейших обработок народных мелодий для оформления драматич. пьес, поставленных студийцами. Такие обработки в исполнении хора и небольшого оркестра звучали как музыкальное сопровождение таких пьес, как «Карачач» К. Джантошева, «Джапалак Джапасов» Р. Шукурбекова и др. Часто после спектакля силами музыкальной студии давались концерты.

В 1930 студия была преобразована в Государственный театр, труппу к-рого в основном составляли воспитанники студии и способные участники художеств. самодеятельности. Одновременно во Фрунзе открылся Музыкальный техникум. В театр по официальному приглашению из различных р-нов съезжаются народные таланты — комик и певец Ш. Термечиков, кукловод и темиркомузист А. Байбатыров, акыны О. Болебалаев, К. Акиев, манасчи С. Каралаев и М. Мусулманкулов, комузисты и кыякисты К. Орозов, М. Куренкеев, Ы. Туманов, певцы А. Огонбаев, М. Баетов и др. В 1935 впервые в истории кирг. искусства выдающимся народным музыкантам М. Куренкееву, К. Орозову, М. Мусулманкулову присваивается почётное звание народных артистов республики, А. Боталиеву — звание заслуженного артиста Кирг. ССР. В этом же году группа молодых музыкантов отправляется на учёбу в Московский муз. техникум им. М. М. Ипполитова-Иванова, в их числе были А. Аманбаев, А. Тулеев, М. Абдраев, ставшие впоследствии ведущими композиторами республики.

В 1950—60 широко развивается композиторское творчество. Ставятся оперы «На берегах Иссык-Куля», «Токтогул» В. Власова, А. Малдыбаева, В. Фере, «Айдар и Aйша» А. Аманбаева и С. Германова, «Молодые сердца» М. Абдраева. «Белый сокол» С. Ряузова, «Мурат» Л. Книппера, билет «Весна Ала-Тоо» В. Власова и В. Фере. Самой значительной из них по идейно-художеств. содержанию является опера «Токтогул» В. Власова, А. Малдыбаева и В. Фере (либретто Дж. Боконбаева, К. Маликова). Это был 3-й вариант оперы, написанной на этот сюжет. «Токтогул» — социальная драматическая опера, раскрывающая непримиримую борьбу между эксплуататорами и народом, передовым представителем к-рого был Токтогул. Музыка оперы ярко национальная, в ней широко использованы акынские жанры (напр., айтыш) и песни самого Токтогула. В балетном жанре значительным событием стала постановка сказочного балета М. Раухвергера «Чолпон» (либретто О. Сарбагишева и Л. Крамаревского) в новой редакции. Этот балет сыграл немалую роль в развитии национального музыкально-хореографич. искусства. Балет написан на основе фольклора, переинтонирования мелодий народных песен и инструментальных пьес. Показанный в Москве и Ленинграде с участием народной артистки СССР Бюбюсары Бейшеналиевой (Айдай) балет «Чолпон» принёс всесоюзную известность кирг. музыке и хореографии.



Дальнейшее развитие получила в республике симфоническая музыка. Созданы симфонические поэмы «Акын поёт о Ленине» и «Токтогул» В. Власова, «Героическая поэма» А. Тулеева, «Танцевальная сюита» А. Аманбаева, «Праздничная увертюра» С. Медетова, симфонич. картина «Ала-Тоо» М. Раухвергера, поэма № 1 T. Эрматова и др. Среди них «Героическая поэма» А. Тулеева является ярким примером обобщённого претворения героич. темы в жанре симфонич. поэмы. Симфонич. поэма В. Власова «Токтогул» — образец сочинения музыкальной композиции на основе киргизских и русских народных мелодий. Большое развитие получает кирг. вокально-симфонич. музыка. Если в 40-х гг. было написано всего несколько кантат («Кыргызстан» А. Тулеева, «Счастье» В. Власова, А. Малдыбаева, В. Фере и др.), то в 50-е гг. появились 15 произведении в этом жанре: «Привет, Москва» В. Власова, А. Малдыбаева и В. Фере, «Ода о партии» А. Аманбаева, «Партия — наше счастье» М. Абдраева, «Слушай, мир» А. Тулеева, «Партии слава» С. Медетова к В. Шебалина, «Ленинский путь» Т. Эрматова и др. Почти все кантаты посвящены патриотической тематике, дружбе, миру, партии, Ленину, Родине, родной республике. По форме кирг. кантаты одно-, трёх- и четырёхчастные. Из четырёхчастных кантат выделяется своей яркостью и выразительностью кантата Т. Эрматова «Ленинский путь». В ней композитор не использовал мелодии из фольклора, по написал музыку ярко национального характера. В темах 1 и 4 частей есть новые для кирг. музыки черты маршевости, революционного пафоса. Повсеместное распространение и признание получают песни и хоры А. Малдыбаева («Моя страна — оплот мира», «Партбилет»), М. Абдраева («Моя республика», «Споём, друзья, споём»), А. Тулеева («Партия», «Расцветай, мир»), А. Аманбаева («Великий Ленин», «Песня о Родине») и др. Создаются первые инструментальные квартеты А. Тулеева, С. Медетова, В. Власова, С. Германова, сонаты и рапсодии для фортепиано С. Медетова.

Кирг. композиторы плодотворно работали в симфонич. и вокально-симфонич. жанрах; были созданы эпическая симфония Э. Джумабаева, симфония «Ак Мёёр» С. Осмонова, симфония памяти Т. Жукеева-Пудовкина Т. Чалапинова, симфониетта Дж. Малдыбаевой, симфонич. поэмы «Радость труда», «Рассказ Ильяса» М. Абдраева, за к-рые он был удостоен Гос. премии Кирг. ССР, драматич. поэма «Мой Киргизстан» А. Джаныбекова, симфонич. поэма «Мужество» Б. Глухова, пьесы для симфонич. оркестра «Легенда» и «В стане Манаса» К. Молдобасанова, балетно-симфонич. рапсодия-баллада «Памяти Виктора Хары» М. Бурштина и др. Написаны кантаты «100-летие Ленина», «Ала-Тоодон алкыш» М. Абдраева, «Молодёжная», «Партия — ум, честь и совесть нашей эпохи» Н. Давлесова, «Славься, Киргизстан» и «100 лет городу Фрунзе» К. Молдобасанова, оратория «Прощай, Гульсары» В. Власова и др. В этот период наблюдаются сдвиги в области концертного жанра, к-рый раньше отставал в связи с отсутствием в республике высокопрофессиональной исполнительской школы. Появились концерты для фортепиано с оркестром М. Бурштина, А. Мурзабаева, скрипичные концерты с оркестррм Б. Фефермана и С. Осмонова, концерт для гобоя с оркестром К. Молдобасанова, концерты для голоса с оркестром М. Абдраева и С. Осмонова, концерт-рапсодия для виолончели с оркестром С. Осмонова и др. Кирг. композиторы активно работали также в камерно-инструментальных жанрах. Это фортепианные сонаты М. Бурштина, С. Алгожоева, скрипичные сонаты А. Мурзабаева, С. Осмонова, Э. Джумабаева, струнные квартеты Б. Глухова, А. Мурзабаева, С. Алгожоева и др. С 1966 в Киргизии через каждые 2 года проходит всесоюзный фестиваль искусств «Весна Ала-Тоо», где выступают ведущие артисты и муз. коллективы СССР. В 1965 при Комитете по радиовещанию и телевидению был создан симфонич. оркестр.

Источник: фотоальбом "Юность республики" Издательство "Кыргызстан"