Культурно-просветительская работа в Кыргызстане в 20-30-е гг. XX в.

Наряду с борьбой за ликвидацией неграмотности коммунисты Кыргызстана вели огромную работу по подготовке собственных квалифицированных кадров, способных решать сложные проблемы социалистического строительства.
Своеобразие местных условий предопределило возникновение нового типа культурно-просветительских учреждений – клубов. В организации клубов и кружков при них, в широком развёртывании работы среди кыргызов большая заслуга принадлежала русским товарищам. Ново организованные учреждения – клубы ставили своей целью развитие у тружениц Востока производственных, общественно-культурных навыков и самодеятельности постепенно вытягивая их в делегатские собрания, производство, кооперацию, советы и партию. В то же время клуб являлся местом отдыха и способствовал развитию художественных и творческих способностей своих членов.
Первый кыргызский женский клуб был открыт 8 марта 1925 года в селении Талды-Су-Курментинской волости Каракольского округа. По инициативе его организаторов, при клубе предполагалось открыть врачебную консультацию, бытовую артель и т.д. (1)
При Токмакском женском клубе функционировали школы ликбеза, справочное бюро. В 1926 г. в Кыргызстане насчитывалось уже 4 женских клуба и 2 дома дехканки, 26 красных уголков для женщин и в том числе 15 — для кыргызских женщин. Они проводили культурно-массовую работу: организовали школы ликбеза, проводили собрания делегаток, практиковали громкие читки книг и газет и консультации по правам человека.
В 1927 г. при ЦИК Кыргызской АССР и при всех кантонах республики была создана Комиссия по улучшению труда и быта (КУБТ). Её работа проходила под непосредственным руководством ЦИК Кыргызской АССР. В КУБТ женщины обращались по самым различным вопросам: об устройстве на работу и оказании материальной помощи, о правовом положении женщин.
В марте 1927 г. III Кыргызская областная партийная конференция приняла резолюцию «об очередных задачах работы среди дехканок, крестьянок и работниц Кыргызстана». В ней в частности говорилось, о необходимости «разработать вопрос об открытии женской партшколы. На подготовку кадров учительниц, акушерок и т.д. должно быть выделено достаточно средств».
Одним из важных элементов социалистической культурной революции является создание в Кыргызстане советской печати.
В первые годы после революции коренное население Кыргызстана знакомилось с политической информацией нерегулярно и главным образом путём переводов из газет, издающихся на русском языке. А этого было явно недостаточно.
Враждебные элементы, используя трудности идейно-воспитательной работы, проводимой среди населения коммунистами, распространяли всевозможные ложные слухи, будоражили массы, настраивали их против Советской власти.
Знакомясь с архивными материалами партийной организации Кыргызстана, особенно за первый период его развития, нельзя не отметить гигантской работы местных коммунистов по созданию в республике печати в первую очередь национальной. В области не проходило ни одного партийного собрания, где не отмечалось бы, что всякое просвещение культурное и экономическое - должно распространяться среди населениях непременным участием печати, на развитие которой следует обратить особое внимание. Так Пишпекская уездная партийная конференция в 1920 г. прямо указала на необходимость организовать в Пишпекском уезде, где проживает около 80 % мусульман, печать на местном языке. По мнению участников конференции, это во многом облегчит разъяснение населению текущих задач. «Если мы организуем печать, то тогда мы будем иметь живую связь». Создание советской печати в Кыргызстане было сопряжено с

Большими трудностями (отсутствие типографий, кыргызской национальной письменности, нехватка средств и бумаги и т.д.).
Первой газетой вышедшей в Кыргызстане был «Пишпекский листок» (на русском языке), который сравнительно регулярно выходил с марта 1918 г. по октябрь 1919 г. В ноябре 1919 г. «Пишпекский листок» был переименован в «Красное знамя труда», орган Пишпекского уездного комитета партии, а в апреле 1920 г. - «Красное знамя» орган уездных комитетов РКП (б), ВЛКСМ и уездного революционного военного комитета. В 1922-1923 гг. издавалась еженедельная газета «Красное утро» (орган Пишпекского угоркома КПТ и исполкома).
7 ноября 1924 г. в седьмую годовщину Великой Октябрьской социалистической революции - вышел первый номер газеты «Эркин-Тоо» (Свободные горы) на кыргызском языке. Газета «Эркин-Тоо» стояла у истоков развития кыргызской национальной письменности. Создание письменности было выдающимся событием в истории кыргызского народа. С этого времени для кыргызов открылись широчайшие возможности овладения достижениями мировой культуры и науки.
20 августа 1927 года газета «Эркин-Тоо» была переименована в «Кызыл Кыргызстан», а с апреля 1957 г. «Советтик Кыргызстан».
8 марте 1925 г. в Кыргызстане вышел первый номер газеты на русском языке «Батрацкая правда» (в июне того же года газета переименована в «Крестьянский путь», а в январе 1927 г. - в «Советскую Киргизию»).
С 7 ноября 1926 г. начала издаваться на кыргызском языке газета «Ленинчил жаш» («Ленинская молодёжь»), которая также быстро завоевала авторитет среди кыргызской молодёжи. В этом же месяце увидел свет первый в Кыргызстане ежемесячный политико-просветительный, хозяйственный и литературный журнал «Коммунист».
Главной задачей журнала являлась систематическая пропаганда идеи марксизма-ленинизма. Журнал помогал партийно-советскому активу в организации политико-массовой и культурно-просветительной работы среди населения.
Важную роль в борьбе за народное просвещение трудящихся сыграл научно-педагогический и литературный ежемесячник «Жаьы маданият жолунда» («На пути к новой культуре»). Первый номер его вышел 5 мая 1928 г. С октября того же года стал издаваться ежемесячный сельскохозяйственный журнал «Дехканин» (на кыргызском и на русском языке).
Огромным спросом для малограмотных являлась газета «Сабатту бол» («Будь грамотным») начавшая выходить в июне 1930 г.
Одним из важных черт культурной революции в Кыргызстане явилось создание широкой сети общедоступных библиотек. В июле 1918 г. в Пишпеке по постановлению Совдепа на базе существовавшей с 1917 г. общественной библиотеки была организована одна из первых советских библиотек на территории Кыргызстана. Тогда же стала функционировать отдельная мусульманская библиотека. В августе 1920 г. обе библиотеки объединились в одну - центральную библиотеку. В тот момент в ней насчитывалось до 2500 книг.
Библиотека регулярно получала газеты «Правда», «Известия». Её книжный и журнальный фонды пополнялись литературой, пересылаемой через Туркцентропечать. Со временем центральная библиотека организовала библиотеки-передвижки. Они включали в себя политическую литературу, в том числе сочинения В.И.Ленина, а также, а также научно-популярные книги. Но культурные запросы кыргызского народа росли очень быстро. Спрос на книги был велик, и имеющиеся сельские библиотеки не могли удовлетворить его. Партия решила открыть доступ населения в школьные библиотеки. Учителям рекомендовалось организовать читки вслух для сельского населения. В своём докладе от 6 ноября 1920 г. заведующий Пишпекским уездным отделом народного образования писал: «Школьной секцией подотдела по уезду открываются избы-читальни и библиотеки, причём библиотеки организуются частью из книг библиотек находящихся при школах, красной литературы, получаемой от Агитпросвета и Туркцентропечати». Свою вторую молодость переживала городская библиотека Пржевальска. К 1923 г. в библиотеке около 14 тыс. томов. Сразу после революции библиотека открыла в городе несколько отделений: в рабочем клубе им. Карла Либкнехта, в доме дехканина на Иссык-Кульской водной станции, а также четыре передвижки в уезде. Уездный исполком 17 апреля 1919 г. предложил отделу народного образования в недельный срок сформировать передвижные библиотечки в сёлах, привлекая для этой цели учителей.
Благодаря энергичным действиям советских и партийных органов, к концу 1920 г. в уезде функционировало 29 изб-читален, для которых в ноябре было получено литературы на 5517 руб., а в декабре - на 19393 руб. Кроме этих изб-читален, передвижные библиотеки снабжали литературой 12 русских и 15 кыргызских селений. Агитационно-пропагандистский отдел организовал в Пржевальском уезде и кыргызскую библиотеку.
К 1921 г. в Пржевальском уезде насчитывалось 32 русских изб-читальни и 7 читален для коренного населения.
В 1918 г. в ведение совета народного образования была передана Ошская городская библиотека - одна из первых советских библиотек на юге Кыргызстане. Большой популярностью в Оше пользовалась и библиотека при городской школе II ступени, имевшая значительный фонд литературы. По сообщению газеты «Правда», в Оше велась работа по открытию библиотек для местного населения, причём книги собирались главным образом путём пожертвования.
В комплектовании библиотек в Кыргызстане большую помощь оказывали различные организации и учреждения Российской Федерации. Например, Александровская волостная библиотека Таласского кантона получила из Москвы. Бесплатно 900 книг по сельскому хозяйству2.
Постоянно заботилась о развитии библиотечного дела в национальных республиках, в том числе и в Кыргызстане, Надежда Константиновна Крупская. Особенно она интересовалась тем, как обслуживается книгами коренное население. 4 декабря 1933г. Н.К. Крупская обратилась к культурно-просветительскому отделу кыргызского обкома ВКП (б) с письмом, в котором писала: «Уважаемые товарищи, большая просьба поддержать научную библиотеку гор. Фрунзе, помочь ей прочно стать на ноги. И ещё просьба - обратить внимание на развитие библиотечного дела в Кыргызской АССР... с коммунистическим приветом Н.Крупская»3.
В результате большого внимания партии к библиотечному делу число массовых библиотек в Кыргызстане выросло с 40 в 1927 до 588 в 1940 г., число книг в них увеличилось соответственно с 49 тыс. до 756 тыс. экземпляров4.
Дальнейшее развитие культурной революции в Кыргызстане поставило перед местными коммунистами вопрос о создании собственной базы для подготовки специалистов со средним и высшим образованием. В 1925 г. во Фрунзе открылся Институт народного просвещения, преобразованный в 1928 г. в центральный республиканский педагогический техникум. Это было первое специальное учебное заведение в Кыргызстане. (ССУЗ). В конце 20-х и на протяжении последующих годов, вплоть до Великой Отечественной войны в республике было создано 33 средних специальных учебных заведений, художественная и юридическая школы, музыкально-хореографическое училище, школа культпросветработников и т.п. если в 1927/1928 гг. в них обучалось 424 человек, то в 1940/41 гг. уже 5960 человек5.
Большое внимание уделялось подготовке квалифицированных специалистов для всех областей народного хозяйства Кыргызстана.
На первых порах подготовку кадров пришлось вести путём организации разных краткосрочных курсов. Формы привлечения к учёбе были самыми разнообразными. Когда в июле 1919 г. в Ташкенте открылись курсы работников профдвижения, профсоюзы Кыргызстана послали на них своих представителей из числа активистов органов рабочего контроля. На курсах наряду с политэкономией, организацией производства, основами профессионального движения. Большое внимание уделялось бухгалтерскому учёту и отчётности финансированию предприятий и другим специальным дисциплинам. Кроме того, в 1919 г. в Пишпеке были открыты курсы по переподготовке счётно-финансовых работников. На них обучалось 113 человек, в том числе 13 из них были кыргызы.
К концу 20-х годов в Кыргызстане уже действовала значительная сеть средних специальных учебных заведений и краткосрочных курсов, в которых обучалось несколько тысяч человек. К тому времени в республике функционировали следующие стационарные учебные заведения.



Учебное заведение Число Число Окончил
учреждений учащихся в 1929 г
1. Педагогический техникум 3 260 44
2. Сельскохозяйственный техникум 2 225 12
3. Акушерский техникум 1 77 Нет
4. Школа конторгуч 1 63 30
5. Кыргызская драматическая студия 1 40 20
6. Школа кустар. рем. уч. 1 40 Нет
7. Школа промышлен. ученичества 1 60 19
8. Раборан 1 95 Нет
9. Совпартшкола. 1 150 17
10. Профшкола. 5 80 20
Итого 17 1190 162

67 % учащихся указанных учебных заведений составляли кыргызы. Особую роль в воспитании кадров советской кыргызской интеллигенции сыграл Центральный республиканский педагогический техникум. Он внёс значительный вклад в дело подготовки учительских кадров. Многие его выпускники, продолжавшие затем учёбу в вузах, впоследствии стали писателями, учёными, общественными деятелями.
Предпосылки для создания в Кыргызстане высшей школы возникли к началу 30-х годов. К этому времени республика достигла определённых успехов в развитии среднего, общего и специального образования, в ней сложился контингент молодежи, готовой к учёбе в высшей школе.
Первое высшее учебное заведение Кыргызстана - Кыргызский государственный педагогический институт - было создано в 1932 г. в г. Фрунзе. В институте имелись четыре факультета: литературы и языка, исторический, физико-математический и биологический.
По желанию кыргызского народа первому вузу республики присвоили имя М.В.Фрунзе.
Кыргызский пединститут с первых дней существования почувствовал всю силу и действенность ленинской интернациональной политики. Из Москвы, Ленинграда и других советских городов Советского Союза в адрес пединститута поступали лабораторное оборудование, учебные приборы и аппаратура для естественных факультетов, учебная мебель, литература и т.п. Народный Комиссариат просвещения РСФСР систематически направлял в институт преподавателей.
Кыргызский пединститут быстро набирал силы. В 1934 г. при нём открылось вечернее отделение, в 1935 г.- учительский институт, в 1936 г.-заочное отделение, в 1935-1937 гг. рабочий факультет и подготовительное отделение. С годами расширялся профиль учебных дисциплин, преподаваемых в институте. В 1938 г. в нём появилось два новых факультета - географический и иностранных языков. Для пединститута были построены учебный корпус и здание общежития.
В 1936 г. состоялся первый выпуск молодых специалистов. Их было всего 46 человек: историков, биологов, литературоведов и языковедов. Впоследствии кыргызский государственный педагогический институт им. М.В. Фрунзе превратился в крупную кузницу кадров.
Перспективную роль сыграл пединститут в развитии науки в Кыргызстане. На его кафедрах разрабатывались проблемы кыргызского языка и литературы, географии Кыргызстана, естественных наук, истории кыргызского народа. Много ценные научные работники института внесли в развитие физико-математических наук, а также в разработку вопросов методики преподавания физики и математики в кыргызских школах.
В 1938 г. при пединституте открылась аспирантура. Окончившие её учёные много сделали для организации в Кыргызстане республиканской Академии наук, Кыргызского филиала Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС (Институт истории партии при ЦК КП Кыргызстана).
Важное значение в подготовке кадров специалистов и воспитании народной интеллигенции имел созданный в 1933 г. Кыргызский государственный сельскохозяйственный институт. Вначале он имел два факультета - ветеринарный и зоотехнический. Затем в 1938 г. здесь открылся агрономический факультет, в 1943 г. - шелководческое отделение, а позднее - гидромелиоративный факультет, факультет механизации сельского хозяйства, а также заочное отделение.
В кратчайшие сроки здесь была хорошо поставлена учебно-воспитательная и научно-исследовательская работа.
В 1937 г. состоялся первый выпуск института - 13 ветеринарных врачей и 40 зоотехников.
Успешное развитие народного хозяйства республики, быстрый рост культуры кыргызского народа сделали возможным открытие Кыргызского государственного медицинского института (Фрунзе, 1939 г.).
Многочисленные кадры медицинских работников средней квалификации, воспитанные учебными заведениями республики, а также успехи в развитии общеобразовательной школы обеспечили хороший контингент студентов. Кроме того, в связи с быстрым подъёмом здравоохранения в республике непосредственно во Фрунзе работало немало квалифицированных врачей, в том числе учёными званиями степенями. Они стали первыми преподавателями института, организаторами учебной и научной работы.
Для создания высших и средних специальных учебных заведений и преподавания в них из Москвы, Ленинграда, Казани, Киева и других городов страны в Кыргызстан прибыло много научно-педагогических работников, причём большинство из них навсегда связали свою жизнь с этим краем. Они самоотверженно трудились, помогая кыргызскому народу создавать высшие учебные заведения и научные учреждения, выращивать кадры научных работников, учителей, врачей, агрономов, инженеров, зоотехников и других специалистов.
В Кыргызстане научные учреждения возникли только в советское время. Начало им положили учёные Москвы, Ленинграда, Казани. В Кыргызстан часто приезжали такие крупные специалисты, как В.В.Бартольд, П.П. Иванов, А.Е.Ферсман, Д.И.Щербаков, К.И. Скрябин, К.К. Юдахин, М.Е. Масон и др. Они участвовали в различных научных экспедициях, вели сбор всевозможных коллекций, образцов и т.п. Собранный материал попадал в крупные научные центры страны, где под руководством этих учёных проводилась его обработка.
Начиная с 1922 г. в Кыргызстане ежегодно работали экспедиции Среднеазиатского государственного университета, Среднеазиатского комитета по охране памятников материальной культуры и искусства, Академии наук СССР и других научных учреждений.
С самого начала научным центром Кыргызстана стал город Фрунзе.
В 1926 г. здесь открылся музей краеведения, в 1928 г. - первое научное учреждение - Институт краеведения.
На его базе через два года были созданы Кыргызский научно-исследовательский институт животноводства и Институт культурного развития, преобразованный позднее в Институт кыргызского языка и письменности. Во Фрунзе организовывались также научные опорные пункты, станции. Для координирования научно-исследовательских работ в республике в 1936 г. при Совете Народных Комиссаров Кыргызской ССР был создан Комитет наук, который послужил основой для организации в 1943 г. Кыргызского филиала Академии наук СССР.6
Первым председателем президиума филиала был избран академик К.И.Скрябин, выдающийся советский учёный с мировым именем, много занимавшийся исследованием Кыргызстана.
В 30-е годы научные исследования в Кыргызстане велись в основном в области селекции сельскохозяйственных растений и домашних животных, а также истории и языка кыргызского народа. Много внимания уделялось собранию и научному исследованию кыргызского эпоса «Манас».7

Примечания:
1. Батрацкая правда -1925 г. -24 апр.
2. КП Киргизии и резолюции и решение съездов, конференций и пленумов обкома и ЦК Ч. I. С. 171.
3. Резолюции и постановления съездов Советов Киргизии. – Фрунзе, 1973- С. 107, 174.
4. Культурное строительство в Киргизии 1918-1929 гг. Сб. док.и мат. Т.I – Фрунзе 1957. с.94.
5. Киргизстан за 40-лет Советской власти. Стат.сб. –Фрунзе ., 1957. – с. 214
6. Там же. с.215
7. Усубалиев Т.У. Ленинизм – великий источник дружбы и братства народов – М., 1974 г. – с. 224-225.