Фрунзенский аэроклуб. Аэродром Кара-Балта. Спортсмены

Фрунзенский аэроклуб. Аэродром Кара-Балта. Спортсмены: А. Майборода, Бергольц Гуля, Мещеряков, Мокрицкий, Натальченко Вячеслав. Фото: 1975 год

Историческая справка: История гражданской авиации Киргизии начинается с постановления Совета народных комиссаров Киргизской АССР 1933 года о создании республиканского авиаотряда. Самолетный парк состоял из трех самолетов У-2 сельхозназначения. В апр. 1934 был открыт Фрунзенский аэроклуб, впервые в небо Киргизии поднялся самолёт Осоавиахима.

В годы, предшествующие началу Великой Отечественной войны, в Советском Союзе была создана стройная и достаточно качественно работающая система подготовки военных летчиков. Она действовала в рамках как государственных ведомств, т. е. наркоматов обороны и просвещения, так и общественных организаций, а именно Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМа).

В рамках системы ОСОАВИАХИМа действовали структуры по подготовке пилотов – аэроклубы. Согласно решению IV Пленума Центрального Совета Осоавиахима, с 1933 г. они стали основной формой подготовки летных кадров в структуре оборонного общества. Согласно «Временному положению об аэроклубах Осоавиахима», аэроклуб являлся «основным структурным подразделением авиации Осоавиахима по развитию авиационно-массовой работы и авиационного спорта среди населения и по подготовке оборонных кадров без отрыва от производства.

В 1941 году Фрунзенский аэроклуб преобразовали в военную школу летчиков. Именно на его базе в начале войны было создано три полка легких ночных бомбардировщиков. Семеро выпускников военной школы стали Героями Советского Союза: М. Афанасьев, М. Бабкин, Т. Бегельдинов (дважды герой), Е. Мазков, Н. Мирошниченко, Н. Рудь, И. Таранчиев. В 1942 году в Сталинградской битве погиб один из первых кыргызстанских летчиков Касым Ормокоев.



О высокой значимости аэроклубов ОСОАВИАХИМа как этапа подготовки советского военного летчика в предвоенный период говорят следующие факты. С 1938 г. школы Военно-Воздушных Сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии (ВВС РККА) комплектовались только за счет лиц, прошедших подготовку в аэроклубах ОСОАВИАХИМа.

При этом аэроклуб был не просто одним из каналов военной подготовки населения, способом интересно провести свободное время или средством повышения социального статуса. Воистину, 1930 – е гг. можно назвать эпохой авиации. Сесть за штурвал винтокрылой машины и оторваться от земли – вот что было пределом мечтаний для очень и очень многих представителей советской молодежи. Юноши и девушки шли в аэроклуб в первую очередь потому, что буквально бредили авиацией.

Энтузиасты в свободное от работы и учебы время строили аэроклуб. На учебном самолете У-2 учились летать, прыгали с парашютом. Комсомол направлял сюда лучших из лучших. Курсанты шли в аэроклуб, чтобы стать боевыми летчиками. До и после войны здесь прошли подготовку более тысячи летчиков и парашютистов. Среди его воспитанников Талгат Бегельдинов, который стал дважды Героем Советского Союза, Исманбек Таранчиев, Михаил Мардвинцев, Сергей Шаповалов. За годы советской власти гражданская авиация Киргизии превратилась в одного из лидеров советского "Аэрофлота". Киргизское управление ежегодно занимало призовые места во всесоюзных соревнованиях, регулярно обновлялся парк.


Из личного архива Александра Ивановича Майбороды и спортсменов фрунзенского аэроклуба