Советские космонавты Георгий Гречко и Виталий Севастьянов на встрече с писателем Чингизом Айтматовым.
Советские космонавты Георгий Гречко и Виталий Севастьянов на встрече с писателем Чингизом Айтматовым. Фото: 1972 год
Библиографическая справка: Чингиз Айтматов родился 12 декабря 1928 года в селении Шекер Таласской области Кыргызстана в семье государственного деятеля Торекула Айтматова и театральной актрисы Нагимы Айтматовой. В 1937 году отец Айтматова был арестован, а 5 ноября 1935 года - расстрелян. Вслед за этими событиями Айтматов переехал в дом своего деда Хамзы Абдулвалиева в Караколе.
В 1948 году Айтаматов окончил ветеринарный техникум. В 1948 году поступил в Киргизский сельскохозяйственный институт во Фрунзе, который окончил в 1953 году.
Творческая карьера писателя началась 6 апреля 1952 года, когда в газете «Комсомолец Киргизии» опубликовали его рассказ на русском языке «Газетчик Дзюйдо», в котором он описал жизнь японских детей, страдающих от голода и нищеты после войны.
Писательская карьера Айтматова началась в Москве. В 1956 году он поступил на Высшие литературные курсы при Литературном институте имени А.М. Горького, которые окончил в 1958 году.
Всемирную известность Айтматов получил, когда его произведение «Джамиля», написанное им в 1958 году, было переведено на французский язык французским поэтом Луи Арагоном. Айтматов работал редактором литературного журнала Кыргызстана и корреспондентом газеты «Правда» в Кыргызстане.
За литературную и общественную деятельность в 1963 году писатель был удостоен Ленинской премии.
Свой первый роман «И дольше века длится день» он написал в 1980 году.
Писатель также занимался политической жизнью, два срока был депутатом парламента Советского Союза.
Библиографическая справка: Дважды Герой Советского Союза Георгий Михайлович Гречко родился 25 мая 1931 года в Ленинграде. Закончил с отличием легендарный Военмех (Ленинградский механический институт), а после окончания учёбы был распределён в конструкторское бюро Сергея Павловича Королёва, где участвовал в создании и запуске первого искусственного спутника Земли. Георгий Михайлович Гречко выполнил три космических полета. В свой первый полет он отправился в январе – феврале 1975 года в качестве бортинженера космического корабля «Союз-17» вместе с Алексеем Губаревым. Второй полет проходил с декабря 1977 по март 1978 года. Г.М. Гречко выполнял функции бортинженера корабля «Союз-26» и первой основной экспедиции на долгосрочной орбитальной станции «Салют-6» вместе с Юрием Романенко. В ходе полета Георгий Михайлович выполнил выход в открытый космос. Третий полет состоялся в сентябре 1985 года. Старт и посадка проходили на разных кораблях: Г.М. Гречко стартовал на корабле «Союз-Т-14», а вернулся на Землю на борту «Союза-Т-13». За выполненные космические полеты Георгий Михайлович был дважды удостоен высокого звания Героя Советского Союза (в 1975 и 1978 годах). После выполнения первого полета ему было присвоено почетное звание «летчик-космонавт СССР. Помимо успешной космической карьеры, Георгий Михайлович добился высоких достижений в земных делах. Он опубликовал более 28 научных работ, защитил докторскую диссертацию, написал несколько научно-популярных и художественных книг. Космонавт имеет разряды по нескольким видам спорта. За свою некосмическую деятельность он был отмечен государственной наградой – орденом «Во славу Отечества» II степени.
Библиографическая справка: Виталий Иванович Севастьянов родился 8 июля 1935 года в городе Красноуральске Свердловской области. В 1959 году окончил Московский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе (МАИ), получив диплом инженера-механика по самолетостроению, в 1964 году — аспирантуру МАИ. В 1965 году защитил диссертацию и получил степень кандидата технических наук. Во время учебы в институте начал работать по совместительству техником в ОКБ-1 (позже ЦКБЭМ и НПО "Энергия", ныне РКК "Энергия" им. С.П. Королева), с апреля 1959 года работал инженером, с января 1964 года — старшим инженером.
В 1960-1963 годах читал курс лекций по механике космического полета космонавтам Центра подготовки космонавтов.
С 1964 года работал в должности начальника группы, с 1966 года — начальника сектора.
В конце 1966 года прошел медицинское обследование в качестве кандидата в космонавты для подготовки к облету Луны. В январе 1967 года был назначен на должность испытателя (кандидатом в космонавты-испытатели) 731-го отдела ЦКБЭМ (Центральное конструкторское бюро экспериментального машиностроения). В мае 1968 года зачислен в 731-й отдел (отряд космонавтов). С июля 1970 года — инструктор, космонавт-испытатель того же отдела. Проходил подготовку к полетам на кораблях типа "Союз". Один из участников подготовки к полетам советских космических кораблей на Луну, входил в состав одного из первых "лунных" экипажей. После закрытия "лунной" программы готовился к полетам на кораблях "Союз" по программе создания орбитальных космических станций. В октябре 1969 года входил в состав дублирующего экипажа космического корабля "Союз-8". Свой первый полет Виталий Севастьянов совершил 1-19 июля 1970 года в качестве бортинженера космического корабля (КК) "Союз-9" вместе с Андрияном Николаевым. Экипаж установил новый мировой рекорд продолжительности полета, которая составила 17 суток 16 часов 58 минут 55 секунд.
Библиографическая справка: Чингиз Айтматов родился 12 декабря 1928 года в селении Шекер Таласской области Кыргызстана в семье государственного деятеля Торекула Айтматова и театральной актрисы Нагимы Айтматовой. В 1937 году отец Айтматова был арестован, а 5 ноября 1935 года - расстрелян. Вслед за этими событиями Айтматов переехал в дом своего деда Хамзы Абдулвалиева в Караколе.
В 1948 году Айтаматов окончил ветеринарный техникум. В 1948 году поступил в Киргизский сельскохозяйственный институт во Фрунзе, который окончил в 1953 году.
Творческая карьера писателя началась 6 апреля 1952 года, когда в газете «Комсомолец Киргизии» опубликовали его рассказ на русском языке «Газетчик Дзюйдо», в котором он описал жизнь японских детей, страдающих от голода и нищеты после войны.
Писательская карьера Айтматова началась в Москве. В 1956 году он поступил на Высшие литературные курсы при Литературном институте имени А.М. Горького, которые окончил в 1958 году.
Всемирную известность Айтматов получил, когда его произведение «Джамиля», написанное им в 1958 году, было переведено на французский язык французским поэтом Луи Арагоном. Айтматов работал редактором литературного журнала Кыргызстана и корреспондентом газеты «Правда» в Кыргызстане.
За литературную и общественную деятельность в 1963 году писатель был удостоен Ленинской премии.
Свой первый роман «И дольше века длится день» он написал в 1980 году.
Писатель также занимался политической жизнью, два срока был депутатом парламента Советского Союза.
Библиографическая справка: Дважды Герой Советского Союза Георгий Михайлович Гречко родился 25 мая 1931 года в Ленинграде. Закончил с отличием легендарный Военмех (Ленинградский механический институт), а после окончания учёбы был распределён в конструкторское бюро Сергея Павловича Королёва, где участвовал в создании и запуске первого искусственного спутника Земли. Георгий Михайлович Гречко выполнил три космических полета. В свой первый полет он отправился в январе – феврале 1975 года в качестве бортинженера космического корабля «Союз-17» вместе с Алексеем Губаревым. Второй полет проходил с декабря 1977 по март 1978 года. Г.М. Гречко выполнял функции бортинженера корабля «Союз-26» и первой основной экспедиции на долгосрочной орбитальной станции «Салют-6» вместе с Юрием Романенко. В ходе полета Георгий Михайлович выполнил выход в открытый космос. Третий полет состоялся в сентябре 1985 года. Старт и посадка проходили на разных кораблях: Г.М. Гречко стартовал на корабле «Союз-Т-14», а вернулся на Землю на борту «Союза-Т-13». За выполненные космические полеты Георгий Михайлович был дважды удостоен высокого звания Героя Советского Союза (в 1975 и 1978 годах). После выполнения первого полета ему было присвоено почетное звание «летчик-космонавт СССР. Помимо успешной космической карьеры, Георгий Михайлович добился высоких достижений в земных делах. Он опубликовал более 28 научных работ, защитил докторскую диссертацию, написал несколько научно-популярных и художественных книг. Космонавт имеет разряды по нескольким видам спорта. За свою некосмическую деятельность он был отмечен государственной наградой – орденом «Во славу Отечества» II степени.
Библиографическая справка: Виталий Иванович Севастьянов родился 8 июля 1935 года в городе Красноуральске Свердловской области. В 1959 году окончил Московский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе (МАИ), получив диплом инженера-механика по самолетостроению, в 1964 году — аспирантуру МАИ. В 1965 году защитил диссертацию и получил степень кандидата технических наук. Во время учебы в институте начал работать по совместительству техником в ОКБ-1 (позже ЦКБЭМ и НПО "Энергия", ныне РКК "Энергия" им. С.П. Королева), с апреля 1959 года работал инженером, с января 1964 года — старшим инженером.
В 1960-1963 годах читал курс лекций по механике космического полета космонавтам Центра подготовки космонавтов.
С 1964 года работал в должности начальника группы, с 1966 года — начальника сектора.
В конце 1966 года прошел медицинское обследование в качестве кандидата в космонавты для подготовки к облету Луны. В январе 1967 года был назначен на должность испытателя (кандидатом в космонавты-испытатели) 731-го отдела ЦКБЭМ (Центральное конструкторское бюро экспериментального машиностроения). В мае 1968 года зачислен в 731-й отдел (отряд космонавтов). С июля 1970 года — инструктор, космонавт-испытатель того же отдела. Проходил подготовку к полетам на кораблях типа "Союз". Один из участников подготовки к полетам советских космических кораблей на Луну, входил в состав одного из первых "лунных" экипажей. После закрытия "лунной" программы готовился к полетам на кораблях "Союз" по программе создания орбитальных космических станций. В октябре 1969 года входил в состав дублирующего экипажа космического корабля "Союз-8". Свой первый полет Виталий Севастьянов совершил 1-19 июля 1970 года в качестве бортинженера космического корабля (КК) "Союз-9" вместе с Андрияном Николаевым. Экипаж установил новый мировой рекорд продолжительности полета, которая составила 17 суток 16 часов 58 минут 55 секунд.