К охране памятников истории и культуры Кыргызстана

На территории Кыргызской Республики сосредоточены все типы культурного наследия. К ним относятся: стоянки, пещеры, гроты, каменоломни-мастерские, наскальные рисунки, поселения, городища, дома-усадьбы, замки, рудники и шахты, мавзолеи, минареты, мечети, ирригационные сооружения и места связанные с историческими событиями, происходившими в Кыргызстане, памятники, связанные с установлением Советской власти, борьбой с басмачеством, государственным деятелям, Героям Советского Союза и Социалистического труда, воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., деятелям литературы и искусства. В них отражены важнейшие вехи истории республики. Поэтому их необходимо выявлять и использовать в воспитательных и научных целях. Истоки учета, описания и фиксации памятников истории и культуры относятся ко второй половине XIX века. Они связаны с именами русских путешественников, военных, ученых разных направлений, врачей, краеведов, которые в своих публикация говорили о памятниках археологии, архитектуры, искусства и нумизматических находках. Благодаря их заметкам и статьям они стали достоянием мировой науки.
Особая роль в этом вопросе принадлежит Туркестанскому кружку любителей археологии, который был образован по инициативе выдающегося востоковеда В.В. Бартольда в 1895 году. В него вошли представители администрации, учителя гимназий, военные, врачи и все, кто интересовался историческим прошлым Туркестанского края, в состав которого входил Кыргызстан. В науку вошли такие исключительно важные открытия активистов этой общественной организации сделанные ими на территории нашей республики – колоссальное местонахождение наскальных изображений в горной местности Саймалы-Таш на Ферганском хребте, древнетюркские рунические (орхонские) и сиро-несторианские надписи, таких значительных памятников древности северного Кыргызстана, как башня Бурана, караван-сарай Таш-Рабат, оссуарии, каменные изваяния в Прииссыккулье, на озере Сон-Куль, в верховьях Кара-Кола, близ Бишкека, обследование ирригационных сооружений на р. Чу, в прибрежной зоне о. Иссык-Куля, разновременные могильники, поселения и городища. Активисты ТКЛА заложили основы сбережения культурного наследия народов Кыргызстана.
После победы Октябрьской революции социалистическое государство проявляло постоянную заботу о сохранении памятников материальной и духовной культуры народов России. Придавая большое значение культурному наследию, Петроградский военно-революционный комитет назначил в дни подготовки восстания Ч.С. Ятманова и Е.Д. Мендельбаума комиссарами «по защите музеев и художественных ценностей». Аналогичная комиссия была создана в Москве в мае 1918 г. Ее возглавил выдающийся деятель искусства И.Э.Грабарь. (1) Эти две комиссии сыграли большую роль в деле сохранения культурного наследия Советской России. Они занимались подготовкой декретов, касающихся национализации, учета, реставрации и охраны памятников истории и культуры.
Первым таким документом был декрета «Об охране памятников старины и искусства, принадлежащих польскому народу» Он был подписан 3 января 1918 года В.И. Лениным.(2)
Важное значение для сохранения памятников старины и искусства, и художественно-историческую ценность имел декрет Совета Народных Комиссаров «О запрещении вывоза за границу предметов искусства и истории» от 19 сентября 1918года. Он положил конец разграблению историко-культурного наследия Российской Федерации. (3)
5 октября 1918 года выходит в свет декрет « О регистрации приеме на учет и охранение памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений». На основании этого документа устанавливались правила перехода памятников из одних рук в другие, учета и ответственности за их сохранение.
Кроме трех декретов были приняты постановления направленные на сбережение историко-культурных ценностей многонациональной Советской России. Документы первых лет Советской власти заложили основы государственной охраны памятников истории и культуры.
Политические события, развернувшиеся на территории Туркестана в 1917-1920гг. отодвинули на некоторое время претворение в жизнь декретов направленных на сохранение памятников старины и искусства.
Определенную работу по выявлению, учету, охране и реставрации памятников Туркестанской АССР сыграла комиссия Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совет народных комиссаров по делам Туркестана. В нее входили М.В. Фрунзе, В.В. Куйбышев, Я.Э. Рудзутак и Ш.З. Элиева, которые приняли активное участие в этом государственном деле.
Большую роль в сохранении культурного наследия Центральной Азии сыграл Туркестанский комитет по делам музеев и охраны памятников старины, искусства и природы, который был создан по инициативе Д.И. Нечкина в мае 1921 года. Он явился государственным учреждением в Туркестане, которое должно было не только сберечь и сохранить культурное наследие, но и показать его значение и роль для науки и культуры. У истоков этой организации был декрет Центрального Исполнительного Комитета Совета Туркестанской Республики от 30 января 1920 года за № 191. (4) Он был направлен на охрану памятников старины и искусства, имеющих важное государственное, научное и художественное значение. 27-го марта 1923 года Центральный Исполнительный Комитет Советов и Совета Народных Комиссаров Туркестанской Республики принимает постановление № 52. В нем говорилось: «Ввиду исторической ценности многих древних памятников Туркестана и необходимости их сохранения, Центральный Исполнительный Комитет Советов и Совет Народных Комиссаров Туркестанской Республики постановляет:1) Представленный Комитетом по делам музеев и охраны памятников старины, искусства и природы Туркестанской Республики (Туркомстарис) нижеследующий список взятых Комитетом на учет, согласно постановлению Совнаркома от 31-го июля 1921 года за № 178, исторических памятников Туркестана утвердить, передав таковые полностью во ведение Комитета. Список исторических памятников Туркестанской Республики, взять на учет и в ведение Комитета по делам музеев и охраны памятников старины, истории, искусства и природы. По Ферганской области: 25. Башня и мазары в с. Узгене. По Джетысуйской области: 26. Башня Бурана с городищем Ак-Пешим (в 12 верстах от Токмока). (5) По инициативе Туркомстариса в 1924 году в с. Узгене работали группы специалистов, которые занимались сбором материала для подготовки к реставрационно-консервационным работам мавзолеев и минарета.
На основании постановления ЦИК и СНК Туркестанской республики от 5.XI-1923 г. за №173 на учет брались: в Кыргызстане: 1. Минарет и три мавзолея в Узгене. 2. Башня Бурана (около Токмака). 3. Городище Ак-Пишим (там же) 4. Таш-Рабат 5. Мазар Манаса в Аулеатинском уезде. 6. Городище Ак-Тепе в Аулеатинском уезде. 7. Колонна в селе Дмитреевском Аулеатинском уезде (6).
В связи с национально-государственным размежеванием народов Центральной Азии в 1924 году было принято решение о переименовании Туркомстариса в орган центрально азиатского значения, переименовав его в Средазкомстарис.
Правительство Киргизской автономной области принимает Постановление Исполнительного комитета Советов Киргизской Автономной области РСФСР 31-июля 1925г за №41 о Средазкомстарисе. 1. Музейное строительство, охрана памятников старины, истории, искусства и природы и связанные с ним научно-исследовательские работы на территории Киргизской Автономной Области выполняются Средазкомстарисом и его органами на местах. 8 июля 1925 г. за № 64 было принято Постановление Исполнительного Комитета Совета Киргизской Автономной области РСФСР об охране памятника Н.М. Пржевальскому в городе Караколе. (7)
В 1925 г. на территории Киргизии работало четыре археологические и этнографические экспедиции. Они занимались археологической разведкой и изучением памятников древности, расположенных в долине реки Чу и Иссык-кульской котловине. В 1927-1928 гг. Средазкомстарисом проводились ремонтно-консервационные работы на башне Бурана. Одновременно изучалось техническое состояние фундамента этого средневекового минарета. Этими работами руководил А.М. Логинов, М.Е. Массон и Н.М. Бичинский. Под их руководством было отремонтировано основание башни и северная часть наверху. Эти мероприятия позволили сохранить этот уникальный памятник архитектуры XI века до начала реставрационных работ 1971-1974 гг. Одновременно на Узгенском архитектурном комплексе проводились ремонтно-восстановительные работы мастерами Акромом Уваровми и Шамшидином Гафуровым под руководством Б.П. Денике, Б.Н. Засыпкина. (8) Параллельно изучаются исторические сведения средневековых авторов, изучаются конструктивные и декоративные особенности каждого из них и сопоставление с мавзолеями и минаретами подобного типа памятниками других районов Центральной Азии.
Таким образом, за рассматриваемый период была проведена значительная работа по изучению, охране, ремонтно-консервационным работам и введение в научный оборот памятников археологии и архитектуры. С середины 30-х годов XX века эту деятельность продолжил Комитет науки при Совнаркоме Киргизской ССР, а так же Киргизский педагогический институт имени М.В. Фрунзе которые работали в тесном контакте с Институтом истории Академии наук СССР.


Придавая важное значение сохранению памятников истории, культуры, Совет Народных Комисаров Киргизской ССР 11 марта 1940 г. принял Постановление «О состоянии, улучшению дела охраны памятников революции, истории и культуры» на основании, которого сохранения культурного наследия возлагалось на областные, городские и районным Советы депутатов трудящихся.
Особое место в деле сбережения культурного наследия Северного Кыргызстана занимает археологический надзор на строительстве Большого Чуйского канала, который проводился под руководством А.Н. Бернштама. Археологические находки выявленные в процессе строительства этой водной магистрали позволили воссоздать историю и культуру этого региона нашей республики начиная с эпохи бронзы до позднего средневековья. Они составили историко-археологический отдел Кыргызского государственного исторического музея. (9)
М.Е. Массон и Г.А. Пугаченкова в 1945 г. проводит подробное обследование гумбеза Манаса с целью составления проекта по его реставрации. (10)
Большое значение для сбережения культурного наследия имело Постановление Совета Народных Комиссаров от 14 октября 1948 г. На основании этого документа охрана памятников всех типов возлагалась на местные Советы депутатов трудящихся. Руководство и контроль за постановкой на учет, охране, реставрации и использовании археологических, исторических памятников должны были осуществлять комитеты по делам культурно-просветительных учреждений при Советах Министерств союзных республик. Комитетам по делам архитектуры и делам искусств при Совете Министров СССР вменялось в обязанность осуществлять руководство и контроль за учетом, охраной, реставрацией и использовании памятников искусства и архитектуры. Совет Министров СССР счел необходимостью организовать в местах сосредоточения большого количества памятников архитектуры научно-реставрационные и производственные мастерские. (11)
31 июля 1950г. Совет Министров Киргизской ССР принимает постановление «О мерах улучшения охраны памятников культуры». В нем говорилось об организации учета памятников и выделении средств на их реставрацию. Приложениям к Постановлению был список наиболее ценных памятников культуры Кыргызстана, причем гумбез Манаса и Узгенский архитектурный комплекс были отнесены к памятникам общесоюзного значения. Этот документ сыграл важнейшую роль в активизации деятельности научных и общественных учреждений по охране, изучению, пропаганде культурного наследия кыргызского народа.
Большое внимание охране и учету памятников уделяется с 1954года, со времени организации Академии наук Киргизской ССР. Наряду с разведками и раскопками памятников принимались меры к их охране, причем научные сотрудники опирались на поддержку трудящихся масс. Широкая общественность стала надежной опорой, государства в деле охраны и изучения памятников.
Учитывая пожелания народа ЦК КП Киргизии и Совет Министров Киргизской ССР 15 июля 1965 года приняли совместное постановление о создании организационного комитета по подготовке Учредительного Съезда Республиканского Общества охраны памятников истории и культуры. В его состав вошли представители государственных органов учены, архитекторы и краеведы. Учредительный съезд общества охраны памятников истории и культуры состоялся в г. Фрунзе 15 февраля 1966 года. Одной из основных задач этой организации являлась пропаганда историко-культурного наследия. С этой целью издавалась специальная литература, печатались статьи, в республиканской и местной печати, организовывались лекции экскурсии, выступления по радио и телевидению, снимались короткометражные фильмы, посвященные памятникам истории, археологии и архитектуры. Большой популярность пользовался сборник «Памятники Киргизстана». Это издание богато проиллюстрировано с удачно подобранной тематикой пользовалось большим спросом не только в Кыргызстане, но и в аналогичных обществах Советского Союза. На его страницах печатались статьи-ученых, преподавателей, учителей, краеведов, музейных работников, деятелей культуры и т. д.
Постановлением Совета Министров Киргизской ССР от 15 января 1968г. «О мерах по улучшению охраны памятников расположенных, на территории Киргизской ССР», были утверждены списки памятников истории и культуры республиканского значения, принято Положения об их охране. Ответственность за состояние всех видов памятников возлагалось по-прежнему на местные Советы депутатов трудящихся. Контроль за учетом, охраной, реставрацией и использованием памятников осуществлялся – Министерством культуры Киргизской ССР. На основании этого документа в нашей республике создавались художественно-реставрационные мастерские.
Киргизские реставраторы провели ремонтно-реставрационные работы на мавзолее Манаса XIV в. и башне Бурана XI в. Эти памятники вошли в сокровищницу мировой культуры.
Важным событием в деле сбережения материальных и духовных ценностей Кыргызстана было принятие в 1977 году Закона «Об охране и использовании памятников истории и культуры». (12) Он состоял их пяти разделов и 46 статей. Его основной определяющей позицией являлось положение о том, что памятники истории и культуры являются достоянием народа и охраняются государством. В шестой статье этого документа говориться: «К памятникам истории и культуры относятся памятники истории, памятники археологии, памятники градостроительства и архитектуры, памятники искусства и документальные памятники». В Законе предусматривалась ответственность за нарушение этого законодательства. В статье 44 определено, что лица виновные в нарушении правил охраны, использования, учета и реставрации памятников, нарушения правил охраны, а так же других нарушениях законодательства, несут уголовную, административную или иную ответственность в соответствии с законодательством. (13)
Претворяя в жизнь этот Закон, Министерство культуры Киргизской ССР, воссоздало в своей первозданной красоте Узгенский архитектурный комплекс и караван-сарай Таш-Рабат памятники XI-XIIвв. Благодаря заботе государства они были сохранены для будущих поколений.
После приобретения суверенитета 5 мая 1993 года XII сессия Жогорку Кенеша утвердила новую Конституцию Кыргызской Республики. В которой говорилось о бережном отношении к культурному наследию (14). На основании этого документа был разработан Закон «Об охране и использовании историко-культурного наследия». Он был принят законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 29 июня 1999г. (15) Статья 3 говорит: «Памятники истории и культуры, находящиеся в собственности Кыргызской Республики и субъектов Кыргызской Республики охраняются государством» (16). Этот Закон, по мнению археологов и историков по своим качествам уступает аналогичному Закону Киргизской ССР 1976 года.
Новая Конституция Кыргызской Республики, принятая 27 июня 2010 года подтверждает государственную охрану памятников истории и культуры. В параграфе 2 Статьи 48 говориться: «Государство охраняет исторические памятники, заботится о создании необходимые условия для развития литературы, науки, искусства, средств массовой информации и спорта» (17).
Современность требует бережного отношения к памятникам материальной и духовной культуры и широкого их использования в воспитательных, научных и туристических целях.
Примечания:
1. Арбузова Р. Социалистическое государство – организатор охраны памятников истории и культуры.//Памятники Киргизстана. – Вып. I. – Фрунзе, 1970. – С. 11.
2. Там же. – С. 19.
3. Там же. – С. 19.
4. Миронов А.М. Организационная, научная и практическая деятельность Средазкомстариса (быв. Туркомстариса) за пятилетие существование. //Известия Средазкомстариса. – Вып. I. – Ташкент, 1926. – С. 19.
5. Там же. – С. 300.
6. Умняков И.И. Архитектурные памятники Средней Азии. – Ташкент, 1929. – С. 48 – 49.
7. Там же. – С. 50.
8. Горячева В.Д. Средневековые городские центры и архитектурные ансамбли Киргизии. – Фрунзе, 1983. – С. 70 – 71.
9. Бернштам А. Историко-археологическое прошлое Северной Киргизии по материалам Большого Чуйского канала. – Фрунзе, 1943г. – С. 27.
10. Массон М.Е., Пугаченкова Г.А. Гумбез Манаса. – М.: 1950. – С. 57.
11. Арбузова Р. Социалистическое государство – организатор охраны памятников истории и культуры. // Памятники Кыргызстана. – Вып. I. – Фрунзе. – С. 15 – 16.
12. Закон Киргизской ССР «Об охране и использовании памятников истории и культуры». Фрунзе, 1978.
13. Там же. С. 12.
14. Конституция Кыргызской Республики. (основной закон). Бишкек 1993. – С.6.
15. Закон Кыргызской Республики «Об охране и использовании историко-культурного наследия». Бишкек 1999.
16. Там же. – С.3.
17. Конституция Кыргызской Республики. Бишкек 2010.