Города и поселки городского типа Киргизской ССР

Вследствие экономической отсталости Киргизии в прошлом городская жизнь здесь была развита чрезвычайно слабо. В немногочисленных тогда го­родах — Пишпеке, Пржевальске, Оше — основную массу населения составляли ремесленники, торговцы, военные, чиновники, служащие.
Часть горожан занималась сельским хозяйством и извозом. Рабочие со­ставляли очень небольшую прослойку городского населения. Численность киргизов в городах была ничтожной.

Совершенно иное положение сложилось в Киргизии после Октябрь­ской революции. Наряду с бурным ростом и реконструкцией старых го­родов началось строительство новых городов и поселков городского типа. Преобладающую часть населения современных городов и поселков состав­ляют рабочие, инженерно-технические работники и служащие промыш­ленных предприятий и учреждений, советская интеллигенция, учащиеся.
Рост материального благосостояния и повышение культурного уровня трудящихся, неустанная забота советских и партийных организаций об удовлетворении их потребностей создали предпосылки для резкого улуч­шения условий жизни городского населения.
Вместе с развитием народного хозяйства и культуры республики росла и благоустраивалась ее столица—г. Фрунзе. Здесь, на месте занятой рус­скими войсками в 1860—1862 гг. кокандской крепости Пишпек, возникло военное укрепление, которое в 1878 г. было преобразовано в город. Но до са­мой Октябрьской революции Пишпек был небольшим захолустным уездным центром, похожим скорее не на город, а на крупное селение с одноэтаж­ными, крытыми камышом домами и пыльными улицами. Он находился в 500 км от ближайшей железнодорожной станции. Население Пишпека к 1914 г. составляло около 14 тыс. человек.
В 1924 г. Пишпек стал административно-политическим центром Кир­гизской автономной области, а с 1926 г. — Киргизской АССР. Тогда ему и было присвоено имя М. В. Фрунзе.

Большим толчком к развитию города явилось подведение к нему в 1924 г. железной дороги.
Фрунзе расположен почти в центре Чуйской долины, на высоте 725— 800 м над уровнем моря, поблизости от предгорий Киргизского хребта. Это один из красивейших городов Средней Азии. Он весь утопает в зеле­ни. Его улицы — тенистые аллеи, обсаженные рядами пирамидальных тополей. В городе несколько парков, засаженных дубами, карагачами, кленами; много скверов, украшенных цветочными газонами. Ныне Фрунзе — вполне современный крупный город. В нем воздвигнуто большое число многоэтажных общественных зданий новейшего архитек­турного облика. К лучшим из них относятся Дом правительства, здания оперного театра, медицинского института, республиканской библиотеки, ряд зданий монументального архитектурного ансамбля Академии наук Киргизской ССР.

Территория города расширилась в несколько раз. Целые улицы и квар­талы во вновь возникших, частью на пустырях, районах города, распо­ложенных главным образом к юго-западу от центра, застроены новыми кра­сивыми домами, в которых с удобствами живут семьи рабочих, инженер­но-технических работников и служащих столичных предприятий и уч­реждений.
Новые жилые кварталы вырастут и в юго-восточной части города.

В 1959—1965 гг. в строительство городских жилых домов вкладывается в 3 раза больше средств, чем за предыдущие семь лет.
Проведены большие работы по благоустройству города. Многие его улйцы асфальтированы, действуют водопровод и канализация, началась газификация квартир, налажено троллейбусное и автобусное сообщение. Из находящегося поблизости от города аэропорта ежедневно отправляют­ся в разных направлениях самолеты. В окрестностях города расположе­ны крупный ботанический сад Академии наук, выставка достижений на­родного хозяйства республики, ипподром, знаменитая карагачевая роща, заложенная в 1881 г. энтузиастом-садоводом Фетисовым, с Комсомоль­ским озером, созданным в 1939 г. Здесь проводят свой досуг жители города. В самом городе к их услугам имеются многочисленные зрелищные предприятия, клубы, библиотеки и другие культурно-просветительные учреждения. С начала 1959 г. вступил в строй телевизионный центр.

В г. Фрунзе сосредоточено большинство высших учебных заведений, Академия наук и другие научные учреждения республики, больницы, поликлиники, стадионы. С полным основанием его можно назвать цен­тром культуры и науки Киргизской ССР.
Вместе с тем Фрунзе — самый крупный в республике промышленный центр, в котором расположено много предприятий машиностроительной и металлообрабатывающей, легкой и пищевой промышленности, а также промышленности строительных материалов. В соответствии с семилетним планом развития народного хозяйства в городе возводятся корпуса новых заводов и фабрик.
Население г. Фрунзе, составлявшее в 1939 г. 93 тыс. человек, выросло до 219,7 тыс. в 1959 г. Бурный рост населения города сопровождался боль­шими изменениями в его национальном составе. Теперь в нем живет много десятков тысяч представителей основной национальности — киргизов.
В 60 км к востоку от Фрунзе на берегу р. Чу широко раскинулся г. Токмак — в прошлом торговое селение. В нем насчитывается 26,5 тыс. жителей (1959 г.). Токмак постепенно превращается в один из крупных промышленных центров северной Киргизии. Здесь работают авторемонт­ный, сахарный, консервный и маслодельный заводы, размещена крупная автобаза.

Вторым по величине городом после Фрунзе является Ош — центр одноименной области, расположенный в восточной части Ферганской кот­ловины, на подступах к Алайскому хребту. В 1959 г. в нем насчитыва­лось 65,2 тыс. жителей. Ош — один из старейших городов Средней Азии. О его существовании в X в. писал Ибн Хаукаль. Как и Фрунзе, Ош стал многонациональным городом, хотя и теперь в нем преобладает узбекское население. В Оше работает около 40 промышленных предприятий, в том числе один из крупнейших в СССР шелковый комбинат им. BЛKCM.

В городе имеется педагогический институт, сельскохозяйственный тех­никум, музыкально-драматический театр, областной музей.
Наряду с быстрым ростом той части города, которая имеет вполне сов­ременный облик, продолжают сохраняться старинные кварталы, харак­терные для старых городов Средней Азии, с узкими улочками, тупиками’ и скрытыми за дувалами домами. В этой части города возвышается скали­стая гора, известная под названием Сулеймановой горы (Сулайман тоо), или трона Соломона (Тахти Сулейман). К этой «священной» горе еще не­давно стекались многотысячные толпы паломников из соседних районов Киргизии и Узбекистана для поклонения расположенным здесь много­численным «святыням», пропаганда которых неустанно велась большой группой шейхов. Последние получали огромные доходы от верующих в виде жертв и преподношений. Начиная с 1Ь59 г. местная партийная организация возглавила активную и разнсстороннюю научно-атеистиче­скую пропаганду, направленную на прекращение паломничества. Большое участие в ней приняла интеллигенция города. В результате число паломников и деятельность шейхов стали резко сокращаться.

В 68 км к северо-востоку от Оша на высоком берегу р. Кара-Дарьи раскинулся один из древних городов Средней Азии—Узген (16,5 тыс. жите­лей). В XI—XII вв. он был столицей Средней Азии. Ныне Узген является районным центром. Большая часть его населения — узбеки. Главное занятие жителей — сельское хозяйство. От былого величия Узгена сохра­нились лишь выдающиеся архитектурные памятники караханидского вре­мени: три мавзолея и минарет, находящиеся под охраной государства.

Сравнительно молодым является небольшой г. Джалал-Абад — конеч­ный пункт железной дороги на востоке Ферганы. В нем насчитывается тыс. жителей (1959 г.), имеется несколько промышленных предприя­тий, педагогическое училище. Наибольшую известность город получил в связи с расположенным рядом с ним санаторием, оборудованным на месте популярной в прошлом «святыни» Хазрет Аюб. Санаторий славится своими целебными источниками.
Одновременно с развитием каменноугольной промышленности в юж­ной Киргизии около крупных угольных рудников на месте небольших шахтерских поселков выросли города Кызыл-Кия, Сулюкта, Кок-Янгак и Таш-Кумыр. Заплесневелые бараки и жалкие лачуги возле копей пред­принимателей Батюшкова и Ракитина на «красных косогорах» (кызыл кыя) давно ушли в прошлое. На смену им пришли светлые многоквартир­ные дома. Самый молодой в г. Кызыл-Кия Январский поселок застроен двухквартирными домами. В каждой из квартир две просторные комна­ты, кухня и ванная, большая терраса. Многие шахтеры построили для себя небольшие коттеджи, удовлетворяющие современным требованиям и национально-бытовым традициям. Обычно в них имеется две-три комна­ты. В одной из них приготовляется пища, отсюда ее название агикана, вторую называют катта уй (большая комната), или меймаикапа (гости­ная), а иногда уктай турган уй (спальня). В ней принимают гостей, здесь же спит большинство членов семьи. Крыши домсв почти везде шиферные.
Примером благоустроенного одноквартирного жилища служит дом по­четного шахтера, Героя Социалистического Труда А. Сатыбалдыева. В нем две большие светлые комнаты, отделенные от них коридором кухня с пли­той и водопроводом и ванная. Частью жилого комплекса является за­стекленная веранда. Во дворе кусты винограда, фруктовые деревья, раз­бит цветник.



Характерной чертой, присущей новым жилым домам не только киргиз­ских рабочих, но и интеллигенции, является наличие в них наряду с ком­натами, обставленными современной мебелью, комнаты, сохраняющей в обстановке национальный стиль. Здесь на полу разостлан войлочный ко­вер, около одной из стен сложены стопкой одеяла, на стенах висят вышитые панно. Но и при отсутствии такой комнаты во внутреннем убранстве и обстановке жилого дома киргизского рабочего сохраняются националь­ные особенности. В южной Киргизии в домах рабочих нередко встречают­ся сделанные в стенах традиционные ниши, в которых размещают сун­дуки, швейную машину, постельные принадлежности, расставляют по­суду. Пол устилают войлоками и паласами, стены украшают вышивками. Среди обстановки наряду со столом, стульями, металлическими кроватя­ми можно увидеть круглый низенький столик, деревянную кровать ста­рого типа, национальный музыкальный инструмент (комуз). Хотя главное место в убранстве принадлежит новым предметам домашнего обихода, ис­пользование отдельных традиционных элементов придает вполне совре­менному интерьеру жилищ рабочих своеобразный колорит.
Положительное влияние на убранство и меблировку жилищ рабочих- киргизов, а также на их быт, оказывал и оказывает близкий контакт с рус­скими рабочими. Совместный труд и братская дружба русских и киргиз- ских рабочих сопровождаются их тесным общением в быту.
В г. Кызыл-Кия имеются Дворец культуры, библиотека, больница и поликлиника, несколько специальных учебных заведений (горный тех­никум, горнопромышленное училище), издаются две газеты — на кир­гизском и русском языках. Здесь живет 30,2 тыс. человек (1959 г.). Ве­дутся подготовительные работы по газификации городов юга Киргизии.

В северной Киргизии большую роль в развитии экономики и куль­туры играют прииссыккульские города Пржевальск и Рыбачье. Если первый возник в 1869 г. (тогда он назывался Каракол), то второй — один из самых молодых и быстро растущих городов республики.
Имя Н. М. Пржевальского было присвоено Караколу после смерти пу­тешественника в 1888 г. В 12 км от города, на высоком берегу Иссык-Куля, покоится прах отважного исследователя, завещавшего похоронить его именно здесь. Рядом с могилой — памятник Пржевальскому и дом-музей его имени. Пржевальск в течение многих десятилетий до Октябрьской ре­волюции был проводником передовой русской культуры. Здесь еще в 1902 г. была основана публичная библиотека. Местная русская демократически настроенная интеллигенция вносила в среду киргизского народа элемен­ты прогрессивной культуры.

Пржевальск — небольшой, но хорошо озелененный и удачно расплани­рованный красивый город. Его гордостью является городской парк с раз­нообразными древесными насаждениями. Основное население Пржеваль- ска (в 1959 г.—32,6 тыс. человек) составляют русские и киргизы, в нем живет также много татар и уйгуров. В настоящее время в Пржевальске работает несколько предприятий местной промышленности, имеется пе­дагогический институт, техникумы, краеведческий музей им. Н. М. Прже­вальского, драматический театр, несколько научных учреждений.

Город Рыбачье раскинулся у западного конца Иссык-Куля, на скреще­нии дорог, ведущих из Фрунзе в Иссык-Кульскую котловину и на высоко­горный Тянь-Шань. Здесь расположены порт и железнодорожная стан­ция, крупный мясокомбинат, рыбные промыслы, несколько автохозяйств, поэтому и население города (в 1959 г.— 17,9 тыс. человек) состоит глав­ным образом из рабочих, шоферов, рыбаков, железнодорожников и их семей.
В самом сердце Тянь-Шаня, на берегу р. Нарына, разместился второй областной центр Киргизии — г. Нарын, начавший свое существование в третьей четверти XIX в. в качестве маленького военного укрепления. Теперь это по существу совсем новый растущий город, своеобразная сто­лица обширного животноводческого края. Население Нарына составляют в основном киргизы. Здесь живет 14,9 тыс. человек.

В послевоенный период в связи со строительством новых промышлен­ных предприятий, энергетических, ирригационных и других сооружений в Киргизии возникло много поселков городского типа. Среди них — посе­лок строителей большого Орто-Токойского водохранилища в Прииссыккулье, поселки киргизских нефтяников — Кочкор-Ата, строителей Уч-Курганской ГЭС — Шамалды-Сай, горняков — Сумсар. Общим для них является необычно быстрое возведение передовыми методами жилых до­мов и культурно-бытовых учреждений. Рабочие поселки буквально на глазах растут и хорошеют. В них обязательно сооружаются клубы, ста­дионы, детские учреждения, школы, бани, предприятия общественного питания. В Кочкор-Ата имеется техникум. Поселки озеленяются. В цен­тре поселка Шамалды-Сай по инициативе приезжавшей на стройку ГЭС молодежи Народной Республики Болгарии посажена Аллея дружбы на­родов СССР и стран народной демократии. Все эти поселки, как правило, многонациональны. Среди жителей Шамалды-Сая представители более 20 национальностей.

Благоустраиваются и давно существующие рабочие поселки. Так, на­пример, в поселке Фрунзе, где живут рабочие горнометаллургическо­го комбината им. Фрунзе, разбиты парк и сквер, открыт летний кино­театр, оборудован ночной санаторий.
Всего в Киргизии насчитывается 15 городов и 29 поселков городского типа. Численность городского населения увеличилась с 1939 г. (270 тыс. человек) в 2,5 раза и достигла в 1959 г. 696 тыс. человек, что составляет 34% всего населения республики. В 1913 г. удельный вес городского на­селения определялся всего лишь в 12,3%. В наиболее отдаленной, высоко­горной Тянь-Шаньской области до Октябрьской революции вовсе не было городского населения, а в 1959 г. оно составляло уже 20% всего числа жителей области. Быстрый рост городского населения обусловлен глав­ным образом промышленным развитием республики.

Важнейшим мероприятием, осуществляемым во всех городах и посел­ках городского типа, является улучшение жилищно-бытовых условий. В этом направлении уже достигнуты первые ощутимые результаты. В те­чение 1956—1960 гг. государственными и кооперативными организация­ми, а также населением городов и рабочих поселков построены жилые дома общей площадью 2245 тыс. кв. м.
Кроме того, колхозниками и сельской интеллигенцией за это же вре­мя возведено 46,6 тыс. индивидуальных жилых домов. Темпы жилищного строительства будут нарастать с каждым годом.