Деятельность представительства ККАО в Москве (1924- 1927 г)

С 1918 по 1924 годы кыргызы, наряду с другими среднеазиатскими народами составляли общее государство – Туркестанскую Автономную Советскую
Социалистическую республику. В свою очередь ТАССР являлась частью РСФСР, и таким образом входило в состав СССР. Для соблюдения интересов всех живущих в советском Туркестане народов, в Москве при Президиуме ВЦИК было создано представительство
ТАССР.
В октябре 1924 года, после реорганизации ТАССР, области преимущественно с кыргызским населением выделились в новый национально-государственный субъект, образовав Кара-Киргизскую автономную область (в составе РСФСР). Однако, обретение собственной государственности, в форме национальной автономии, поставило целый ряд вопросов и задач, от решения которых зависело дальнейшее развитие народа и страны. В первую очередь, после размежевания, предстояло уладить все территориальные споры с соседними республиками, для окончательного оформления границ ККАО. Также необходимо было решить имущественные споры при разделе хозяйственных объектов и прочей собственности при размежевании. Далее следовали вопросы среднесрочной перспективы, такие как: восстановление хозяйства, пострадавшего от басмачества и гражданской войны, проведение земельной реформы на юге страны. В долгосрочной же перспективе требовалось создать новые государственные, социально-политические,
экономические и культурные институты на советской и социалистической основе.
Успешное решение указанных вопросов зависело от наличия двух основных компонентов - это кадры и финансовые средства. На тот момент в ККАО существовал серьезный дефицит, как первого, так и второго. Решение данных проблем руководство Кыргызстана планировало осуществить с помощью центральных органов в Москве. Для этого ККАО необходимо было организовать собственное постоянное представительство при Президиуме ВЦИК.

Отметим, что с ликвидацией ТАССР было упразднено и ее представительство, а на ее месте возникли представительства Туркменской и Узбекской
ССР, Казахской АССР (в составе РСФСР), и также ККАО. В ноябре-декабре 1924 года руководство Кыргызстана в лице Революционного комитета Советов ККАО приступило к организации своего представительства в Москве. Однако ввиду предстоящего переезда из Ташкента в Пишпек, Ревком ККАО не нашел тогда подходящей кандидатуры постпреда из области, поэтому была отправлена телеграмма [2] сотруднику Хорезмского торгпредства Другову А.А. о назначении его временным представителем ККАО. На него возлагалось принять полагающееся будущему представительству Киргизии часть имущества бывшей ТАССР, и решать сопутствующие этому вопросы.

Уже 22 декабря 1924 года Президиум Ревкома ККАО назначает заведующего Областным отделом народного образования Турдалы Токбаева постоянным представителем ККАО при Президиуме ВЦИК РСФСР [3], который приступил к своим обязанностям уже в январе 1925 года. В Москве Токбаев вместе с Друговым приступают к организации представительства. Они начинают вести переговоры о предоставлении представительству подходящего помещения, решают вопросы связи, почты, телеграфа. Организационно-техническая работа по учреждению нового представительного органа ККАО при ВЦИК шла параллельно основной работе. Напомним, что тогда, по прибытии в Москву, Токбаев с Друговым приступили к решению вопросов связанных с разделом собственности бывшейТАССР (хозяйственных объектов, движимого имущества) между новообразованными среднеазиатскими республиками. Данная деятельность выражалась в присутствии на заседаниях ликвидационной комиссии [4], ведении прений, подаче протестов, а также в информировании руководства ККАО в Пишпеке о ходе дел по данному вопросу. 15 февраля 1925 года прошло первое совещание работников Ревкома ККАО с
сотрудниками представительства при ВЦИК [5]. На этом совещании перед представительством были поставлены новые задачи. Конкретно, на повестке дня стояли: изыскание средств на нужды областных отделов Ревкома ККАО, проведения штатов в связи с районированием области на четыре округа, а также ряд финансовых и хозяйственных вопросов.
В третьей декаде марта 1925 года в ККАО предстояло провести первый областной учредительный съезд советов, а также первую областную партийную конференцию. Задачей представительства было обеспечить предстоящие мероприятия всесторонней поддержкой центра [6]. А уже после, провести в жизнь решения первого учредительного съезда советов Киргизии, в частности, вопрос переименования кара-киргизов в киргизов и соответственно переименовать ККАО в КАО.

Большой объем работы представительства требовал увеличения штатов самого представительства, причем за счет приглашения опытных специалистов-консультантов из Москвы и других крупных городов. Не раз, после прибытия своего в Москву, Т. Токбаев указывал руководству ККАО на необходимость привлечения специалистов со стороны, так как для подачи грамотных и обоснованных ходатайств и отчетов в центральные органы и ведомства требовались компетентные люди.
30 апреля того же года [7] состоялось очередное совещание сотрудников представительства уже с делегацией работников Областного (ККАО) комитета РКП (б). На совещании были регламентированы некоторые моменты деятельности представительства, а также принято решение о расширении штатов.
12 сентября 1925 года на совещании по работе и структуре представительства был обозначен его круг полномочий и обязанностей. Затем в октябре 1925 года в Пишпеке, на заседании Облисполкома было подготовлено и утверждено положение [8] о представительстве КАО в Москве, включающее в себя 13 пунктов. Последним пунктом утверждалось открытие торгпредства при указанном органе. В дальнейшем деятельность представительства проходила на основании данного положения. Ввиду географической удаленности КАО от центра, нахождение представительства в Москве, в структуре высшего органа РСФСР, позволяло постоянно отслеживать ход продвижения вопросов, выступать с обращениями, подавать протесты в наркоматы, ведомства, и вообще отстаивать интересы Кыргызстана. На основании одного из пунктов положения [9] о представительстве, последнее имело прерогативу вхождения в различные органы и учреждения для продвижения каких-либо вопросов связанных с КАО. По этому поводу имеются многочисленные обращения постпреда Токбаева в Облисполком о самостоятельных обращениях отдельных отделов КАО в центральные органы в обход представительства [10], тогда как все идущие из области ходатайства и обращения планировалось упорядочить и централизовать, через представительство в Москве.
Были и другие трудности в работе представительства. Зачастую подолгу не выплачивалось жалование сотрудникам представительства, так как обязательства по ним имел Облисполком КАО, а последний часто испытывал недостаток в средствах. Уже указывалось, на то, что многие областные отделы игнорировали представительство и обращались в различные органы самостоятельно, не ставя в известность последнее, нередко вызывая параллелизм в работе представительства [11]. Сама же деятельность представительства в охватываемый нами период включала в себя широчайший спектр вопросов - это и развитие сельского хозяйства, добывающей и перерабатывающей промышленности, транспорта, связи, коммунальный сектор, а также вопросы просвещения, книгоиздательства. Сюда же относятся сохранение историко-культурного наследия, организация научно-исследовательских экспедиций из Москвы и Ленинграда [12].



Положительное, а главное быстрое решение указанных вопросов напрямую зависело от политической и финансовой поддержки центральных органов (СНК, ВЦИК, ВСНХ, СТО, Госбанк и пр.). И здесь нужно сказать, что центр в лице вышепоименованных органов был заинтересован в поступательном развитии Кыргызстана. Однако, при этом, в некоторых моментах, область имела расхождения с центром во взглядах по тому или иному вопросу. Это, к примеру, выражалось в спорах о размерах элеватора в Пишпеке, или в получении областью дивидендов от участия в акционерных обществах. Или по поводу организации научной экспедиции из России для исследования природных богатств Кыргызстана, когда представительство предлагало одни сроки, а центр выдвигал свои, более поздние. Бывало, что заручившись поддержкой одного ведомства, представительство, а стало быть, и область, получало отказ в другом ведомстве. Это могло выглядеть так – НКВД или Госплан дают добро, а НКФ или Госбанк выносят отрицательное решение. Поэтому приходилось многие вопросы переносить на более поздние сроки. И, тем не менее, за 1924-1927 гг., представительству удалось добиться серьезных успехов своей деятельности. Заинтересованность центра с одной стороны и энергичная работа представительства с другой, стали основой для многих преобразовательных процессов в стране. Если, к примеру, не удавалось добиться выделения средств целиком, то удавалось получить их частично, или внести заявку на ближайшее их получение. Конкретно, представительство смогло изыскать из центра средства на развитие сельского хозяйства для достижения его устойчивого функционирования. Был сделан серьезный задел в области транспорта, связи, потребительской кооперации. Усилиями представительства, был достигнут существенный прогресс в угольной промышленности (восстановили копи Кызыл-Кия, Нарынского бассейна). Представительство добилось выделения средств на обустройство инфраструктуры главных городов Кыргызстана (Пишпек (Фрунзе), Ош, Джалал-Абад, Каракол).

Благодаря этому Кыргызстан в тот момент времени сумел восстановить хозяйственный, пострадавшую от гражданской войны и басмачества, начать подготавливать базу для развития промышленности. Также усилиями представительства Кыргызстан стал включаться в торговые отношения с Россией и другими союзными республиками. Известно, что весьма ценный материал из Кыргызстана – ореховый наплыв – стал экспортным товаром уже за рубежом. Стали развиваться и культурные связи, и прежде всего с научными центрами России. Можно утверждать, что представительство в Москве стало своего рода важным связующим звеном между Кыргызстаном и Советским Союзом.


Литература:
1) С октября 1924 по май 1925 годы Кыргызстан имел юридическое название Кара-Киргизская
автономная область, а с мая 1925 года стал Киргизской автономной областью.
2) ЦГА КР, ф.1246, оп.1,д.3,л.1.
3) Там же, д.687, л.26 обор.
4) Там же, д.686, лл. 2,3.
5) Там же, л.101.
6) Там же, л.126, 126 обор.
7) Там же, д.3, лл. 114, 114 обор.
8) Там же, д.93, лл.21-24.
9) Там же.
10) Там же, д.129, л.14.
11) Там же, л.27.
12) Там же, д.8, л. 18


Текст: РЫСКУЛОВ Т. А. Дипломатическая академия при Министерстве иностранных дел