Общественная и семейная жизнь Кыргызов

Общественная Великая Октябрьская социалистическая революция коренным образом изменила классовую струк­туру киргизского общества и полностью преобразила общественные отношения, существовавшие в киргизском аиле.
Утверждение социалистической системы хозяйства, победа коллекти­визации в сельском хозяйстве Киргизии предопределили ликвидацию эксплуататорских классов — байства, манапства, кулачества. Колхозное крестьянство, рабочий класс и интеллигенция составили новое совет­ское киргизское общество.
Молодой киргизский рабочий класс возник и растет в тесном союзе с крестьянством, и этот союз представляет собой одну из монолитных основ киргизской социалистической нации.
В рядах многочисленной киргизской интеллигенции есть инженеры, техники, агрономы, врачи, художники, писатели, артисты, учителя, уче­ные, в том числе много женщин. Под руководством Коммунистической партии воспитаны многочисленные национальные кадры партийных и советских работников, государственных деятелей, хозяйственников.
Трудно даже сопоставлять общественную жизнь в современном кир­гизском обществе с монотонным и вялым течением прежней жизни кир­гизского аила, основанной на всевластии байско-манапской и чиновничьей верхушки и на бесправии большинства рядовых скотоводов и земледель­цев. Многообразна, содержательна, проникнута новыми отношениями об­щественная жизнь в городах, аилах и кыштаках Киргизии. Она основана на принципах товарищества и взаимной помощи, тесно переплетается с ин­тересами общественного хозяйства и труда, многими нитями связана с об­щественно-политической жизнью всего Советского Союза. Руководителем и организатором, душой всей общественной жизни в Киргизии являет­ся ее Коммунистическая партия, объединявшая в своих рядах к XXII съезду (1961 г.) свыше 68 тыс. человек.
Советы депутатов трудящихся привлекают население к активному участию в общественной жизни. Сессии Верховного Совета Киргизской ССР и местных Советов обсуждают самые насущные вопросы обществен­ного хозяйства, культурно-бытового обслуживания трудящихся. Свыше 15 тыс. депутатов местных Советов и многие тысячи активистов участвуют в постоянных комиссиях, занятых улучшением деятельности всех совет­ских организаций. В целях дальнейшего развития советской демократии число депутатов в Советах республики было увеличено в 1959 г. более чем на 2 тыс. Выборы в Советы всегда проходят как большой народный праздник.
Об общественной активности трудящихся Киргизии свидетельствует тот факт, что на городских и районных партийных конференциях, откры­тых партийных собраниях и собраниях трудящихся, посвященных обсуж­дению проекта новой Программы КПСС, присутствовало более 435 тыс. че­ловек. Тысячи коммунистов и беспартийных выступали на собраниях и в печати со своими откликами и предложениями.
Большую роль в коллективном управлении хозяйственными делами играют рабочие собрания и производственные совещания на предприя­тиях и общие собрания колхозников.
Коммунистический Союз Молодежи Киргизии, насчитывающий в сво­их рядах около 150 тыс. юношей и девушек, является признанным вожа­ком киргизской молодежи. Его деятельность ознаменована многими слав­ными делами. Под его руководством развернулось движение за массовый переход комсомольцев и молодежи на работу в ведущую отрасль сельского хозяйства — животноводство.
Сотни тысяч членов объединяют профсоюзные организации Киргизии. При деятельном участии профсоюзов трудящиеся соревнуются за досроч­ное выполнение семилетнего плана. Самое замечательное явление совре­менности, возникшее в связи с созывом XXI съезда КПСС,— движение за звание коллективов и ударников коммунистического труда — охва­тило свыше 75 тыс. трудящихся. В середине 1961 г. за это почетное зва­ние боролись около 3 тыс. коллективов, 609 его уже завоевали.
Общественный труд сплотил людей независимо от их прежней родовой принадлежности, от их национальности. Родовое и племенное самосозна­ние уже давно уступило место национальному самосознанию. Первенствующее место заняло сознание принадлежности к определенному тру­довому коллективу.
Однако из памяти старшего поколения киргизов еще не исчезли пред­ставления о принадлежности к тому или иному племени и роду, о генеа­логии своей семейно-родственной группы и семьи. Эти представления, как правило, уже не играют какой-либо роли в общественной жизни, но иног­да проявляются в пределах группы родственных семей — бир атанын бал- дары. Имеющая характер народного обычая, взаимная помощь внутри такой группы используется иногда лицами, преследующими корыстные* цели, для создания обстановки семейственности и круговой поруки, что причиняет тот или иной ущерб общественным интересам. Солидарность чле­нов группы родственных с§мей, выражающаяся в коллективной помощи члену группы по случаю свадьбы, похорон и т. п., базируется на той же отсталой и ныне вредной идеологии «родового единства». Молодежь в своей массе не поддерживает патриархально-родовых пережитков, свя­занных с воспоминаниями о прежнем родоплеменном делении.
Основой государственного и общественного строя в Киргизской ССР,, как и в других братских республиках СССР, является идеология дружбы народов. Она пронизывает всю производственную, общественную и духов­ную жизнь трудящихся республики. Если в дореволюционное время на пути подлинной дружбы киргизского народа с русским и другими наро­дами стоял русский царизм и киргизские феодалы и баи, то в годы Совет­ской власти, когда для развития дружбы не осталось никаких препят­ствий, она приняла широкие и многообразные формы.
На предприятиях, в колхозах, учреждениях, институтах, вузах учат­ся и рука об руку трудятся на благо Родины представители всех на­циональностей, населяющих Киргизию. Многонациональные колхозы — частое явление как в северной, так и в южной Киргизии. Двенадцать национальностей представлены среди колхозников сельскохозяйствен­ной артели «Кызыл-Шарк» Кара-Суйского района Ошской области: дун­гане, киргизы, узбеки, русские, таджики, уйгуры, корейцы и др. Этот колхоз до недавнего времени возглавлял дважды Герой Социалистиче­ского Труда дунганин X. Таширов.
В деятельности всех государственных, партийных и других общест­венных организаций всегда учитывается многонациональный состав на­селения Киргизии.
В органах власти все национальности представлены депутатами. В со­ставе Верховного Совета Киргизской ССР IV созыва были представители 13 национальностей. Среди 329 депутатов киргизы составляли 52,8%, рус­ские 25,2%, украинцы 9,4%, узбеки 5,4%. В местных Советах Киргизии имеются депутаты 36 национальностей, в том числе киргизов — 55,5%.
Делается все необходимое для того, чтобы не допустить ущемления интересов какой-либо национальности, представленной в республике. Партийные организации воспитывают трудящихся в духе социалистиче­ского интернационализма, сближения наций.
Большим событием в общественной жизни являются устраиваемые по нескольку раз в году на ипподромах городов Фрунзе и Пржевальска, а также в других пунктах конно-спортивные праздники, программы ко­торых обязательно включают наиболее любимые народом национальные игры и состязания. В них обычно входят состязания народных силачей (курвги), борьба на конях (оодарыш), скачки юношей и девушек — «по­годя за девушкой» (кыз куумай). Интересно отметить, что на новогоднем празднике в Пржевальске в 1959 г. победу в этой скачке одержала рус­ская наездница — студентка Валя Гребенщикова. Устраивается также состязание по перетягиванию аркана (аркан тартыги). После скачек и заездов племенных скакунов организуются так называемые гладкие юкачки с участием колхозных лошадей — am чабыги или аламан байга на дистанцию до 8—10 км, в которых наездниками бывают обычно юные джигиты, в возрасте 10—12 лет. Иногда устраивают гладкие скачки с жо- кеями-девушками. Демонстрируют свою ловкость джигиты и в состяза­нии тыйын эн^мей, во время которого нужно на всем скаку поднять с зем­ли монету. Наконец, в заключение обычно устраиваются проходящие с большим спортивным азартом конские скачки с козлом (улак тартыги). На этих праздниках всегда присутствуют многие тысячи зрителей, остро реагирующих на все перипетии состязаний и игр.
В г. Фрунзе иногда организуются выставки национальных предметов быта, выпускаемых предприятиями местной промышленности. Это нацио­нальные женские платья разных расцветок, мужская одежда (чапан, чепкен, бешмант). Кроме того, швейные предприятия выпускают женскую одежду из вельвета и плюша. Фабрика головных уборов освоила выпуск мужских национальных головных уборов (калпак, тюбетейки). Произво­дятся и национальные виды обуви. Для продажи таких товаров в г. Фрун­зе открыт магазин национальных изделий. В нем продают вышитые ков­ры-панно— туш кийиз, ткани соответствующих местным вкусам расцветок, косынки с национальным орнаментом и др. Джалал-Абадский литейно-ме­ханический завод начал производить из алюминия кувшины местной фор­мы — кумганы. Налаживается в городах продажа таких отвечающих национальным вкусам продуктов, как конина и кумыс.
В Киргизии издаются газеты и литература, ведутся радиопередачи на русском, дунганском и узбекском языках, лекции читаются также на разных языках; в г. Оше работает старейший узбекский музыкально-дра­матический театр с ведущей актрисой Таджихон Хасановой, он ставит пьесы и киргизских драматургов; в быт киргизской молодежи широко вошли узбекские танцы. Пользуются популярностью самодеятельные уй­гурские ансамбль и хор, дунганские ансамбли народных инструментов. В Киргизии, как и в других республиках, происходит закономерный про­цесс сближения наций. Культура киргизского народа впитывает в себя элементы культур братских народов, развивается по пути сближения с ними. Важное значение в связи с этим имеет принимающее все более ши­рокие размеры изучение, наряду с родным языком, русского языка. Он уже стал для киргизов вторым родным языком.
Выросшее на основе общих интересов строительства социализма и сов­местного труда морально-политическое единство народов Советской Кир­гизии неоднократно получало яркое выражение в единодушном голосова­нии во время выборов в Верховные Советы СССР и Киргизской ССР и в местные Советы.
Важным фактором общественного развития в Киргизии является неру­шимая дружба, тесные экономические связи, сотрудничество и взаимо­помощь между Киргизией и другими братскими республиками. В течение многих лет трудящиеся республики участвуют в социалистическом со­ревновании с трудящимися Узбекистана, Таджикистана, Казахстана и Армении. Делегации Киргизии посещают с целью изучения передового опыта другие республики, а также Москву, Ленинград. Киргизия в свою очередь принимает у себя представителей братских народов. Постоянно происходит обмен делегациями с братскими республиками, связанный с теми или иными важными датами, историческими событиями, съездами. Киргизская делегация присутствовала на торжествах, связанных с 300- летием воссоединения Украины с Россией, делегации Казахской ССР, Уз­бекской ССР и Таджикской ССР вместе со всем киргизским народом участ­вовали в торжествах по случаю вручения республике ордена Ленина (1957 г.).
Широки и многообразны взаимные связи в области литературы и ис­кусства. За 1956—1960 гг. переведено на киргизский язык и издано более 200 названий книг авторов 14 национальностей братских республик об­щим тиражом около 600 тыс. экземпляров. На многих языках народов СССР издаются произведения киргизских писателей. В последнее время получила признание новая форма культурных связей — проведение не­дель искусства и литературы республик. В 1959 г. в Киргизии была про­ведена неделя литературы и искусства Казахстана, в Туркмении— неделя киргизской литературы. В 1960 г. в Киргизии состоялись неделя туркмен­ской литературы и неделя узбекского искусства, в Узбекистане — неделя киргизского искусства, в 1962 г. в Киргизии—декада русской литера­туры.
В театрах Киргизии идут пьесы драматургов многих республик. Превратились в традицию взаимные гастроли театральных коллективов Киргизии и соседних республик, к которым общественность проявляет неизменный горячий интерес. В 1959 г. в Алма-Ате была открыта большая выставка произведений киргизских художников. Важное общественное значение имели проводившиеся в Москве в 1939 и 1958 гг. декады кир­гизского искусства и литературы.
Проявлением дружбы и братства является переименование далекого с. Селявное Воронежской области в с. Тулебердиево в память о славном сыне киргизского народа, Герое Советского Союза Чолпонкуле Тулебер- диеве, погибшем близ этого села во время Великой Отечественной войны. В 1958 г. почтить память земляка туда ездила делегация трудящихся Ки­ровского района Киргизии. Она была принята с большой теплотой.


Все более расширяются многообразные интернациональные связи кир­гизского народа с народами социалистических и других дружественных стран. Эти связи имеют глубокие корни. Одним из очень ярких проявле­ний интернациональной солидарности трудящихся явилось переселение в Киргизию в 1925 г. большой группы чехословацких и венгерских ра­бочих, организовавших близ г. Фрунзе интернациональное кооперативное товарищество «Интергельпо» («Взаимная помощь»), сыгравшее важную роль в индустриализации республики. Членами кооператива состояли ра­бочие 14 национальностей, в том числе и киргизы. На предприятиях «Интергельпо» готовились квалифицированные кадры из местных нацио­нальностей. Чувства дружбы киргизских трудящихся к народам, выдви­нувшим крупных революционных и демократических деятелей, нашли вы­ражение в присвоении вновь открытым альпинистами вершинам и пикам в хребтах Тянь-Шаня имен Георгия Димитрова, Эрнста Тельмана, Юлиу­са Фучика, Манолиса Глезоса. Именем Ю. Фучика, не раз приезжавшего в Киргизию, названы улица и большой парк в г. Фрунзе.
В последние годы Киргизию посетили делегации многих стран, в осо­бенности социалистических стран Азии. Происходит постоянный обмен делегациями общественных деятелей, деятелей науки, литературы и ис­кусства. В Индии побывали писатели Т. Сыдыкбеков, Т. Уметалиев, А. Токтомушев, известная артистка Бакен Кыдыкеева, участвовавшая в фестивале советских кинофильмов, где демонстрировался и фильм «Салтанат», в котором эта артистка исполняет главную роль. Фильм «Сал- танат», рассказывающий о новой жизни киргизского народа, демонстриро­вался и во время фестивалей в Англии и Франции. Народный поэт Кирги­зии Аалы Токомбаев, художник А. Усубалиев посетили Китай. В Кирги­зию приезжала делегация деятелей искусства и культуры соседнего Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР, а перед этим в Синьц­зяне гостили работники искусств Киргизии. Они ездили также в Монго­лию, Индию, Индонезию, Германскую Демократическую Республику, Объединенную Арабскую Республику. Деятели искусств зарубежных стран встречают в Киргизии горячий прием.
Многие произведения писателей социалистических стран, а также Ин­дии, Ирака, Алжира, Афганистана, Японии, Камбоджи и других стран Востока изданы на киргизском языке. В то же время произведения кир­гизских писателей, журналистов, ученых опубликованы в КНР, Чехо­словакии и других странах народной демократии.
Углублению дружбы с народами зарубежных стран способствовало участие киргизской молодежи во всемирных встречах молодежи. На Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве в составе делега­ции Киргизии было 350 человек. Киргизская делегация имела встречи с посланцами молодежи Индии, Камбоджи, Лаоса, Монголии, Чехосло­вакии, Финляндии. Золотой медалью лауреата был награжден исполни­тель народных песен Джапар Чабалдаев, серебряной медалью — студен­ческий ансамбль комузистов из восьми человек, бронзовой — исполни­тельница на комузе Мееркан Козубекова, племянница и ученица знамени­того мелодиста и виртуоза Атая Огонбаева. Лауреатами других фес­тивалей являются известная балерина Бюбюсара Бейшеналиева, певица Салима Бекмуратова, разносторонне одаренный артист Асек Джумабаев.
В Киргизии созданы Общество дружбы и культурных связей с зару­бежными странами и Отделение Общества советско-китайской дружбы. Интернациональные связи и дружба с народами зарубежных стран укреп­ляют дело мира между народами. Движение сторонников мира, борьба за мир встречают в Киргизии горячую поддержку трудящихся масс.
Широкий общественный отклик получают такие события, как област­ные и республиканские фестивали молодежи, спартакиады. Обычно мо­лодежь готовит трудовые подарки к фестивалю, сооружает спортивные площадки, ремонтирует клубы, сажает деревья. На этих фестивалях об­щается молодежь различных областей и районов республики, разных на­циональностей, в них участвуют и гости из других союзных республик. Многие художественные ансамбли состоят из представителей нескольких национальностей. Русские юноши и девушки, а также многонациональные хоры исполняют киргизские песни, киргизы поют украинские песни, киргизские девушки исполняют узбекские танцы. Концерты, состязания, игры, музыка фестивалей привлекают к себе сотни тысяч жителей се­лений и городов. Такое же значение имеют спартакиады, в особенности — по национальным видам спорта, встречи со спортсменами братских республик, международные спортивные встречи с делегациями различных стран.
К числу важных явлений общественной жизни в Киргизии следует от­нести широкое участие стариков-колхозников, считающихся нетрудоспо­собными и находящихся на отдыхе, в общественном труде в наиболее на­пряженные сезоны сельскохозяйственных работ; инициативное строитель­ство культурно-бытовых учреждений на селе силами колхозников и на средства колхозов по почину тружеников Ат-Башинского и Кочкорского районов Тянь-Шаньской области; различные формы обмена положитель­ным опытом производственных коллективов. Этой же цели служит поток экскурсий на республиканскую выставку достижений народного хозяй­ства.
Своеобразно проводится в Киргизии ставший традиционным День жи­вотновода. И в прошлом выход скотоводов на летние пастбища отмечался как торжественный день. Но тогда он проводился отдельными мелкими хозяйствами или в рамках небольшой кочевой группы. Теперь День жи­вотновода имеет совершенно иную функцию и носит широкий обществен­ный характер. В этот день происходит как бы смотр работы животноводов, они берут новые социалистические обязательства. С этого дня начина­ется период летнего нагула общественного скота, борьбы за высокие привесы мяса и надои молока. В долине р. Сусамыра, где летом выпа­сается до миллиона голов овец, лошадей, крупного рогатого скота, верблю­дов, свиней из колхозов и совхозов Чуйской долины, в День животновода в пойме р. Каракол собирается свыше 4 тыс. чабанов, табунщиков, пасту­хов, доярок, свинарей. После официальной части устраиваются националь­ные игры, борьба, конские скачки. Остаток дня животноводы проводят в долгих беседах за чашкой кумыса. Подобные праздники устраиваются и на таких крупных пастбищах, как Кенес-Анархай, Арпа. Нередко здесь же вручаются переходящие Красные знамена. Перед животноводами вы­ступают приехавшие из города артисты, здесь звучат духовой оркестр, национальные мелодии.
Для Киргизии, как и для других республик Советского Востока, было характерно в прошлом угнетенное, неравноправное положение женщины. Глубокие изменения, происшедшие в общественном положении киргиз­ской женщины, явились прямым следствием вовлечения ее в общественно­производительный труд. Важную роль в борьбе за фактическое раскрепо­щение киргизских женщин сыграли передовые русские женщины. Ныне киргизские женщины являются активными участницами коммунистическо­го строительства. С^/ди рабочих и служащих в республике женщины со­ставляют 41%, в колхозном производстве — 52%. До революции грамот­ные женщины в Киргизии исчислялись лишь десятками. Даже в 1926 г. они составляли всего 7,4%. В 1959 г. 97% женщин были грамотны. Ныне 55% учителей — женщины, они же составляют 85% медицинских работ­ников. В вузах и средних специальных учебных заведениях учатся тысячи девушек-киргизок. В Киргизии насчитывается около тысячи женщин — научных работников, более 150 из них — доктора и кандидаты наук. Не­сколько десятков киргизок имеют уже ученые степени. В республике хо­рошо известны имена медиков В. А. Исабаевой, К. Рыскуловой, литера­туроведа Б. Керимджановой. Свыше 36 тыс. женщин Киргизии имеют высшее и специальное среднее образование, в том числе 5,6 тыс. киргизок. Имеются уже первые инженеры-киргизки.
Пользуются популярностью киргизские поэтессы Сатин Абдукаримо- ва и Субайылда Абдукадырова.
В Киргизии много женщин — общественных деятельниц. В 1961 г. 39 женщин работали секретарями городских и районных комитетов пар­тии. В составе депутатов Верховного Совета СССР, избранных от Киргизской ССР, 10 женщин, в составе Верховного Совета республики 111 жвдт щин, среди депутатов местных Советов 7 тыс. женщин. Пять киргизских женщин возглавляют исполкомы городских и районных Советов депутатов трудящихся. Более 6 тыс. женщин руководят звеньями, бригадами, жи­вотноводческими фермами, колхозами. Девять женщин работают минист­рами и заместителями министров, среди них министр культуры Кулийпа Кондучалова и министр социального обеспечения Батый Салиева.
Своими трудовыми успехами завоевали общественное признание такие киргизские женщины, как С. Батманкулова, одна из зачинательниц дви­жения за коммунистический труд на прядильно-ткацкой фабрике, после­довательница В. Гагановой на швейной фабрике «40 лет Октября» Али­ма Усупова. За выдающиеся заслуги перед Родиной более 6 тыс. женщин награждены орденами и медалями, 49 женщинам присвоено звание Ге­роя Социалистического Труда и среди них — видному свекловоду, вдове героя Отечественной войны Дюйшенкула Шопокова, Керимбюбю Шопо- ковой, прославленному чабану совхоза «Кочкорка» Телегей Сагымбаевойу депутату Верховного Совета республики, имеющей также звание Матери- Героини (она воспитала 12 детей). Высокого звания Матери-Героини удо­стоены более 850 женщин Киргизии.
Общественность республики под руководством партийной организации ведет непримиримую борьбу с проявлениями феодально-байского отноше­ния к женщине, с такими позорными пережитками прошлого, как выдача замуж несовершеннолетних девочек и отрыв их от учебы, продажа деву­шек за калым, похищение девушек, многоженство, которые иногда встре­чаются в отдельных районах республики. В этой борьбе почетная роль принадлежит общественным женским советам, созданным в городах, на предприятиях, в колхозах и совхозах. Под их контролем находится также работа детских учреждений, бытовых предприятий.
У киргизского населения вошли в быт празднования годовщин Вели­кой Октябрьской социалистической революции и Дня 1 Мая. Жители городов и сел отмечают революционные праздники не только участием в торжественных заседаниях и демонстрациях, но и путем устройства коллективных вечеров. В колхозах принято устраивать групповые уго­щения, ходить друг к другу в гости. Вообще у киргизов широко развит обычай гостеприимства, которое по старой традиции распространяется не только на отдельных лиц, приезжающих по делам, на почетных гостей, но и на своих односельчан, членов своего колхоза, случайных пут­ников.
Встреча Нового года — обычное явление в городских семьях, но в аилах она еще не стала общей традицией. Здесь на встречу Нового года со­бираются только группы сельской интеллигенции. Торжественные вечера и елки устраиваются в киргизских школах, как и в русских.
Религиозные праздники, утратившие свое прежнее значение, частич­но еще отмечаются, в особенности в южной Киргизии, но главным обра­зом людьми старшего поколения. Мусульманского поста большая часть киргизского населения не соблюдает, но верующие празднуют окончание поста — орозо айт. По мере возможности они отмечают и праздник жертво­приношения — курман айт. Во время этих праздников мусульманское духовенство собирает у верующих пожертвования в пользу мечетей.
В сельских местностях еще продолжают сохраняться традиционные виды сборищ с угощениями. К ним прежде .всего относятся жоро-бозо и гиерне. Джоро-бозо — это поочередные групповые сборища для угоще­ния бузой, устраиваемые обычно в зимнее время. В этих группах объеди­няются мужчины и женщины обычно одного возраста. Некоторые группы состоят из 30—40 участников. Главным угощением бывает буза, но, кроме того, приготовляют как лакомство боорсок, иногда варят мясо. Объе­диняющиеся в компанию выбирают одного из ее членов в качестве орга­низатора угощений (его называют бий). Другому участнику, называемо­му эрке бала, поручается организация игр и развлечений.
Несколько по-иному проводятся шерне — летние групповые угоще­ния. Они организуются значительно реже, так как каждый участник дол­жен заколоть для угощения остальных ягненка. К участию в шерне до­пускаются теперь и женщины, что раньше не разрешалось. Организация шерне падает на период напряженных сельскохозяйственных работ, по­этому эта традиция не получает поддержки и одобрения.
Иногда шерне устраивают на летних пастбищах животноводы, выпа­сающие скот на соседних участках.