Режиссер киностудии «Киргизфильм» Болот Шамшиев во время съемок фильма
Съемки фильма «Восхождение на Фудзияму». Народный артист Киргизской ССР, лауреат государственной премии СССР, режиссер киностудии «Киргизфильм» Болот Шамшиев во время завершения съемок фильма по пьесе Ч. Айтматова. Фото: Евгений Петрийчук/Фотохроника ТАСС. СССР. Киргизская ССР. 17 июня 1988 год
Информационная справка: Первые киносъёмки во Фрунзе осуществлены в 30-х гг. кинооператорами Москвы и Ташкента. В 1939 в столице Киргизстана создан корпункт Ташкентской студии «Союзкинохроника», в 1941 на его базе образуется студия кинохроники. В нач. 1942 вышел 1-й киножурнал «Советская Киргизия» и до конца войны было выпущено более 100 номеров.
С 1944 начинается произ-во документ. фильмов: «Киргизия в дни Отечественной войны» (1944), «Высокая награда» (1946) и т. д. Первый полнометражный документ, фильм «Советская Киргизия» (1947) рассказывал о социально-экон. преобразованиях в республике, осуществлённых за годы Советской власти.
В 50-х гг. вышли документ, ленты «Пик дружбы», «Плотина в горах», «На берегах Иссык-Куля», «Серебряная вода», «Они родились на Тянь-Шане» и др. В их создании участвовали реж. Д. Эрдман, М. Варейкис, Н. Жданова, М. Слуцкий, М. Культэ, Ф. Мамуралиева, Л. Турусбекова, операторы С. Авлощенко, Н. Николаев, И. Герштейн, А. Кочетков, Б. Бурт, М. Туратбеков.
С 1953 студия приступила к дублированию фильмов на кирг. язык. Первый художеств. фильм «Салтанат» поставлен совместно с киностудией «Мосфильм» (1955, реж. В. Пронин). В 1956 студия преобразована во Фрунзенскую студию художеств, и документ, фильмов, с 1961 — киностудия «Киргизфильм».
В 60-х гг. кирг. кинематографистами созданы яркие, глубоко волнующие образы современников. Короткометражные ленты «Река гор» (реж. М. Убукеев), «Обращение к солнцу», «ПСП» («Поисково-съёмочная партия»), «Замки на песке» (реж. А. Видугирис), «В снегах Алая» (реж. И. Кокеев, Л. Турусбекова), «Манасчи», «Чабан» (реж. Б. Шамшиев), «Это лошади» (реж. Т. Океев), «Сад» (реж. Б. Абдылдаев), «Памир — крыша мира», «Смена» (реж. И. Герштейн) и др. были удостоены высоких наград зональных, всесоюзных и международных кинофестивалей.
Информационная справка: Художеств. фильмы «Зной» (1962, реж. Л. Шепитько) по повести Ч. Айтматова «Верблюжий глаз» и «Трудная переправа» («Белые горы», 1964, реж. М. Убукеев) по мотивам рассказа М. Элебаева «Буранный день» характеризуют творч. переосмысление лит. источников, высокий профессионализм изобразительного решения. Фильмом «Зной» кирг. кино впервые вышло на мировой экран. Кинокартины «Первый учитель» (1965, реж. А. Михалков-Кончаловский), «Небо нашего детства» (1966, реж. Т. Океев), «Материнское поле» (1967, реж. Г. Базаров), «Выстрел на перевале «Караш» (1968, реж. Б. Шамшиев) свидетельствовали о самобытном и незаурядном мастерстве их создателей. В 1962 организован Союз кинематографистов Киргизии. В конце 60-х гг. начинает выпускать короткометражные художественные и документальные фильмы студия «Киргиз- телефильм».
В 1970—80 продолжается развитие кинематографа. Художеств, фильмы «Уркуя» («Поклонись Группа мультипликаторов киностудии «Киргизфильм». 1979огню», 1970, реж. Т. Океев) и «Ранние журавли» (1979, совместно с «Ленфильмом», реж. Б. Шамшиев) повествуют о драматич. событиях периода коллективизации и Вел. Отечеств. войны. Художеств, фильмы «Красное яблоко» (1975), «Улан» (1977), «Золотая осень» (1980) Т. Океева, «Среди людей» (1978) Б. Шамшиева, А. Суюндукова, «Улица» (1972), «Зеница ока» (1976) Г. Базарова, «Улыбка на камне» (1974), «Поле Айсулу» (1977) У. Ибрагимова, «Процесс» (1979), «Не ищи объяснения» (1982) Дж. Соданбека, «Деревенская мозаика» (1980) Д. Садырбаева, «Мужчины без женщин» (1981) А. Видугириса, «Провинциальный роман» (1981) М. Убукеева, «Тринадцатый внук» (1982) К. Акматалиева рассматривают нравств. проблемы современности. Среди лучших документ, лент этого периода — «Нарынский дневник» (1971), «В год неспокойного солнца» (1976) А. Видугириса, «Почта» (1972), «Дочь земли» (1974) Б. Абдылдаева, «Мосты Дюйшена» (1972) Г. Дегальцева, «Отто Барч» (1975), «Жорго» (1980) К. Абдыкулова и др.
В 1977 начато произ-во мультфильмов, на экран вышли «Цифры спорят» (1978), «Олокон», «Старик Меке и Чёрный великан» (1979), «Два зайчонка» (1980) С. Ишенова, «Узорная сказка» (1981) В. Белова и др.
Историческая справка: Начало киргизскому кинематографу было положено в далеком 1941 году, с подписания указа о создании «Фрунзенской студии кинохроники», которая позже будет переименована в «Киргизфильм». Именно она станет основой кинопромышленности в республике.
Развитие киргизского кино тесно связано с национальным балетом и театром, который начал развиваться в Киргизии гораздо раньше. В 1926 году в городе Фрунзе (ныне Бишкек), была открыта киргизская музыкально-драматическая студия, а позже на ее основе создали национальный музыкально-драматический театр. Артистов набирали из состава организаций самодеятельности, без специальной подготовки, что не мешало им успешно осваивать даже самые сложные сценические образы. Киргизский национальный театр во всем его многообразии питал новыми силами зарождающийся кинематограф. Именитые сценаристы, драматурги и актеры театра живо восприняли новое веяние творчества. В 1960 году был экранизирован балет «Чолпон», фильм получил название «Чолпон — утренняя звезда». Это событие и положило начало рассвету киргизского кино.
В 60-е годы XX века произведения киргизской кинематографии начали выходить на мировой экран, за пределы СССР. Это было настоящее время побед для республики, начало золотой эпохи. В среде кинематографистов мирового уровня поразительный успех национального кино в Киргизии получил название «киргизское чудо». В те годы на поприще кинематографии появились новые таланты – совсем еще молодые выпускники ВГИКа: Болот Шамшиев, Мелис Убукеев, Геннадий Базаров. Когда-то им выпал бесценный шанс учиться киноискусству у корифеев советского кино в Москве. Вскоре они создадут свои поразительные дебюты, которые будут отличаться зрелой глубиной и злободневностью.
Картины Толомуша Океева «Небо нашего детства», «Поклонись огню», «Лютый» побеждали на международных конкурсах кинематографии в Германии, Швейцарии и Италии. Особенно запоминающейся получилась картина «Красное яблоко», повествующая о трогательной любви молодого студента к девушке, которую он встречал в читальном зале библиотеки и мечтал хотя бы раз заговорить с ней, но все никак не решался. Эта влюбленность станет роковой и будет преследовать его всю оставшуюся жизнь, разрушая семейное счастье героя. Потрясающее музыкальное сопровождение, состав талантливых актеров и незаурядная сюжетная линия делают кинофильм «Красное яблоко» настоящим шедевром, поэмой о безответной любви. Красное яблоко в фильме несет особый смысл. Напоенное энергией земли и светом солнца, оно являет собой символ счастья и гармонии. Толомуш Океев создал в своих фильмах целое полотно образов, от мечтательных романтиков до людей несгибаемой воли, которым неведом страх.
Продолжает плеяду выдающихся режиссеров республики Болот Шамшиев, который будучи выпускником ВГИКа дебютировал в кино в качестве актера, исполнив главную роль в фильме Ларисы Шепитько «Зной» по повести Чингиза Айтматова «Верблюжий глаз». Фильм был удостоен Гран-при на международном кинофестивале в Карловых Варах (1964 г). Это был первый творческий успех великого режиссера. Болот Шамшиев снял множество талантливых работ, таких как «Алые маки Иссык-Куля» о контрабандистах Тянь-Шаня и «Ранние журавли», повествующий о трудных военных годах и непростом пути взросления юноши Султанмурата, проводившего на войну отца. Однако вершиной творчества режиссера принято считать картину «Белый пароход» по одноименной повести Чингиза Айтматова, который писал сценарий для фильма и принимал участие в съемках. Этот фильм стал настоящим откровением для каждого, кому дороги детские воспоминания. Это история о наивном, трогательном мире детских мечтаний и надежд, который рушится при столкновении с ужасающей реальностью. Мальчик ждал возвращения отца из долгого плавания. Он почти каждый день взбирался на гору с биноклем и смотрел на воды озера, в надежде разглядеть белый пароход. Мальчик ждал чуда, которому не суждено было сбыться.
Трогательным лиризмом и любовью к своей родине проникнуты работы Болота Шамшиева. Их можно пересматривать не единожды и всегда по-новому открывать для себя киргизское кино во всем его многообразии.
Именитый кинорежиссер Киргизии Геннадий Базаров создал свой блестящий кинофильм «Материнское поле», также в сотрудничестве с Чингизом Айтматовом, произведения которого в то время активно экранизировались. Евгений Базаров снял драму о жизни простой женщины, которой довелось познать много горя. Война забрала мужа и троих сыновей, оставив ее совсем одну. Наравне с картиной Болота Шамшиева «Ранние журавли», работа Геннадия Базарова «Материнское поле» дает наиболее яркое представление о жизни Киргизии в военные годы. Картина была удостоена специальной премии на кинофестивале республик Средней Азии.
В приключенческом жанре особенно выделяется фильм Мелиса Убукеева «Трудная переправа». В центре повествования — трагическая судьба бедного юноши Мукаша, который решил спасти свою любимую, проданную в жёны богачу. На кинофестивале республик Средней Азии и Казахстана в 1965 году в Алма-Ате фильму «Трудная переправа» был присужден Диплом первой степени за лучшую работу режиссера, оператора и музыкальное сопровождение. Мелис Убукеев учился киноискусству у самого Сергея Герасимова, выдающегося советского режиссера.
Нельзя не сказать о человеке, без которого многие роли в знаковых для своего времени картинах не были бы исполнены настолько блистательно. Суйменкул Чокморов несомненно был и остается частицей своего народа. Память о нем по сей день не угасает, а о его талантах говорят с восторгом как о предмете национальной гордости.
В искусстве Чокморов с ранней молодости избрал два пути — живопись и кино. Великий актер и художник закончил Ленинградскую Академию художеств имени Репина и был известен не только ролями в кино, но и своими полотнами, среди которых: «Портрет Саякбая Каралаева», «Курманжан Датка», «Мой сын» и другие. Кисти художника принадлежит портрет всемирно известного японского режиссера Акиры Куросавы, который восхищался актерским талантом Чокморова и даже пригласил его принять участие в одном из своих фильмов.
Люди навсегда запомнили Суймонкула Чокморова задумчивым, грустным романтиком, умеющим любить так, как не любит никто, и страдать за тех, кого любит. На экране порой может показаться, что Чокморов играет самого себя. Настолько убедительны его чувства в глазах зрителя. Роль Данияра в картине «Джамиля» поражает воображение лиризмом и глубиной. В его неповторимой актерской игре молчание порой могло сказать больше, чем любые слова. Не менее известна дебютная роль Чокморова в фильме о дореволюционной Киргизии «Выстрел на перевале Караш», а также роли, исполненные им в картинах Толомуша Океева «Лютый» и «Красное яблоко». Талант Чокморова неповторим и многообразен. Ему далось создать принципиально новый образ в кино сродни масштабам самого шекспировского Гамлета.
В 1986 году на Иссык-Кульский форум в Киргизию прилетели такие знаменитые деятели зарубежного кино, как британский актер Питер Устинов, итальянские кинорежиссеры Микеланджело Антониони и Бернардо Бертолуччи. Мастера из мира кинематографа активно интересовались киргизским кино и его талантами. Во время визита они посетили киностудию «Киргизфильм», встретились с коллективом сценаристов и режиссеров. В целом, этот торжественный визит подвел итог многолетней работе киргизской киноиндустрии, которая смогла добиться головокружительных успехов, не потеряв индивидуальности.
После распада СССР киргизское кинопроизводство лишилось прочной материальной базы и осталось без поддержки государства. На протяжении 90-х годов фильмы практически не снимались. Но, несмотря на трудности, национальному кино удалось сохранить свои творческие традиции.
Важнейшую роль в процессе возрождения кинематографа в Киргизии сыграла богатая история, опыт кинематографистов республики, передававшийся из поколения в поколение. Создана Общественная Телерадиовещательная Корпорация Киргизской Республики, полноценно работает Союз Кинематографистов Киргизии, объединяющий в своих рядах всех деятелей кино в стране. С получением Киргизией независимости в 1991 году появилась возможность прямого контакта с кинематографистами всего мира. Созданы частные киностудии, на средства которых вновь снимаются фильмы, которые, наравне с произведениями иностранных режиссеров, всё чаще завоевывают призы на престижных международных фестивалях.
Информационная справка: Первые киносъёмки во Фрунзе осуществлены в 30-х гг. кинооператорами Москвы и Ташкента. В 1939 в столице Киргизстана создан корпункт Ташкентской студии «Союзкинохроника», в 1941 на его базе образуется студия кинохроники. В нач. 1942 вышел 1-й киножурнал «Советская Киргизия» и до конца войны было выпущено более 100 номеров.
С 1944 начинается произ-во документ. фильмов: «Киргизия в дни Отечественной войны» (1944), «Высокая награда» (1946) и т. д. Первый полнометражный документ, фильм «Советская Киргизия» (1947) рассказывал о социально-экон. преобразованиях в республике, осуществлённых за годы Советской власти.
В 50-х гг. вышли документ, ленты «Пик дружбы», «Плотина в горах», «На берегах Иссык-Куля», «Серебряная вода», «Они родились на Тянь-Шане» и др. В их создании участвовали реж. Д. Эрдман, М. Варейкис, Н. Жданова, М. Слуцкий, М. Культэ, Ф. Мамуралиева, Л. Турусбекова, операторы С. Авлощенко, Н. Николаев, И. Герштейн, А. Кочетков, Б. Бурт, М. Туратбеков.
С 1953 студия приступила к дублированию фильмов на кирг. язык. Первый художеств. фильм «Салтанат» поставлен совместно с киностудией «Мосфильм» (1955, реж. В. Пронин). В 1956 студия преобразована во Фрунзенскую студию художеств, и документ, фильмов, с 1961 — киностудия «Киргизфильм».
В 60-х гг. кирг. кинематографистами созданы яркие, глубоко волнующие образы современников. Короткометражные ленты «Река гор» (реж. М. Убукеев), «Обращение к солнцу», «ПСП» («Поисково-съёмочная партия»), «Замки на песке» (реж. А. Видугирис), «В снегах Алая» (реж. И. Кокеев, Л. Турусбекова), «Манасчи», «Чабан» (реж. Б. Шамшиев), «Это лошади» (реж. Т. Океев), «Сад» (реж. Б. Абдылдаев), «Памир — крыша мира», «Смена» (реж. И. Герштейн) и др. были удостоены высоких наград зональных, всесоюзных и международных кинофестивалей.
Информационная справка: Художеств. фильмы «Зной» (1962, реж. Л. Шепитько) по повести Ч. Айтматова «Верблюжий глаз» и «Трудная переправа» («Белые горы», 1964, реж. М. Убукеев) по мотивам рассказа М. Элебаева «Буранный день» характеризуют творч. переосмысление лит. источников, высокий профессионализм изобразительного решения. Фильмом «Зной» кирг. кино впервые вышло на мировой экран. Кинокартины «Первый учитель» (1965, реж. А. Михалков-Кончаловский), «Небо нашего детства» (1966, реж. Т. Океев), «Материнское поле» (1967, реж. Г. Базаров), «Выстрел на перевале «Караш» (1968, реж. Б. Шамшиев) свидетельствовали о самобытном и незаурядном мастерстве их создателей. В 1962 организован Союз кинематографистов Киргизии. В конце 60-х гг. начинает выпускать короткометражные художественные и документальные фильмы студия «Киргиз- телефильм».
В 1970—80 продолжается развитие кинематографа. Художеств, фильмы «Уркуя» («Поклонись Группа мультипликаторов киностудии «Киргизфильм». 1979огню», 1970, реж. Т. Океев) и «Ранние журавли» (1979, совместно с «Ленфильмом», реж. Б. Шамшиев) повествуют о драматич. событиях периода коллективизации и Вел. Отечеств. войны. Художеств, фильмы «Красное яблоко» (1975), «Улан» (1977), «Золотая осень» (1980) Т. Океева, «Среди людей» (1978) Б. Шамшиева, А. Суюндукова, «Улица» (1972), «Зеница ока» (1976) Г. Базарова, «Улыбка на камне» (1974), «Поле Айсулу» (1977) У. Ибрагимова, «Процесс» (1979), «Не ищи объяснения» (1982) Дж. Соданбека, «Деревенская мозаика» (1980) Д. Садырбаева, «Мужчины без женщин» (1981) А. Видугириса, «Провинциальный роман» (1981) М. Убукеева, «Тринадцатый внук» (1982) К. Акматалиева рассматривают нравств. проблемы современности. Среди лучших документ, лент этого периода — «Нарынский дневник» (1971), «В год неспокойного солнца» (1976) А. Видугириса, «Почта» (1972), «Дочь земли» (1974) Б. Абдылдаева, «Мосты Дюйшена» (1972) Г. Дегальцева, «Отто Барч» (1975), «Жорго» (1980) К. Абдыкулова и др.
В 1977 начато произ-во мультфильмов, на экран вышли «Цифры спорят» (1978), «Олокон», «Старик Меке и Чёрный великан» (1979), «Два зайчонка» (1980) С. Ишенова, «Узорная сказка» (1981) В. Белова и др.
Историческая справка: Начало киргизскому кинематографу было положено в далеком 1941 году, с подписания указа о создании «Фрунзенской студии кинохроники», которая позже будет переименована в «Киргизфильм». Именно она станет основой кинопромышленности в республике.
Развитие киргизского кино тесно связано с национальным балетом и театром, который начал развиваться в Киргизии гораздо раньше. В 1926 году в городе Фрунзе (ныне Бишкек), была открыта киргизская музыкально-драматическая студия, а позже на ее основе создали национальный музыкально-драматический театр. Артистов набирали из состава организаций самодеятельности, без специальной подготовки, что не мешало им успешно осваивать даже самые сложные сценические образы. Киргизский национальный театр во всем его многообразии питал новыми силами зарождающийся кинематограф. Именитые сценаристы, драматурги и актеры театра живо восприняли новое веяние творчества. В 1960 году был экранизирован балет «Чолпон», фильм получил название «Чолпон — утренняя звезда». Это событие и положило начало рассвету киргизского кино.
В 60-е годы XX века произведения киргизской кинематографии начали выходить на мировой экран, за пределы СССР. Это было настоящее время побед для республики, начало золотой эпохи. В среде кинематографистов мирового уровня поразительный успех национального кино в Киргизии получил название «киргизское чудо». В те годы на поприще кинематографии появились новые таланты – совсем еще молодые выпускники ВГИКа: Болот Шамшиев, Мелис Убукеев, Геннадий Базаров. Когда-то им выпал бесценный шанс учиться киноискусству у корифеев советского кино в Москве. Вскоре они создадут свои поразительные дебюты, которые будут отличаться зрелой глубиной и злободневностью.
Картины Толомуша Океева «Небо нашего детства», «Поклонись огню», «Лютый» побеждали на международных конкурсах кинематографии в Германии, Швейцарии и Италии. Особенно запоминающейся получилась картина «Красное яблоко», повествующая о трогательной любви молодого студента к девушке, которую он встречал в читальном зале библиотеки и мечтал хотя бы раз заговорить с ней, но все никак не решался. Эта влюбленность станет роковой и будет преследовать его всю оставшуюся жизнь, разрушая семейное счастье героя. Потрясающее музыкальное сопровождение, состав талантливых актеров и незаурядная сюжетная линия делают кинофильм «Красное яблоко» настоящим шедевром, поэмой о безответной любви. Красное яблоко в фильме несет особый смысл. Напоенное энергией земли и светом солнца, оно являет собой символ счастья и гармонии. Толомуш Океев создал в своих фильмах целое полотно образов, от мечтательных романтиков до людей несгибаемой воли, которым неведом страх.
Продолжает плеяду выдающихся режиссеров республики Болот Шамшиев, который будучи выпускником ВГИКа дебютировал в кино в качестве актера, исполнив главную роль в фильме Ларисы Шепитько «Зной» по повести Чингиза Айтматова «Верблюжий глаз». Фильм был удостоен Гран-при на международном кинофестивале в Карловых Варах (1964 г). Это был первый творческий успех великого режиссера. Болот Шамшиев снял множество талантливых работ, таких как «Алые маки Иссык-Куля» о контрабандистах Тянь-Шаня и «Ранние журавли», повествующий о трудных военных годах и непростом пути взросления юноши Султанмурата, проводившего на войну отца. Однако вершиной творчества режиссера принято считать картину «Белый пароход» по одноименной повести Чингиза Айтматова, который писал сценарий для фильма и принимал участие в съемках. Этот фильм стал настоящим откровением для каждого, кому дороги детские воспоминания. Это история о наивном, трогательном мире детских мечтаний и надежд, который рушится при столкновении с ужасающей реальностью. Мальчик ждал возвращения отца из долгого плавания. Он почти каждый день взбирался на гору с биноклем и смотрел на воды озера, в надежде разглядеть белый пароход. Мальчик ждал чуда, которому не суждено было сбыться.
Трогательным лиризмом и любовью к своей родине проникнуты работы Болота Шамшиева. Их можно пересматривать не единожды и всегда по-новому открывать для себя киргизское кино во всем его многообразии.
Именитый кинорежиссер Киргизии Геннадий Базаров создал свой блестящий кинофильм «Материнское поле», также в сотрудничестве с Чингизом Айтматовом, произведения которого в то время активно экранизировались. Евгений Базаров снял драму о жизни простой женщины, которой довелось познать много горя. Война забрала мужа и троих сыновей, оставив ее совсем одну. Наравне с картиной Болота Шамшиева «Ранние журавли», работа Геннадия Базарова «Материнское поле» дает наиболее яркое представление о жизни Киргизии в военные годы. Картина была удостоена специальной премии на кинофестивале республик Средней Азии.
В приключенческом жанре особенно выделяется фильм Мелиса Убукеева «Трудная переправа». В центре повествования — трагическая судьба бедного юноши Мукаша, который решил спасти свою любимую, проданную в жёны богачу. На кинофестивале республик Средней Азии и Казахстана в 1965 году в Алма-Ате фильму «Трудная переправа» был присужден Диплом первой степени за лучшую работу режиссера, оператора и музыкальное сопровождение. Мелис Убукеев учился киноискусству у самого Сергея Герасимова, выдающегося советского режиссера.
Нельзя не сказать о человеке, без которого многие роли в знаковых для своего времени картинах не были бы исполнены настолько блистательно. Суйменкул Чокморов несомненно был и остается частицей своего народа. Память о нем по сей день не угасает, а о его талантах говорят с восторгом как о предмете национальной гордости.
В искусстве Чокморов с ранней молодости избрал два пути — живопись и кино. Великий актер и художник закончил Ленинградскую Академию художеств имени Репина и был известен не только ролями в кино, но и своими полотнами, среди которых: «Портрет Саякбая Каралаева», «Курманжан Датка», «Мой сын» и другие. Кисти художника принадлежит портрет всемирно известного японского режиссера Акиры Куросавы, который восхищался актерским талантом Чокморова и даже пригласил его принять участие в одном из своих фильмов.
Люди навсегда запомнили Суймонкула Чокморова задумчивым, грустным романтиком, умеющим любить так, как не любит никто, и страдать за тех, кого любит. На экране порой может показаться, что Чокморов играет самого себя. Настолько убедительны его чувства в глазах зрителя. Роль Данияра в картине «Джамиля» поражает воображение лиризмом и глубиной. В его неповторимой актерской игре молчание порой могло сказать больше, чем любые слова. Не менее известна дебютная роль Чокморова в фильме о дореволюционной Киргизии «Выстрел на перевале Караш», а также роли, исполненные им в картинах Толомуша Океева «Лютый» и «Красное яблоко». Талант Чокморова неповторим и многообразен. Ему далось создать принципиально новый образ в кино сродни масштабам самого шекспировского Гамлета.
В 1986 году на Иссык-Кульский форум в Киргизию прилетели такие знаменитые деятели зарубежного кино, как британский актер Питер Устинов, итальянские кинорежиссеры Микеланджело Антониони и Бернардо Бертолуччи. Мастера из мира кинематографа активно интересовались киргизским кино и его талантами. Во время визита они посетили киностудию «Киргизфильм», встретились с коллективом сценаристов и режиссеров. В целом, этот торжественный визит подвел итог многолетней работе киргизской киноиндустрии, которая смогла добиться головокружительных успехов, не потеряв индивидуальности.
После распада СССР киргизское кинопроизводство лишилось прочной материальной базы и осталось без поддержки государства. На протяжении 90-х годов фильмы практически не снимались. Но, несмотря на трудности, национальному кино удалось сохранить свои творческие традиции.
Важнейшую роль в процессе возрождения кинематографа в Киргизии сыграла богатая история, опыт кинематографистов республики, передававшийся из поколения в поколение. Создана Общественная Телерадиовещательная Корпорация Киргизской Республики, полноценно работает Союз Кинематографистов Киргизии, объединяющий в своих рядах всех деятелей кино в стране. С получением Киргизией независимости в 1991 году появилась возможность прямого контакта с кинематографистами всего мира. Созданы частные киностудии, на средства которых вновь снимаются фильмы, которые, наравне с произведениями иностранных режиссеров, всё чаще завоевывают призы на престижных международных фестивалях.