Обучения детей мусульман на своем родном языке и религии

Долгие годы передовая часть интеллигенции мусульман России следила за ходом образования детей мусульман. Но в республике только с приходом к власти Николая II были открыты общеобразовательные начальные школы для обучения детей мусульман на родном языке.
У автора этих строк сохранился журнал «Шоро» №3 1910 года издания с арабским алфавитом. В этом журнале идет описание хода съезда депутатов из разных областей, на котором рассматривался вопрос об образовании.

В то время при медресе существовали школы по изучению Корана. Для детей мусульман общеобразовательных школ и в помине не было.
Депутат Садрый Максудов в своем выступлении 23 октября 1910 года говорил о единственном требовании - об открытии начальных общеобразовательных школ для обучения детей на родном языке и религии. Коснулся он и положения в образовании в Туркестане.
Из выступления депутата Хаса Махаммада 25 октября 1910 года. Депутат остановился на подготовленном проекте о просвещении России.
Для просвещения России Государственной Думой России на 1911 год выделено 6 миллионов 900 тысяч рублей. Но когда он ознакомился с отдельными пунктами проекта, Х. Махаммад изменил свое мнение о названии.

Оставаясь недовольным содержанием отдельных пунктов проекта, Х. Махаммад требовал создать самостоятельно существующие школы для обучения детей мусульман на своем родном языке и религии, так как обучение детей без родного языка не даст ожидаемого результата в качественном духовном воспитании. Хочу сообщить, что поступали и продолжают поступать просьбы от жителей об открытии начальных общеобразовательных школ с обучением на родном языке.

«В проекте сказано, что обучение должно вестись только на русском языке по русским учебникам. Прошу и требую в проект внести отдельно пункт об открытии общеобразовательных начальных школ с обучением на родном языке и религии», - говорил Х. Махаммад.
Как быть с детьми, не знающими русского языка? В проекте еще записано, что «учителя должны быть русской национальности». Конечно, было бы легче начать вести урок русского языка знающим местный язык. Также в проекте отмечено, если в начальную школу пришли дети, не знающие русский язык, разрешается в течение двух лет изучить русский язык в домашних условиях и после этого являться в начальную общеобразовательную школу с русским языком обучения.

Другие предметы должны изучаться на русском языке. Учителя русского языка имеют право работать после получения разрешения от областных органов.
Изучаемые предметы были разделены на два вида: обязательные и необязательные. Родной язык относили к необязательным. Для преподавания таких предметов требовалось разрешение областного комитета на основании просьбы большинства учащихся.



Из выступления депутата Шарафутдина Махмудова.
- Рассматриваемый съездом проект полностью удовлетворяет русских граждан. Я как представитель мусульман не могу пройти мимо пункта проекта, не удовлетворяющего их требованиям. Ведь уважение, любовь к русскому народу, их культуре зависит от духовного воспитания детей мусульман на родном языке. Думаю, есть возможность решить этот проблемный вопрос, открыв начальные школы для обучения детей мусульман на родном языке. Предлагаемая система обучения миссионерами приведет к плохим результатам. Поэтому необходимо ввести обучение детей мусульман на своем родном языке и религии.
Из выступления Тафкилова 10 ноября 1910 г.
- Очень много фактов, доказывающих необходимость открытия начальной школы. Обучать детей - дело государства. В России несколько тюркоязычных наций. Поэтому мы требуем открыть такие школы с учетом бедности. Мы хотим радоваться, видя в руках школьников сумки, идущих с радостью в школу и т.д. Это наша надежда.
При голосовании об открытии общеобразовательных начальных школ с родным языком обучения разгорелся нешуточный спор. Поступило предложение внести следующий пункт: «На территории сел, городов на расстоянии трех километров, если найдется 50 детей татар, открыть одну общеобразовательную школу для обучения их на родном языке и религии».
Перед голосованием депутат Садрый Максудов выступает с возражением. Опять начался спор. «Что еще надо, ваше желание исполнено», - говорят ему. Тогда Садрый Максудов говорит: «Сегодня Российская империя имеет Туркестан, где проживают около 15 миллионов мусульман - граждан России, поэтому слово «татар» в проекте надо заменить словом «мусульман». Известно же всем, что в России живут не только татары, башкиры, узбеки, таджики и другие, которые имеют право на образование.
После всего этого было решено внести в пункт изменения. Теперь этот пункт читался так: «Если на каждом расстоянии в городах и селах, равном трем километрам, окажется 50 детей мусульман, построить одну общеобразовательную школу с родным языком обучения и религии, под руководством мусульманского духовенства».
Это было событие, которого все ждали. Оно положило начало новым знаниям.

Текст: Акрам Валиев