К 130-летию со дня строительства нового города Ош

ОШ - УЕЗДНЫЙ ГОРОД

Начало ХХ века Новый город Ош, построенный рядом со старым городом, в котором за глухими глинобитными заборами-дувалами в скученном беспорядке скрывались дома, встречает уже достаточно четким контуром уездного центра. Почти отстроился военный городок, возведено много административных зданий и частных домов. Через Ош идут караваны в Китай, отсюда же направляются различные экспедиции на Памир и дальше.
В начале века в Новом городе насчитывалось более 140 дворов и около 1200 жителей, преимущественно русских, в Старом городе было 6300 дворов и около 46 тыс.жителей.
В Новом городе помимо уездного управления и других учреждений (почта, казначейство и т.п.) располагались солдатские казармы и лазарет с аптекой.
Открылись магазины, торговые конторы и скупочные пункты российских и иностранных торгово-промышленных компаний.
Среди жилой европейской застройки выделялись значительными размерами и провинциальной архитектурой дома-усадьбы чиновников и русских купцов, зажиточных мещан, контрастируя с убогими жилищами городской бедности- русской, узбекской, а также оседавших в городе и его окрестностях киргизских бедняков.
Вхождение в 1876 году юга Киргизии в состав России сильно изменило облик этой отсталой окраины, русские принесли сюда все новое и прогрессивное что было в то время в мире. Поменялся не только быт, но и сознание жителей.
Это новое время, во-первых, благоприятствовало в Оше развитию торговли. На крупнейшем в крае, Ошском базаре в начале века имелось уже 1300 торговых помещений. Доставляемые киргизами, узбеками и русскими крестьянами скот, зерно и другие сельхозпродукты обменивались там на мануфактуру и другие привозные фабрично-заводские товары. Город и его купечество играли заметную роль в торговле южно-киргизских районов с Семиречьем, Ферганой и другими областями Средней Азии, а также во внешней (транзитной) торговле России с восточными окраинами.
В Оше можно было приобрести не только изделия кустарных мастеров, но и различные афганские, индийские, кашгарские товары, которые доставлялись отсюда в разные узбекские города.
Развитие торговли и вовлечение в нее горожан способствовало не только расширению экономических связей с Центральной Россией, с соседними областями Средней Азии и Казахстаном, но и увеличению ассортимента товаров ремесленного, кустарного производства и продукции сельского хозяйства. Известно, что основным источником доходов ошан было сельское хозяйство. Вместе с тем, общее количество лиц, занятых несельским производством намного превышало число торговцев. Это были преимущественно ремесленники и кустари. В последующие 5 лет число мелкокустарных предприятий и ремесленных мастерских по обработке кожи, дерева, металла и особенно по переработке сельхозпродукции еще более возросло (только рисорушек и маслобоек туземного типа было 850). Но характер производства и ручного труда почти не изменился и численность наемных рабочих промышленных предприятий (в основном мелких) долгое время не менялась. В 1908 году в Оше функционировало 441 промышленное заведение, количество рабочих - 616.
В Ошском уезде в дополнение к древним караванным дорогам и скотогонным путям с конца 19 века стали прокладываться колесные дороги (тракты) улучшаться старые проселочные пути, в начале 20 века появились первые железнодорожные ветки. По интенсивности движения и экономической значимости выделялись почтовые тракты, соединившие Ош с Андижаном, Джалал-Абадом и Узгеном, с Ферганской долиной и Семиречьем.
Ош в то время являлся наиболее крупным дорожно-транспортным узлом на юге Киргизии. К нему из Андижана через с. Шахрихан сходились дороги из с.Гульча, из Куршабской долины через с. Узген. В Оше заканчивались дороги, соединявшие Ошский уезд со Скобелевским (Наманганским) и с Андижанским уездами. Особенно был важен путь Ош-Пост Памир (Хорог).
Российские дорожно-страховые компании имели свои агентства в Оше, а железнодорожное строительство велось в основном русскими предпринимателями при содействии российских банков.
В Оше начала зарождаться энергетика. В 1913 году в районе Нового города на арыке Як-Калик была построена небольшая ГЭС, на которой были установлены гидротурбина типа «Френсис» (240 л.с.) и генератор постоянного тока (55 кВт). Электроэнергия поступала на мельницу и освещала дома русских богачей.
В 1914 -16 гг. фирмой «Шимонек» и инженером Лебедовым было проведено исследование реки Ак-Бууры и составлен проект второй ГЭС мощностью 4500 л.с. Вторая ГЭС была построена в Старом городе и давала свет в дома и магазины старогородских богатеев.
В 1914 году в Оше действовали -пивзавод, 2 вальцовые мельницы, 2 кишечно-очистительных, 2 кожевенных, 2 хлопкоочистительных завода. Такие предприятия возникли благодаря притоку российского и частично среднеазиатского капитала и нередко в акционерной форме. Крупнейшие российские торговые фирмы монополизировали в Оше продажу сельхозмашин и орудий, запасных частей к ним, фабрично-заводских металлических изделий. Одно из отделений «Зингер» вело через своих агентов выгодную распродажу швейных машин среди горожан и жителей Ошского уезда.
В Оше ведущее положение по закупкам шерсти и другого животноводческого сырья занимала немецкая фирма Г.В.Дюршмидта, фирма «Стукен и Ко», заготовкой и вывозом за границу орехового сырья из южно-киргизских лесов велась одной из французских компаний. Сырьевая база шелкомотальной промышленности (завод и продаже грены дыйканам, закупка и вывоз сырых коконов шелкопряда) находилась в руках итальянских и французских капиталистов (фирмы «Бауэр», «Братья Коломбини» и др.).
Целый ряд российских фирм «Большая Ярославская мануфактура», «Братья Шлоссберг» и другие при содействии российских банков и посредничестве среднеазиатской буржуазии монополизировали в Оше в скупку хлопка; его первичную обработку и вывоз для текстильных фабрик в Центральных и Западных промышленных районах России. В руках российского и среднеазиатского купечества сосредотачивалась оптовая и розничная продажа вино-водочных, бакалейных и других продовольственных товаров в Оше.
Стараниями передовой русской интеллигенции Оша 1 июля 1878 года было открыто приходское училище, в 1896 году - русско-туземная школа.
Первым военно-лечебным учреждением стал Ошский госпиталь, его персонал оказывал помощь и гражданскому населению. Впоследствии госпиталь был преобразован в лазарет для стационарного лечения военнослужащих. Для местного населения функционировала туземная больница, потом была построена городская больница для всего населения. Велась большая санитарно-профилактическая работа, борьба с оспой и проказой. Организована ветслужба, метеостанция.
В Оше две достопримечательности: таинственная гора Сулайман-Тоо и очень непредсказуемая река Ак-Буура, весной во время таяния в горах снега, быстро несущая свои огромные мутные воды, заливая и сметая все на своем пути. Зимой, одетая в голубой хрустальный лед - тихая и послушная, кристально чистой прозрачной водой удивляя горожан и гостей.
На берегах Ак-Бууры в Старом городе издавна располагались различные постоялые дворы, караван-сараи. Летом, с раннего утра и до поздней ночи чайханы под сенью огромных чинар предлагали всем желающим ароматный чай и горячие лепешки.
В Новом городе на левобережье Ак-Бууры русскими был заложен большой парк, засаженный в основном серебристыми тополями (осинами) и акацией, в котором аллеи по вечерам были заполнены гуляющими, в основном русскими, играл духовой оркестр. Прогуливались богатые горожане демонстрировали свои наряды, молодежь в ярких сарафанах и рубахах организовывали игры, ставили спектакли и пели хором под гитару или баян, было много детей…
А возле Сулайман-Тоо (в просторечии Сулейманка) для правоверных действовал целый квартал мечетей, медресе, мектебов. Здесь всегда были паломники с близлежащих узбекских и таджикских областей, а по мусульманским праздникам на жума-намаз здесь собирались тысячи горожан.
Но Новый и Старый город жили одной жизнью, разделение было чисто территориальное. На старогородском базаре всегда было полно русских покупателей, на каждом шагу встречались русские лавки и купеческие конторы, русские строили местному населению дома и помогали по хозяйству.
А в Новом городе местное население варило нават, пекло лепешки, на Пьяном базаре продавали фрукты, овощи, зерно, мясо, рис.
Население обоих частей города жило всегда в мире больших разногласий по национальному признаку почти не было. Было много праздников, решались сообща вопросы по охране города и соблюдению чистоты на улицах.
Может этому способствовала политика первого уездного начальства и руководства Ошского гарнизона в лице лучших сынов России, двух капитанов- Ионова Михаила Ефремовича и Топорнина Сергея Андреевича.
Деятельность других уездных начальников - Дейбнера А.И., Громбчевского Б.Л., Зайцева В.Н., Алексеева А.И., и других тоже была направлена на создание на этой отсталой окраине крепкого бастиона России и они все вместе добились в разные годы огромных успехов. На пустыре за какие-то 25 лет поднялся Новый город с большими по тем временам зданиями, с прямыми улицами, православной церковью, школами.
Главное, здесь сформировался особый народ - новые ошане, это сплав лучших традиций древнего Оша - доброты, человеколюбия, трудолюбия, терпимости и нового создания. А присутствие здесь русских солдат Ошского гарнизона вселяло надежду на защиту и порядок.
Новый город строился, обживался простыми людьми, в основном теми, кто отслужив действительную службу в царской армии, остались в Оше. К ним надо отнести семьи Нестеренко, Приходько, Шундриных, Семерниных, Венедиктовых, Котовых и многих других.
Кроме того, в Оше осели семьи переселенцев из России, в том числе семьи Свавильных, Богатыревых и многих других.
Постепенно в Оше стали прибывать разные специальности и чиновники - Попов И.И. - уездный землемер, Томашевский Г.Р. - инженер строительного управления, Кондратьев Н.Н.- первый начальник Ошского лазарета, Глушков П.Я.- уездный ветврач, Орлов В.Ф. - заведующий русско-туземной школой, Яссинский Е.И.- старший медицинский фельдшер, Приходько Б.Ф. - лесообъездчик Ошского лесничества, Ларионов П. - помощник начальника Ошского уезда. Кандидатами и депутатами городской управы в разное время были - Романенко А.Ф., Артемьев И, Олифин Л.И., Попов А.Г., Гречкин Н.А. и многие другие.
Отсюда начинались многие научные экспедиции по исследованию Средней Азии и территорий Памира и за Памиром знаменитых потом российских ученых: Федченко А.П., Ошанина В.Ф., Мушкетова И.В., Северцова Н.А., Иванова Д.А., Грумм-Гржимайло, Громбчевского Б.Л., Костенко Л.Ф., Зайцева В.Н., Корженевского Н.Л., и многих других.
Торговыми заведениями в Оше занимались Щукины, Давыдовы, Епифановы, Прядко и многие другие. Кинотеатр принадлежал Апостолову А.К., первую гостиницу открыл Таранин П.М., ресторан, который назывался «Москва» держал Павлов Д.И.
Электрификацию и телефонизацию города начинал Дряхлов Т.Г., владельцев пивзавода, который выпускал «Пильзенское пиво» был Монета А.Ю., владелица мельницы на Ак-Бууре - Сукоркина С.М. , строитель и владелец кишечно-очистного заведения Шустов И.Д. и многие другие…
За порядком в городе следили полицейские - Чикунов А.И., Муштин А.Н., Шпилевский А., Грехов Н., Марков В., Рыбальченко Ф.Г. и другие.
Взаимоотношения русских с местным населением всегда строилось на доброжелательных отношениях, взаимопомощи, терпимости…
Построить и стать хозяином нового дома очень нелегко - надо поставить стены, установить крышу, покрасить окна и двери, посадить деревья и цветы, навесить калитку, содержать потом все это в чистоте и порядке.
Трудно сейчас представить какие проблемы стояли перед первыми жителями Нового Оша, но они прекрасно справились и сейчас через 130 лет мы пользуемся результатами их труда.
И потом, во все времена, жители интернационального Оша передавая друг другу эстафету, старались сделать город красивее и лучше.
В 2006 году исполняется 130 лет воссоединению Киргизии с Россией, исполняется 130 лет со дня строительства Нового города Ош. В настоящее время Ош - это слияние всех лучших традиций древнего и достижений цивилизации. Это один из крупнейших городов, южная столица Киргизской Республики.
Первые русские в Оше… Ими многое сделано для сегодняшнего Оша. И мы должны об этом помнить всегда.

ОШ: ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН

После февральского 1917 года переворота в Петрограде жизнь в Туркестанском крае круто изменилась. Отстранив от власти и арестовав туркестанского генерал-губернатора А.П.Куропаткина, Временное правительство образовало Туркестанский комитет с возложением на него обязанностей установления «прочного порядка и устранения Туркестанского края».
В области в качестве полномочных представителей Временного правительства направлялись комиссары. Таким образом, на далекой национальной окраине России - в Средней Азии, в том числе и в Киргизии стал осуществляться процесс формирования буржуазной власти. Но ей, как и во всей России, противостояли Советы, олицетворявшие власть революционного народа.
В Оше комиссаром уезда стал ошский богач Т.Г.Дряхлов. Совет солдатских депутатов возглавлял эсер Л.Ветовецкий. Наступило двоевластие…
Как только в Оше стало известно о свержении царизма, трудящиеся горожане-русские, узбеки, киргизы двинулись к городской тюрьме, чтобы освободить участников восстания 1916 года и других политзаключенных. В этот день всего было освобождено 300 заключенных.
Активное участие в революционных событиях принимали солдаты Ошского гарнизона. По примеру петроградских и ташкентских рабочих они сделали попытку создать солдатский совет. 14 марта 1917 года образовался «Союз солдат Ошского гарнизона». В его состав вошли 16 депутатов. На 5-м заседании «Союза» 24 марта было принято решение переименовать его в Совет солдатских депутатов. Под этим названием он существовал до начала 1918 года.
В начале августа 1917 года был создан «Союз рабочих и чайрикеров», на базе которого 21 августа (3 сентября) был создан Совет рабочих и чайрикерских мусульманских депутатов, который 31 августа (13 сентября) ввел своих представителей в Ошский Совет солдатских депутатов. На протяжении 1917 года меньшевики и эсеры, захватившие руководство в Ошском Совете, защищали позиции Временного правительства, а после его свержения 25 октября (7 ноября) 1917 года встали на защиту образовавшейся тогда «Кокандской автономии».
Под напором трудящихся они объявили 14 декабря 1917 года Ошский Совет органом советской власти в городе Ош и в Ошском уезде.
Однако позиция Совета мало чем изменилась. Только решительные действия большевиков во главе с рабочими Г.А.Аношиным, Ю. Алиевым, Б.Султановым опиравшимися на «Союз рабочих» (созданный в марте 1917 года) и Совет рабочих мусульманских депутатов, привели к большевизации Ошского Совета, 17 января 1918 года Ошский Совет был переизбран.
Этот Совет стал органом власти и начал советское правительство.
Совет прежде всего установил контроль трудящихся над производством. 4 февраля 1918 года профсоюз рабочих взял под контроль работу частных пекарей, а с марта - работу всех других предприятий. Профсоюзные организации, действовавшие в Оше, принимали активное участие в охране города, в борьбе с голодом, осуществляли народный контроль за производством и вели решительную борьбу против контрреволюционных элементов. Уже в декабре 1918 года в старой части города, заселенной главным образом населением местных национальностей оформились 16 профсоюзных организаций (в сентябре 1920 года для руководства профсоюзами, в которых насчитывалось около 3 тыс. человек, было создано бюро при Ошской парторганизации).
В мае 1918 года в Оше был открыт народный банк. Весной 1918 года был создан Ошский Совет народного хозяйства, что означало переход от рабочего контроля к новым формам управления промышленностью.
В 1918 году были национализированы все крупные предприятия: ниточная мастерская, кожевенный и кирпичный заводы. В начале 1919 года в Оше стали функционировать вальцовая мельница, хлопкоочистительный завод и др. Профсоюзом рабочих при содействии совета народного хозяйства были открыты в городе сапожная и столярная мастерские.
В начале 1910 года Ошский совнархоз получил 300 тыс. рублей на организацию своей деятельности. В его введении находилось 26 промышленных предприятий. В апреле 1920 года в Оше начали выпуск продукции кирпичный, известковый, кожевенный заводы, прядильная и ткацкая мастерские вырабатывали хлопчатобумажные ткани на 15 ручных станках. Мастерские вырабатывали более 3 тыс.метров в месяц. В них было занято 92 прядильщика и 9 ткачей. На электростанции и вальцовой мельнице было занято 23 человека. В условиях гражданской войны 75 % готовой продукции предприятий Оша передавалось Ошскому отделу военных заготовок и профсоюзу ошских рабочих -25 %. В 1920 году были созданы артели сапожников, прядильщиков и др. В них насчитывалось 92 кустаря.
В 1920 году ошане приняли активное участие в Неделе помощи фронту, учащимся. Помощи голодающим жителям Ферганы и других общественных организациях.
20 марта 1918 года в Оше был создан Совет народного образования. В 1920 году организован интернат на 100 детей. К концу марта того же года в городе было подготовлено к открытию нескольких библиотек для коренного населения, одна из них открылась в школе 2-й ступени и имела 1130 экз. книг. Сразу же после установления советской власти в городе организуется Ошский санитарный Совет, взявший на себя руководство учреждениями здравоохранения и эпидемиологической службы.
Первые преобразования вызвали жестокое сопротивление со стороны класса имущих. Для борьбы с контрреволюцией в августе 1918 года были созданы отряды городской и уездной милиции. В марте 1918 года Ошский Совет образовал Чрезвычайную следственную комиссию, 26 ноября утвердил состав военного трибунала. Создавались отряды самообороны, партдружины, отряды Красной гвардии, а также части «Железной бригады» - из иностранных рабочих и крестьян - бывших военнопленных, вставших на сторону пролетарской революции.
В мае 1920 года здесь побывал М.В.Фрунзе - командующий Туркестанским фронтом. Он провел собрание партактива, выступал на многочисленных митингах горожан и частей Ошского гарнизона, объясняя собравшимся задачи советской власти, призывал ошан активнее включаться в социалистическое строительство.
После окончания гражданской войны Ошский ревком был заменен исполкомом. 13 марта 1921 года состоялся 1 Ошский уездный съезд Советов, на котором был образован Ошский угорисполком, 12 июля 1912 года состоялась Ошская уездно -городская беспартийная конференция, поддержавшая переход страны к новой экономической политике (НЭП).
Осуществляя указания Туркомиссии, решения ЦК РКП (б) Ошский угорком разработал конкретные мероприятия по развитию народного хозяйства города Ош в условиях НЭПа. На базе дореволюционных, кустарных мастерских и промыслов в Оше стали создаваться промышленные предприятия и артели промысловой кооперации.

ИЗ ОТСТАЛОЙ ОКРАИНЫ В ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ЦЕНТР

ОКОНЧАНИЕМ гражданской войны и иностранной военной интервенции, трудящиеся южно-киргизских районов, как и всего Советского государства, приступили к ликвидации разрухи и восстановлению народного хозяйства.
Большое значение в жизни южно-киргизских регионов имело проведение земельно-водной реформы, согласно которой произошло уравнивание на землю и воду всех наций и народностей, отчуждение земель крупных кулацких и байских хозяйств, изъятие излишков земель у крестьян, наделение дыйкан и бедных крестьян земельными участками. С другой стороны, эти коренные изменения вызвали протест со стороны класса имущих, вылившийся в басмаческое движение.
14 октября 1924 года 2-я сессия ВЦИК приняла историческое решение о территориальном размежевании Средней Азии, в соответствии с которым из состава Туркестанской АССР была выделена Кара-Киргизская (с мая 1925 года - Киргизская автономная область в составе РСФСР), в феврале 1926 года она была преобразована в Киргизскую АССР, а в декабре 1936 года - в Киргизскую ССР.
Основой преобразований в то время должна была стать промышленность, развитие которой стало результатом проводимого курса на индустриализацию страны.
Уже в 1927 году в Оше начал работать гренажный завод, рассчитанный на обеспечение Киргизии и частично других республик Средней Азии греной, вскоре вступил в строй хлебозавод.
В 1928 году была сооружена ошская коконо-мотальная фабрика. До 1-ой пятилетки в Оше преимущественно велось строительство предприятий по переработке сельхозпродукции, по ремонту сельхозтехники, производству товаров широкого потребления.
В целом, до 1-й пятилетки городское промышленное производство базировалось в основном на старых предприятиях. К концу 20-х годов в Оше встал вопрос о более широком капитальном строительстве, усилении темпов роста тех отраслей промышленности, которые обеспечивали бы дальнейшее развитие важнейших отраслей народного хозяйства Оша.
В годы довоенных пятилеток в Оше были построены и строились хлопкоочистительный завод, авторемонтная мастерская для обслуживания потребностей Памирстроя, кирпично-известковый завод, мясокомбинат, хлебопекарня и др.
Ошская коконо-мотальная фабрика была коренным образом реконструирована и превратилась в крупное механизированное предприятие. Наряду с усовершенствованными старыми станками были пущены 130 новых станков японской фирмы «Хонда». Улучшилась подготовка кадров. К началу декабря 1935 года из 830 рабочих этой фабрики - 400 человек получили удостоверение о сдаче гостехминимумов. Развернулось стахановское движение. Фабрика стала одним из первых предприятий Киргизии, подхвативших патриотический почин.
В годы довоенных пятилеток в Оше были решены все основные задачи культурной революции. Ликвидирована неграмотность взрослого населения. Осуществлено всеобщее начальное обучение и взят курс на подготовку к переходу ко всеобщему обязательному 7-летнему образованию. Создана широкая сеть культурно-просветительных учреждений, предприятий розничной торговли, бытового обслуживания, здравоохранения.
В 1924 году город Ош стал центром округа, в 1926 году - кантона, затем снова округа, в 1939 году - центром Ошской области. Это оказало большое влияние на его развитие.
В этот период внешний облик Оша во многом изменился. Немало перемен произошло в его общественно-политической, социально-экономической и культурной жизни. Численность населения с 35 тыс.человек в 1913 году выросла до 45 тыс. человек в 1939 году. В 1939 году рабочие и служащие составляли в городе около 96 % работающих.
В 1940 году были известны ударники-стахановцы города и области, рабочие коконо-мотальной фабрики: Мартынова, Салиева, Коротаева, Ахмедалиева, Пашухина, Мирзажанова, Алексеева, Кузьмина, шофер УПД Саркисов Г., дорожный мастер УПД Салихов, доярка Разакова Буажан, тракторист Абдулаев Туран, чабан Халмуратов Балтабай, животновод Артыков Абут, агроном - табаковод Семенюк, бригадир хлопководческой бригады Халикова Унсунай, сборщица хлопка Каракозиева М, слесари ПАТтреста Украинцев, Николаев, токарь Курмашов, кузнецы артели «Металлист» Даутов, Баландин, плотник Мирзаев, ткачихи артели «Гайрат» Насирова, Джураева, учительница школы имени Кагановича Иловайская Л.В., телеграфистка Стругалина А.П., директор совхоза «Тюлейкен» Таланов А.Е., начальник рудника «Хайдаркан» Якимов М.Ф., Закомолкин П.П. - директор ФЗУ коконо-мотальной фабрики, районный гидротехник Телятников Е.Д. и многие другие, которые в том же году были награждены правительственными наградами.
Одиозное объявление победы социализма в СССР, на одной шестой части земного шара, шумиха над принятием новой 3 (так называемой сталинской) Конституции СССР затушевывали многие проблемы страны. И в первую очередь, рост детской беспризорности и безнадзорности, слишком много семей разрушили и обездолили партийные кампании «сплошной коллективизации», «сплошной индустриализации», «экспроприации экспроприаторов» и т.д.
В Оше базары и другие места скопления людей были полны беспризорных детей, которые нищенствовали, занимались воровством и совершали другие тяжкие преступления.
Кроме того, конец тридцатых годов, характеризующийся накалом массовых репрессий, привел также к необоснованным арестам и гибели многих граждан республики и города Ош. В то время по всей стране велась большая борьба с «троцкистами», «бухаринцами», «контрреволюционными националистами», «шпионами», «вредителями» и другими «врагами партии и народа», в результате которой были репрессированы и погибли десятки тысяч ошан. Почти все они были реабилитированы, многие посмертно. Сегодня в Оше известны места массовых захоронений - на месте кирпичного завода (сейчас автомобильный базар), на месте биологического факультета ОшГУ.
Между тем, именно в тридцатые годы из отсталой окраины город превратился в передовой индустриальный центр. Промышленность стала определяющим фактором экономики, окрепло сельское хозяйство, оснащенное передовой техникой, повысилась культура, были подготовлены кадры народной интеллигенции…



ВРЕМЯ ТРУДОВЫХ ПЯТИЛЕТОК И ПОДВИГОВ (1945-1985 гг.)

В годы послевоенных пятилеток производительные силы города развиваются в соответствии с пятилетними планами развития народного хозяйства Киргизской ССР и Ошской области. В 4-й пятилетке были построены и введены в эксплуатацию Ошский авторемонтный завод (1947 г.), производивший капитальный ремонт автомобилей, тракторов и двигателей к ним, Ошский электромеханический завод, затем, в 5-й пятилетке - Ошский кирпичный завод, в 6-й - литейно-механический, изготовлявший металлические кровати и алюминиевую посуду.
Послевоенные годы - период быстрого промышленного развития юга Киргизии. В Оше быстрыми темпами стали развиваться энергетика, промышленность строительных материалов, машиностроение и металлообработка, сельское хозяйство, легкая, пищевая, местная и деревообрабатывающая промышленности, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство и служба быта.
Так, например, в это время начал действовать Ошский комбинат строительных материалов, цех по производству керамзита. В 1959 году на основе объединения ошских литейно-механического и моторемонтного заводов возник Ошский насосный завод, производящий погружные глубинные насосы. В 1962 году вводится в строй первый в области большой завод крупнопанельного домостроения, в 1963 году - завод железо-бетонных конструкций для гидротехнического строительства. В этот период успешно действует шелкокомбинат имени ВЛКСМ, швейная фабрика имени Крупской. В 1967 году был введен в действие хлопчатобумажный комбинат имени 50-летия Октября. В 1978 году в Оше вступил в строй завод по производству щебня и песка мощностью 40 тыс.куб.м в год, завершилась реконструкция домостроительного комбината по выпуску деталей для строительства жилья, мощностью до 75 тыс.куб.м.
Вся страна и город Ош строили социализм, свои планы и свершения воплощая в цифры пятилеток, достигая при этом значительных успехов в своем развитии.
Так, например, в 1965 году объем производства валовой продукции промышленности составил 370 млн.рублей. В городе действовали 24 средние и семилетние школы и одна ошская областная школа-интернат, 2 детские музыкальные школы. В них обучалось свыше 16,5 тыс. учащихся, работали 866 учителей с высшим и средним специальным образованием. В 1962 году было сдано в эксплуатацию современное двухэтажное здание Дома пионеров. В 60-х годах в Оше функционировали сельхозтехникум, строительные и музыкальные училища, педагогический институт, созданный в 1951 году на базе учительского института, основанного в 1939 году. Ошан обслуживали Дом культуры, Дом учителя, 16 клубов, 6 кинотеатров, около 30 красных уголков, Ошский музыкально-драматический театр, музей, 12 библиотек, типография. Издаются газеты на русском, кыргызском, узбекском языках. Коренным образом улучшилось медицинское обслуживание. В середине 60-х годов работали свыше 500 человек медицинского персонала, из них 210 специалистов-медиков с высшим образованием. В 1966 году в Оше имелось 6 больниц, родильный дом, 5 поликлиник, 8 аптек, детских садов и яслей- 31, с охватом 1,5 тыс. детей, а также свыше 160 магазинов и ларьков, 70 столовых, буфетов, чайных, лагманных, ресторанов. Налаживалось благоустройство жилищного фонда и улиц, улучшилось электроснабжение и служба быта. Только на благоустройство города в 1962-65 годах израсходовано более 2,5 млн. рублей. Значительное развитие получили почта, радиосвязь, телефон, телеграф. В 1959 году вступила в строй автоматическая телефонная станция на 1,8 тыс.номеров, а также междугородная телефонная станция.
Установлена радиорелейная связь с городом Фрунзе. В 1968 году организована областная редакция по телевидению и радиовещанию, с 1970 года ведутся передачи из Оша.
Успешно развивался городской транспорт. Если в 1949 году в Оше работало 10 автобусов и около 40 легковых автомобилей, то в 1965 году пассажирскими перевозками были заняты свыше 200 автобусов и около 280 легковых пассажирских такси. В 1965 году была открыта новая транстяньшанская автомобильная магистраль Фрунзе-Ош, протяженностью 600 км, соединившая юг Киргизии с ее северной частью. Увеличился общий грузооборот Ошской железнодорожной станции, в 1965 году по сравнению с 1940 годом - в 4,5 раза. Возросла роль воздушного транспорта. 12 июня 1963 года в Ошском аэропорту впервые сделал посадку воздушный лайнер ИЛ-18, совершивший перелет по линии Фрунзе-Ош, а в 1965 году - самолет АН-24. В 1966 году была введена в эксплуатацию авиалиния Ош-Москва. В областном центре было построено современное здание аэропорта со всеми необходимыми коммуникациями, что дало возможность осуществлять регулярные рейсы по самым различным направлениям республиканского и всесоюзного значения.
К 70-м годам территория города расширилась в среднем более чем в 4,5 раза. Если в предоктябрьский период Ош занимал площадь около 10 кв.км, то в 1965 году - уже 68 кв.км.
В 10-й пятилетке в Оше имелось 27 крупных промышленных предприятий, 20 строительно-монтажных, 15 транспортных организаций, всего 350 предприятий, учреждений, школ и вузов.
В конце 70-х и в начале 80-х годов по всей стране, в том числе и в Оше, велась большая работа по развертыванию на предприятиях и в учреждениях социалистического соревнования, созданию на крупных предприятиях коммунистических бригад.
В то время ударно трудились коллективы шелкокомбината (директор Качкынбаев), домостроительного комбината (начальник Калинин), автобазы № 4 (начальник Кадырканов), горпромторга (директор Потемкина).
Кроме того, своими министерствами была отмечена деятельность коллективов сантехуправления треста «Южремстрой» (начальник Мухлисов), треста «Ошстрой» (начальник Фишер).
С каждым годом тогда увеличивались ассигнования на экономическое и социальное развитие Оша, на дальнейшее улучшение жизненного уровня его населения.
Краше и благоустроеннее становились улицы города Ош, увеличивалась площадь зеленых насаждений…

ЧТО ИМЕЛИ К ПЕРЕСТРОЙКЕ

Промышленность. Ош в 1985 году - крупный экономический центр области. Здесь производилось 34,1 % всей промышленной продукции, 60 % всех товаров народного потребления выпускаемых на юге. В сфере материального производства, в промышленности, строительстве, на транспорте и в связи, торговле и общественном питании было занято свыше 67 % рабочих и служащих города. В городе работало 24 промышленных предприятия, на которых насчитывалось более 70 тыс. человек.
Одна из важнейших отраслей промышленности города - легкая, на ее долю приходится 70,7% всей валовой продукции. Здесь функционируют предприятия союзно-республиканского значения: хлопчато-бумажное производственное объединение имени 50-летия Октября, шелкокомбинат имени ВЛКСМ, швейная фабрика, гренажный завод.
Из предприятий машиностроения и металлообработки в Оше действуют: насосный завод союзного значения, авторемонтный завод.
Что касается пищевой отрасли, то здесь действуют мясоконсервный комбинат, хлебозавод в составе производственного объединения «Ошхлебпром», комбинат хлебопродуктов, молочный, водочный заводы, плодоовощной комбинат и другие.
Об энергетике. Ее развитие началось с 1913 года, когда в районе новой части города на арыке Яккалик была построена небольшая ГЭС. На станции была установлена гидротурбина типа «Френсис» мощностью 10 и 55 кВт. После Октябрьской революции обе станции были национализированы и в 1921 году были переданы в введение отдела коммунального хозяйства города. По ленинскому плану ГОЭЛРО на этой реке предполагалось строительство ряда ГЭС общей мощностью 25 тыс.л.с. Введенная в эксплуатацию в конце 20-х годов Ошская коконо-мотальная фабрика стала основным потребителем электроэнергии, получаемой от ГЭС. Через некоторое время фабрике потребовалось больше энергии, для этих целей было использовано оборудование ГЭС-2, разрушенное басмачами. Мощность новой ГЭС с дополнительным оборудованием теперь достигла 120 кВт.
В 1934 году для энергоснабжения ошского Дома отдыха устанавливается дизельная электростанция с нефтяным двигателем внутреннего сгорания мощностью 13,3 кВт и с генератором мощностью 8 кВт…
Для обеспечения строящегося в Оше хлопчато-бумажного комбината, других предприятий и жилищного фонда города электрической и тепловой энергией в 1963 году начато строительство Ошской теплоцентрали, проект выполнил институт «Промэнергопроект», мощность ТЭЦ определена в 500 тыс.кВт. Выработка электроэнергии без учета на собственные нужды - 557,8 тыс.кВт/ч. 1-й турбоагрегат введен в строй в 1966 году, 2-й - в 1968 году. Энергия ТЭЦ выдается потребителям на напряжении 6; 35; 110 кВ. В дальнейшем, с переходом на централизованное электроснабжение, часть небольших станций была демонтирована. В будущем, в связи с увеличением электропотребления за счет развития города, запланировано расширение Ошской ТЭЦ и усиление связей с объединенной энергосистемой Средней Азии.
Транспорт. В древние времена Ош, расположенный на Великом Шелковом пути, служил отправным пунктом и перевалочной базой для различных торговых караванов.
После вхождения края в состав России стали прокладываться колесные дороги, почтово-торговые тракты, однако до Октябрьской революции пути сообщения Оша с другими населенными пунктами состояли из традиционных караванных и скотоперегонных дорог и дорог для гужевого транспорта. Первая железнодорожная линия Ош-Карасу была построена в годы первых пятилеток. Она связала Ош с Ферганским железнодорожным кольцом и со всеми экономическими районами СССР. Из города и пригородных хозяйств железной дорогой вывозится продукция сельского хозяйства, машиностроения, товары народного потребления и др., ввозится цемент, деловая древесина, нефтепродукты, минеральные удобрения и др. Однако, основная часть городских, внутриобластных, внутриреспубликанских, межреспубликанских перевозок, связанных с областным центром, осуществляется автомобильным транспортом.
В городе работают Памирское производственное автотранспортное объединение, Южный производственный автотрест, ведомственные автобазы облпотребсоюза, «Ошагропромстроя» и др.
В 1983 году автомобильным транспортом общего пользования перевезено 69,9 млн.пассажиров, что составляет 46,5% всех пассажиро-перевозок, осуществленных автотранспортом области.
В Оше городской автобус ходит с 1940 года. В 1984 году было уже 13 автобусных маршрутов (372,3 км). Междугородным автобусом Ош в 1985 г. связан с 15 районными центрами и всеми городами области, с городами и районами Узбекской и Таджикской ССР. Имеется 23 пригородных маршрута протяженностью 564 км. Троллейбусная линия была пущена в 1976 году, в 1984 году в Оше ежедневно по 18 городским маршрутам протяженностью 220, 8 км курсировали 130 легковых, 80 маршрутных такси.
Воздушный транспорт начал развиваться в конце 20-х годов. Ошский аэропорт действует с 1928 года. Авиалинии связывают в 1985 г. город Ош с более чем 20 населенными пунктами, в том числе и Москвой, Фрунзе, Ташкентом, Алма-Атой, Самаркандом, Баку, Сочи и др. Функционируют также местные воздушные линии: Караван-Ош-Фрунзе, Кызыл-Кия-Ош-Фрунзе-Чолпон-Ата-Ташкент, Джалал-Абад-Ош- Фрунзе-Чолпон-Ата - Ташкент и др. Эти линии обслуживались самолетами гражданской авиации типа Як-40, Ан-2.
В 1974 году был построен новый аэропорт. В 1984 году ежедневно отправлялось и принималось более 1,8 тыс. пассажиров.
Строительство. В городе Оше действуют свыше 30 строительных и ремонтно-строительных организаций. Возведение жилых и промышленных зданий, объектов культурно-бытового значения осуществляют домостроительный комбинат, тресты «Ошстрой», «Юждортрансстрой» и другие организации.
В 1983 году было введено в действие основных производственных фондов на 30,5 млн.рублей, а за счет колхозов и межхозяйственных предприятий - на 416 тыс. рублей. Ежегодно вводится более 50 тысяч кв.м. жилья. Строительными материалами снабжают домостроительный комбинат, объединение «Ошстройматериалы» и другие организации.
ЖКХ и служба быта. Коммунальным хозяйством ведает в основном комбинат коммунальных предприятий и благоустройства.
Горожанам за год оказывается коммунальных услуг в среднем на сумму около 2 млн.рублей. Более 3 млн.рублей бюджетных ассигнований расходуется на благоустройство.
Бытовые услуги населению оказывает комбинат бытовых услуг. В его составе 53 парикмахерские, 9 бюро добрых услуг, 4 пункта проката и др.- в 1984 году всего 103 бытовые точки. Действуют объединения «Ошоблбытрадиотехника», «Облхимчистка», завод «Рембыттехника», фабрика «Бытмебель», «Индпошив одежды», «Обувщик», Дом быта, фотокомбинат, студия звукозаписи. В 1985 году каждому жителю было оказано услуг более чем на 660 рублей.
Торговля и общественное питание. В 1985 году в городе было свыше 490 предприятий розничной торговли, общий товарооборот которых составил более 182, 6 млн. рублей. Торговлю промышленными товарами осуществляют магазины торгового объединения «Горпромторг», в составе которого 4 магазина готовой одежды, 2 обувных, 11 хозяйственных, 19 галантерейных, трикотажных, парфюмерных и других специализированных магазинов.
Универмаги «Айчурек», «Гулькайыр» и «Ош» были оснащены современным оборудованием и обслуживали покупателей на уровне больших универмагов во Фрунзе и Москве.
Продовольственные товары реализуют магазины торгового объединения ошского горпищеторга, крупные гастрономы «Универсам», «Киргизстан», «Ширин» и другие.
Функционируют 12 книжных магазинов и 3 комиссионных.
Торговлю овощами и фруктами осуществляют государственные магазины и магазины кооперативной системы, действуют также рынок «Ошский», 6 ресторанов и 14 кафе в составе треста «Общепит»

Текст: Софья НУРМАТОВА, по материалам ошских архивов.