Фрунзе: Передвижение на верблюде и ишаке

В середине XIX века про одного из южных казахстанских ханов рассказывали следующее. Впервые увидев на влажной степной земле след тележных колес, он приказал своим верховым джигитам сделать крюк длиной в добрый десяток верст, лишь бы не пересекать путь “шайтан–арбы”.
По утверждению историков, только в начале XX века колесный транспорт оставил первые следы и во многих кыргызстанских горных районах: “Для передвижения и вьючных перевозок служили лошади и верблюды, быки и ослы”. “Колесный транспорт был почти незнаком населению многих, особенно горных местностей, за исключением кыргызов, обитавших в Приферганье”.
А к 1913 году Пишпекский, Пржевальский и Ошский уезды стали вполне цивилизованными с транспортной точки зрения. По Верненско–Ташкентскому почтовому тракту в Пишпек, Токмак, Нарын и Пржевальск перевозилось ежегодно более миллиона пудов различных грузов и тысячи пассажиров.
Множество грузов и пассажиров перевозили и по трактам Ош — Андижан, Узген — Андижан и Джалал–Абад — Андижан. Через перевалы Торугарт, Бедель и Теректы велась приграничная торговля с Китайским Туркестаном.
Однако великой эпохе гужевого транспорта в истории человечества наступал конец. В 1913 — 1914 годах на кыргызстанскую землю легли первые железнодорожные рельсы стандартной российской широкой колеи.
Текст к фотографии: Александр ТУЗОВ