Особенности киргизской одежды

Так как стиль любой традиционной одежды изначально формировался в силу климатических и природных условий, у киргизов на протяжении веков преобладал акцент на сохранение тепла - зимняя одежда изготавливалась на ватной основе, из мехов диких животных и кийиза (войлок).

Традиционной одежде отчасти присущи черты одежды кочевников - киргизы издревле занимались земледелием, но большая часть вела кочевой образ жизни. Постоянный поиск хороших земель для выпаса был основной причиной кочевья, а поголовье скота - основным видом благосостояния киргизов. Особой ценностью у народа пользовались меховые изделия из шкур соболя, енота, куницы, горностая, песца. Из мехов и шкур шили шубы, тулупы, головные уборы, безрукавки, зимние шаровары и нарядную верхнюю одежду. Основной вид верхней одежды изготавливался из шерсти домашних животных, преимущественно из овечьей.

Несмотря на общий тип и фасон, существовали различия в одежде у простого народа и более знатными зажиточными людьми. Так как основные маршруты Великого Шелкового пути пролегали через многочисленные земли кыргызских племен, кыргызы, вовлеченные в международную торговлю, могли позволить себе изыски текстиля того времени - шелк, бархат и парчу. Более скромного достатка люди одевались в бязь и мату. Ткани и богатство отделки главным образом отличали знать от простолюдинов. Из письменных источников, датируемых XVIII веком, можно узнать, что кыргызские старейшины носили одежду, сшитую из парчи, и шапки, отороченные драгоценным мехом. Опоясывались они красными шелковыми кушаками, носили обувь из красной кожи. Обувь в старину была разнообразная: отук, кепич, чарык, маасы - разновидности сапог, калош, шлепанцев из кожи.

Традиционный стиль одежды киргизов сохранился с XIII века.

Женская одежда


Основными принадлежностями женского костюма являются нательное платье и шаровары. Для платьев прошлого и начала нашего века характерно несколько признаков: их шили длинными, почти до ступни, рукава всегда кроили длиннее кистей рук. В платья вшивали ластовицы.

Разрез платья завязывался шнурочками (при отправлении в гости на праздник и т.п. женщины к концу разреза ворота иногда прикрепляли кусок ткани, служивший носовым платком) или скреплялся серебряной фибулой. Фибула передавалась по наследству, ее впервые надевала невеста и не снимала до конца жизни. Молодым женщинам и девушкам эту одежду шили из ярких полушелковых тканей. В XIX веке на юге Кыргызстана еще бытовали старинные женские головные уборы конической формы. К их числу относится шокуло. Его шили из красного либо малинового сукна или бархата, подкладкой служила набивная мата, возможно, что в прошлом ее делали из войлока.

Общим головным убором для женщин в XIX и начале XX века являлся элечек (тюрбан). На юге его называют элечек, илеки, калан. Он состоял из нескольких частей: шлемовидной шапочки, коралловых подвесок, платка, собственно тюрбана, украшений на нем и верхнего платка.

Плотно обхватывающая голову шапочка кеп-такыя имела прямую линию у лба, с боков ее спускались наушники (жаак), а сзади пришивалась длинная полоса (куйрук), ложившаяся поверх спущенных кос.

Величина тюрбана зависела от благосостояния его владелицы. Богатые кыргызки делали тюрбан из 20-30-метровой белой ткани, и он достигал огромных размеров. Сверху на тюрбан прикрепляли украшения, которые имели различную форму. Тюрбан почти вышел из употребления в 1930-х годах, когда женщины начали заниматься общественно полезным трудом.

Платок стал основным как женским, так и девичьим головным убором.

В первый раз элечек надевали молодой, когда отправляли ее в дом мужа. Носили его и зимой и летом, без него не принято было выходить из юрты. С этим головным убором было связано благословение на счастье: «Пусть с твоей головы не упадет элечек».

Топу - головной убор, предназначенный для девушек до замужества, который украшался перьями птицы - «уку».

Шокуло - в XIX веке на юге Кыргызстана еще бытовали старинные женские головные уборы конической формы, к их числу относится шокуло. Его шили из красного либо малинового сукна или бархата, подкладкой служила набивная мата, возможно, что в прошлом ее делали из войлока.

Шокуло имеет вид шлема и состоит из конической шапочки высотой 25-28 см и пришитых к ней прямоугольных наушников и треугольной лопасти, спускающейся на спину.

Койнок - женское платье-рубаха, поверх которого надевается «чыптама» - безрукавка из бархата, расшитая пестрыми шелковыми нитками.

Кемсел - камзол с длинными рукавами, расшитый шелковыми нитками, бисером или стеклярусами в виде киргизских узоров.

Чепкен - стеганый наряд, предназначенный не только для повседневной жизни, но и для выхода в свет. Шьется из бархата или парчи.

Маасы - расшитая узорами обувь из сыромятной кожи, обычно черного цвета, сохранила свою актуальность и в наши дни из-за удобства при ношении. На улице поверх этой обуви надевают калоши, дома же маасы можно не снимать, а ходить в них как в домашних тапочках.

Белдемчи - одежда замужней женщины, надевали ее обычно после появления первого ребенка. В условиях кочевого быта она была крайне необходимой. Не стесняя движений, она защищала от холода во время езды верхом на коне. Вышивали цветным шелком, швом «илме» (узоры его разнообразны, чаще они состоят из завитков, называемых «кочкорок»). Белдемчи шили из черного и цветного бархата - красного, зеленого, голубого или ярких полосатых либо узорных тканей. Белдемчи-разновидность юбки, которую одевали поверх платья. В прошлом этот наряд бытовал у всех кыргызов. Непременной частью белдемчи является пояс - баш белдемчи. Его обертывают вокруг талии и закрепляют спереди завязками или пуговицами.



Он всегда широкий (6-18 см), длина его превышает обхват талии. Основу его составляет войлок (реже - вата), покрытый черной тканью, обычно бархатом.


Мужская одежда

Основными принадлежностями мужской нательной одежды у киргизов были рубаха и шаровары (койнек, шым). Распашную рубаху - жегде - шили обычно из белой бязи или маты. Покрой ее туникообразный, к боковым краям пришивались слегка скошенные с двух сторон клинья, длина рубахи ниже колен, рукава закрывали кисти рук. Принято было пришивать ластовицы - кештек.

Жегде мужчины начинали носить с шести-семи лет и не изменяли формы до конца жизни. Рубахи подпоясывали и носили поверх шаровар.

С начала XX века у киргизов широкое распространение получает рубаха с прорезным воротом (узун жака). Большим разнообразием отличается мужская верхняя одежда - халат. Без нее раньше выходить из дома считалось неприличным. В холодное время мужчины носили халаты, чапан, чепкен, тон, ичик.

Ак-калпак. Войлочный колпак светлых тонов, вышитый узорами в контрастных тонах, - старинный киргизский головной убор конусообразной формы, который шили из четырех клиньев, расширяющихся книзу. По бокам клинья не сшивали, что позволяло поднимать или опускать поля, защищая от солнца. Ак-калпак - универсальный мужской головной убор, который защищает от зноя летом и от ветров с морозами - зимой. Несмотря на общепринятый фасон, этот вид убора все же разнообразен в покрое. У знатных людей ак-калпак был с высокой тульей, поля подшивали черным бархатом. Более скромного достатка киргизы свои колпаки оторачивали сатином, а детские колпаки украшали красным бархатом или красной тканью. В XIX веке производство ак-калпака было чисто женским делом, а продавали их мужчины. Для изготовления одного такого колпака заказчик сдавал целое руно молодого ягненка, руном также расплачивались за работу. В династийной хронике «Тан-Шу» в повествованиях о древних кыргызах отмечено: «Их предводитель зимою носит соболью шапку, а летом - шапку с золотым ободочком, коническим верхом и загнутым низом. Остальные носят белые войлочные шляпы».

Тебетей - распространенный зимний головной убор, непременная часть мужского костюма кыргызов, имеющий четырехклинную тулью. Шьют его, как правило, из бархата или сукна, края отделывают дорогим мехом - куницы, песца, соболя, лисы. Кызыл тебетей - красный тебетей надевали на голову человека при возведении на ханство. В прошлом существовал обычай: если гонца посылал важный начальник, то его визитной карточкой был предъявленный гонцом тебетей этого важного человека.

Кементай - широкий войлочный халат, который защищал от холода и дождя. В прошлом это была одежда скотоводов, а богато отделанный кементай носили зажиточные киргизы. Разница состояла в более ярких тонах, отделке и аксессуарах.

Чапан - мужская и женская одежда типа халата. Без чапана выходить из дома считалось неприличным. Шьют чапан на вате или верблюжьей шерсти с ситцевой подкладкой. В старину подкладку делали из маты - белой или набивной хлопчатобумажной ткани. Сверху чапан покрывали бархатом, сукном, вельветом. В настоящее время чапаны носят пожилые люди.

Существует несколько вариантов этой одежды: найгут чапан - широкий туникообразный халат, рукава с ластовицей, вшитые под прямым углом. Каптама чапан - покрой свободный, рукава обшивные с округлой проймой, подол и рукава обшиваются шнуром.

У всех киргизов, как и у многих народов центральной Азии, бытует шуба типа нагольного тулупа. Она является типичной мужской одеждой. В более обеспеченных семьях зимней одеждой в прошлом была меховая шуба - ичик. Исходя из материальных возможностей, ее шили из меха выдры, лисы, овцы, волка и носили без воротника. Ичик считался у киргизов праздничной одеждой, его надевали редко. Обязательной деталью мужского костюма является пояс, которым подпоясывали верхнюю одежду. Наиболее распространены были кушаки - белбоо. В южных районах для этой цели использовали платки. У богатых были распространены широкие кожаные пояса, отделанные серебряными украшениями, с массивной пряжкой, напоминающие древнетюркские наборные пояса.

К старинным головным уборам относится тюбетейка (бурма топу или такыя), входящая и ныне в состав костюма стариков. Она является разновидностью тюбетейки - аракчын, служит нижним головным убором, надеваемым под головных уборов заняла свое место чалма салля. На востоке же области, где, как и в других районах Кыргызстана, чалму называют селде, ее носят преимущественно представители духовенства и некоторые старики во время исполнения намаза. Материалом для чалмы служила обычно белая ткань ыстамбул,дака.