Март-месяц исторический

Исторический взгляд на историю кыргызов и Кыргызстана в эпоху Советов, позволяет выявить очень важные факты. Оказалось, что, начиная с 1917 года, очень многие судьбоносные события и решения происходили именно в марте. Отсюда и название статьи.

Чтобы не быть голословным перехожу на конкретный историко-политический экскурс по истории нашей страны. Например, весть о победе Февральской революции достигла Кыргызстана только в начале марта 1917 г. 6 марта того же года в Кызыл-Кие впервые в истории кыргызов и Кыргызстана шахтеры образовали Совет рабочих депутатов. 16 марта свой Совет создали шахтеры Сулюкты. Наряду с рабочими свои Советы стали создавать и солдаты. Так, 6-7 марта 1917 г. в Пишпеке возникли Советы солдатских депутатов, 14 марта подобные органы солдатов возникли в Оше. Во второй половине марта создавали свои Советы в Токмаке, Нарыне и Пржевальске. 7 марта в Пишпеке был образован исполнительный комитет Временного правительства. 10 марта в Оше - 300 человек, а 11 марта в Пишпеке, после митинга у здания тюрьмы, получили свободу 130 политзаключенных. Позднее все эти события сыграли очень важную роль в дальнейшей истории кыргызов и Кыргызстана.

В марте происходили знаменательные событии и в культурной жизни Кыргызстана. 9 марта 1918 г. вышла первая в Кыргызстане газета "Пишпекский листок", а с 12 марта 1925 г. на русском языке начала издаваться "Батрацкая газета".

Значительные и весьма важные события происходили и в становлении и развитии государственности. В 1922 г. группой кыргызских интеллигентов во главе с А.Сыдыковым, И.Айдарбековым, И.Арабаевым и другими была достаточно удачно предпринята попытка создания Киргизской горной автономной области в составе Туркестанской АССР. Инициатива председателя Семиреченского облисполкома А.Сыдыкова, и завотделом облисполкома И.Арабаева была рассмотрена на XIII Всетуркестанском съезде Советов в марте 1922 г. и получила предварительное согласие. 25 марта 1922 г. секретариат ЦК КП Туркестана рассмотрев вопрос о районировании Семиреченской области, поручил Презиудиуму Турк.ЦИКа опубликовать Декрет об организации Горной области в составе Туркестанской республики, "которая образуется из уездов: 1. Пишпекского, 2. Пржевальского, 3. Нарынского, 4. Горного Алуие-Атинского. Вопрос о горной части Ферганы, населенной кара-киргизами оставить открытым до перехода Ферганы на мирное положение". 8 марта декрет об организации Горной области в составе Турк. АССР был издан и на 1 июля 1922 г. был назначен учредительный съезд кара-кыргызского населения.
4 июня 1922 г. в Пишпеке торжественно открылся "Первый исторический подготовительный съезд трудящихся масс кара-киргизского народа по образованию самостоятельной горной области в составе Туркреспублики в присутствии представителей национальных меньшинств данной территории". 425 делегатов съезда, обсуждая насущные и организационные вопросы, решительно высказались за организацию Горной области "на равных основаниях со всеми областями Туркреспублики, областными и губернскими единицами РСФСР". Съезд постановил и просил Ташкент издать декрет о созыве Учредительного сьезда Советов Горной области кыргызов не позднее 1 сентября 1922 г. Однако этому не суждено было получить официальное закрепление.

Конкретный вопрос о национально-территориальном размежевании республик Средней Азии широко обсуждался 10 марта 1924 г. на объединенном совещании Центрального Комитета Коммунистической партии (большевиков) Туркестана, Президиума ЦИК Туркестанской АССР, среди членов Среднеазиатского Бюро и партийно-советских работников. Политбюро ЦК РКП (б) своим решением от 5 апреля 1924 г., учитывая волю народов данного региона, предварительно рассмотрев данный вопрос, в принципе одобрил идею. Была создана специальная комиссия, для детального изучения вопросов национально-территориального размежевания ТуркАССР, Бухарской и Хорезмской народной советской республики.
27 марта 1924 г. комиссия доложила пленуму ЦК КП Туркестана, что потребности дальнейшего развития народов и национальностей края делают вполне своевременной постановку вопроса о национально-территориальном размежевании Турк. АССР на конкретные национальные союзные республики, автономные республики и области. Пленум также принял решение о целесообразности и своевременном проведении национально-территориального размежевания Туркестанской АССР.

В результате этого размежевания на территории Туркестанской АССР, Бухарской и Хорезмской народных социалистических советских республик были образованы: Узбекская и Туркменская ССР (27 октября 1924 г.), Таджикская АССР (14 октября 1924 г.) в составе Узбекской ССР; Кара-Калпакская автономная область (11 мая 1925 г.) в составе Казахской АССР и Кара-Киргизская (Кыргызская) автономная область в составе РСФСР (14 октября 1924 г.).

Итак, в 1924 г. кыргызы обрели советское национально-государственное образование в форме автономной области. Это означало, что разрозненный на протяжении многих веков кыргызский народ, хотя и в форме ограниченной автономии, все же сумел обьединиться в одно целостное государство. В истории кыргызского народа это стало важнейшим событием ХХ века.

Киргизская автономная область просуществовала недолго, немногим больше года. 6 декабря 1925 г. Президиум облисполкома КАО вошел в Президиум Всероссийского Центрального исполнительного Комитета РСФСР с ходатайством о преобразовании области в Киргизскую АССР. Президиум ВЦИК РСФСР 1 февраля 1926 г. вынес решение: "Преобразовать автономную Киргизскую область в существующих границах в Киргизскую Автономную Социалистическую Советскую республику, входящую как федеративная часть в состав РСФСР". Была создана комиссия по выработке Конституции автономной республики. Позднее, 1 марта 1927 года ВЦИК и СНК РСФСР утвердили "Положение о государственном устройстве Кирг. АССР".

Исполнительное бюро Киргизского областного комитета Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) на своем заседании 16 октября 1926 г. рассмотрев проект Конституции Кирг. АССР, в целом одобрило его. Затем, 19 октября 1926 г., проект рассматривался в Президиуме исполнительного областного комитета, где также был одобрен и вынесен на обсуждение 5-го пленума облисполкома Киргизской автономной области, который открылся 1 декабря 1926 г. Пленум, одобрив проект, поручил Президиуму облисполкома подготовить его к Учредительному съезду Советов Кирг.АССР. Однако на этом съезде проект Конституции не обсуждался.

Первый учредительный съезд Советов Киргизской АССР проходил 7-12 марта 1927 г. В его работе приняли участие 204 делегата с решающим голосом и 27 - с совещательным. 7 марта 1927 г. тот же сьезд принял Декларацию об образовании Киргизской Автономной Советской Социалистической Республики. Съезд также разработал ряд вопросов экономики, политической жизни, культурного сторительства, план далнейшего действия.
Учредительный съезд Советов избрал ЦИК Киргизской АССР в составе 123 членов и 27 кандидатов как высший орган государственной власти между съездами Советов. 12 марта 1927 г. первая сессия исполкома избрала Президиум ЦИК республики в составе 17 человек и 6 кандидатов. Председателем Президиума ЦИК Кирг.АССР стал А.Орозбеков. На той же сессии было образовано первое правительство республики - Совет Народных Комиссаров во главе с Ж. Абдрахмановым, были утверждены два заместителя председателя, народные комиссары (министры) финансов, земледелия, труда, внутренних дел, просвещения, здравоохранения, РКИ, юстиции, торговли. Это было актом завершения создания высших органов государственной власти и государственного управления Кирг.АССР. Их деятельность до принятия Конституции регулировалась "Положением о государственном устройстве Автономной Киргизской Советской Социалистической Республики", утвержденным постановлением Президиума ВЦИК и СНК РСФСР от 21 марта 1927 г.



Третий период - государственность кыргызов в эпоху Советов хронологически охватывает 1936-77 гг. Известно, что исходя из сложившегося общественно-политического положения, а также волеизьявления кыргызского народа и всех трудящихся республики в середине 30-х годов стал вопрос о преобразовании Кирг. АССР в союзную республику. Так, 5 ноября 1936 г. делегаты Чрезвычайного V Всекиргизского съезда Советов обсудили проект новой Конституции СССР и избрали делегатов на VIII Всесоюзный съезд Советов, который состоялся 5 декабря 1936 г. и утвердил новую Конституцию СССР. Согласно новой Конституции СССР представлял собою единение уже 11 союзных республик. В их число входила и уже преобразованная Киргизская ССР.

Отметим, что одновременно с опубликованием проекта новой Конституции СССР для всенародного обсуждения Президиум ЦИК Кирг.АССР своим постановлением образовал Конституционную комиссию при Президиуме ЦИК Кирг. АССР в составе 21 человека во главе с первым секретарем Киргизского обкома партии М.Л.Белоцким. Комиссия исходила в своей работе из ст.16 Конституции СССР, где было зафиксировано "Каждая союзная республика имеет свою Конституцию, учитывающую особенность республики и построенную в полном соответствии с Конституцией СССР".
Комиссия выработала окончательный проект Конституции Киргизской ССР, который был одобрен специальным постановлением Президиума ЦИК Киргизской ССР от 11 марта 1937 г. и рекомендован на рассмотрение и утверждение Чрезвычайного V Всекиргизского съезда Советов Кирг.ССР. Доработанный проект Конституции Кирг. ССР был опубликован 12 марта 1937 г. для всенародного обсуждения в газетах "Кызыл Кыргызстан" и "Советская Киргизия".

Чрезвычайный V Всекиргизский съезд Советов Кирг.ССР возобновил свою работу 20 марта 1937 г. (съезд начался еще в ноябре 1936 г. и прервался в связи с выездом большой группы делегатов на Чрезвычайный VIII съезд Советов СССР), который обсудил проект нового Основного закона республики. После глубокого и всестороннего обсуждения текста Чрезвычайный V Всекиргизский съезд Советов 20 марта 1937 г. единогласно утвердил Конституцию Киргизской ССР. На этом же сьезде была и утверждена символика государственности кыргызов - государственный флаг и герб новой республики.
Подводя итоги, отметим, что с принятием новой Конституции Киргизской ССР в 1937 г., проведением новых выборов в высшие и местные органы власти республики окончательно завершилось преобразование Кирг. АССР в Киргизскую ССР. Это означало начало нового периода государственности кыргызов принципиально в иных условиях государственного строительства. В 20-30 гг. кыргызский народ в государственном строительстве советской эпохи успешно прошел три формы государственной и национальной автономии: Автономная область, Автономная Советская Социалистическая Республика и Киргизская Советская Социалистическая Республика. Так были достигнуты заметные успехи в общественно-политической жизни кыргызского народа на тернистом пути достижения национальной независимости и государственности. Данный период заслуживает всестороннего и отдельного историко-политического и правового изучения со стороны ученых полного как веха новой государственности кыргызов.
Другой этап развития истории кыргызской государственности в советскую эпоху, по хронологии охватывает 1977-90 гг. Так, 7 октября 1977 г. внеочередная седьмая сессия Верховного Совета СССР девятого созыва приняла новую Конституцию СССР.

Все достижения 30-70-х гг., глубоко затронувшие и всесторонне укрепившие общество и государство, должны были найти свое отражение в обновленной Конституции республики. Необходимость принятия новой Конституции Киргизской ССР вытекала также из новой Конституции СССР, предусматривавшей положение о том, что "союзная республика имеет свою Конституцию, соответствующую Конституции СССР и учитывающую особенности республик". В связи с этим вскоре после опубликования проекта новой Конституции союзного государства для всенародного обсуждения Верховный Совет Киргизской ССР образовал свою Конституционную комиссию для разработки проекта новой Конституции республики. 15 марта 1978 г. заседание Президиума Верховного Совета Киргизской ССР проект в основном одобрило. После всенародного обсуждения внеочередная восьмая сессия Верховного Совета Киргизской ССР девятого созыва 20 апреля 1978 г. приняла новую Конституцию республики.

Заметим, что в основном она полностью соответствовала положениям и принципам новой Конституции СССР. Вместе с тем в ней получили отражение исторически сложившиеся особенности республики, опыт ее национально -государственного строительства. В Конституции 1978 года были закреплены правовые гарантии суверенитета Киргизской ССР. Республика имела свою Конституцию, учитывающую ее особенности. Она имела право свободного выхода из Союза ССР. Ее территория не могла быть изменена без ее согласия. Киргизская ССР имела право приема в гражданство республики. Кыргызстан имел полномочия в области внешних сношений, был вправе вступать в отношения с иностранными государствами, заключать с ними договоры и обмениваться дипломатическими и консульскими представителями, участвовать в деятельности международных организаций. Следовательно, Киргизская ССР если не полностью, то частично формально являлась субъектом международно-правовых отношений.

Конституция Киргизской ССР 1978 г. несмотря на многие упущения (зависимое положение в политико-правовом отношении к центру, Кремлю, крайнюю идеологизированность) имела весьма важное историко-политическое значение. Прежде всего, она законодательно закрепила целый ряд качественных изменений, которые произошли в дальнейшем развитии национальной государственности кыргызского народа в советскую эпоху. Данный период развития государственности кыргызов в основном заложил основы, создал предпосылки для государственного суверенитета и независимости кыргызов и Кыргызстана в постсоветское время.

Б.АБЫТОВ, доктор исторических наук, профессор ОшГ