Продукция дерево-обрабатывающей мастерской Якоба Янцева в селе Николайполь

Продукция дерево-обрабатывающей мастерской Якоба Янцева в селе Николайполь. Фото: 1929 год

Аннотация: Пять меннонитских семей под руководством Абрама Яковлевича Петерса с разрешения правительства 1 августа 1881 года выехали с юга Украины в направлении Ташкента. Они поселились на свободных землях в Таласской долине. 4 апреля 1882 года было образовано первое немецкое село Николайполь (ныне Ленинполь) и основана менонитская община.

Историческая справка: До начала 80-х годов XIX века в Кыргызстане было всего несколько десятков немцев, которые находились здесь в основном по долгу службы и не являлись постоянными жителями. Переселение большой группы немцев-крестьян на территорию Кыргызстана произошло в 1882 г. из европейской части Российской империи. По религиозной принадлежности они были менонитами. Первые немецкие поселки Николайполь, Кеппенталь, Гнаденталь возникли в Аулиеатинском уезде, в Таласской долине. В 1883 г. от них «отпочковался» выселок, названный Гнаденфельд. Несколько позднее в 1890 г. жителями четырех немецких селений (вблизи уже созданных) было образовано селение Орлово (Орловка). В 1913 г. в километре к югу от поселка Дмитровский (ныне город Талас) – создано селение Ивановское (Йоханесдорф). В пяти километрах к югу от Иоганесдорфа возникло еще одно селение - Хивинское (Гогендорф).

В 1925 году произошло переселение немцев-менонитов из Таласской долины в Чуйскую, где они начали обживаться. Так, в 65 километрах к востоку от города Пишпек, образовались два немецких поселка – Бергталь (впоследствии Рот-Фронт) и Гринфельд (затем им. Тельмана). В 1928 году в Чуйской долине, у реки Красная, немецкими переселенцами из Кустанайской области было основано село Люксембург, и в тот же период близ него - село Фриденфельд (впоследствии Первое Мая).

Немцы-кыргызстанцы (наряду с российскими немцами) сыграли свою позитивную роль в истории Кыргызстана, в становлении хозяйственной деятельности его населения и общем культурном развитии. Их именами отмечены замечательные достижения в различных областях науки.

Расселение и жизнь немцев на территории Кыргызстана во многом повлияли на оснащение и организацию хозяйства окружающего их населения. Подтверждением тому служат не только исторические реалии – заимствованные у немцев орудия труда, предметы обихода, способы возделывания земли и ухода за скотом, технологии выращивания и обработки некоторых сельхозпродуктов и т.д., но и зафиксированные в письменных архивах свидетельства очевидцев - компетентных лиц дореволюционной России и Туркестана, склонных к мнению о значительном положительном влиянии немцев-колонистов на экономику и культуру края, о пользе немецких поселений. Вот, что писал, например, военному губернатору Сырдарьинской области начальник Аулиеатинского уезда 15 ноября 1904 года: «Благодаря их высокой культуре, возможности поучиться у них сельскому делу, поставленному очень рационально, как киргизы, так и крестьяне других национальностей много позаимствовали от немцев-менонитов. Убеждение, что менониты не делятся или, лучше сказать, скрывают от других свою усовершенствованную систему хозяйства, не выдерживает критики, на каждом шагу в горном участке у киргизов даже можно встретить немецкую бричку на железном ходу с дышловой упряжью, немецкий плуг, отлично вспаханную землю, улучшенную породу рогатого скота… Еще в лучших условиях применено немецкое хозяйство у русских крестьян, брички и плуги русские заказывают у немцев. В селе Дмитровском с помощью немцев русский крестьянин построил крупчатую мельницу и все селение теперь ест белый хлеб, нередко во дворах крестьян можно встретить в качестве производителя немецкую лошадь. Немцы не скупятся продавать производителей и кобыл… Все изложенное дает мне нравственное право сказать, что менониты полезны как хорошие хозяева…».В публикации, помещенной в газете «Русский Туркестан» от 28 октября 1904 года, также признавалась полезность немецких колонистов для подъема благосостояния края, в ней отмечалось: «… между тем аулиеатинских колонистов (имеются в виду немцы) нельзя не признать в нашем крае за людей полезных, а потому помощь им в смысле увеличения надела необходима и небесплодна: своею культурою они поднимают окружающее население киргизской степи».

Несмотря на определенную замкнутость немецких общин и колоний, особенно менонитских, окружающим населением перенималось у них немало положительного во всех сферах жизни. Так, по образцу немецких маслобоен русскими была заведена маслобойня в Дмитровском. Молочные продукты, производившиеся немцами, пользовались большим спросом на значительной части Туркестана, а соседними жителями со временем перенималась технология их приготовления.



Немцы занимались улучшением породности многих видов скота и породистый скот стал постепенно разводиться соседними жителями – русскими, украинцами и другими, в том числе и коренными жителями. Известный в Семиречье садовод и фермер А.Фетисов на промышленной выставке приобрел у немцев Аулиеатинского уезда скот голландской породы для разведения и селекционной работы. Породистые лошади и крупный рогатый скот продавались немцами окрестным крестьянам-переселенцам, кыргызам и казахам. В начале ХХ века переселенческое население на территории Кыргызстана имело немалое поголовье улучшенного скота, в том числе и крупного рогатого -«немецкой» породы.

К заслугам немцев следует отнести и определенное влияние на развитие земледелия. Ими стали производиться некоторые новые сельскохозяйственные культуры, которые покупались и затем выращивались местным населением. Колонисты разводили разнообразные сорта картофеля, которые приобретались как в Таласской долине, так и далеко за ее пределами. Особым спросом пользовался новый сорт красного картофеля - «Глория Аулиеата». Заимствовались у немцев и орудия труда: только в течение 1907 г. в немецком селении Орлово было куплено кыргызами свыше 300 плугов и около 100 фургонов.

Очевидно, что выше приведенные примеры далеко не исчерпывают того положительного влияния, которое привносили в развитие края немцы Кыргызстана. Они оказывали общее культурно-экономическое влияние на окружающее население, вместе с тем осваивая необжитые, часто целинные, степные и полупустынные территории.

Влияние немцев на жизнь и культуру местного населения было довольно заметно. Так, в исторических источниках отмечается, что благосостояние крестьян-переселенцев и немцев-колонистов оказало положительное влияние на кыргызское население, равно как и «близость немецких поселков - на склад жизни киргизов в смысле оседлости и улучшения коневодства».

Немцы играли роль и в культурной жизни края. Среди них были талантливые люди, высокие профессионалы и мастера своего дела: А.Пиккель - член Драматического общества в Пишпеке; А.Зауер и А.Клюге – замечательные учителя; А.Юнгмейстер - опытный педагог, организатор единственной в дореволюционном Кыргызстане Пишпекской гимназии; Г.Ротт - архитектор, планировщик «новой» части города Ош; Я.Кнорр - талантливый воспитатель и фотограф-любитель.

Немцы сделали очень многое в изучении населения и территории Кыргызстана. Это были преимущественно российские (а в науке, в основном, прибалтийские) немцы. Определенную роль сыграли и зарубежные немецкие исследователи. В связи с чем, российский академик В.Бартольд отметил, что «под влиянием трудов европейских ориенталистов (особенно немецких) «златой восток, страна чудес», восток «Тысячи и одной ночи» постепенно отходит в область легенд, зато перед нами развертывается картина действительной жизни восточных народов». Сегодня без всякого преувеличения (и это показали проведенные научные исследования) можно отметить, что немцы составляли около половины всех ученых - исследователей кыргызстанского края. При невозможности упомянуть всех из них, назовем хотя бы некоторых. Это: Миллер Федор Иванович, Герхард Фридрих (1705-1783), Петр Симон Паллас (1741-1811), Иоганн Эберхард Фишер, Иоганн Готлиб Георг (1729-1802), Петр Иванович Кеппен (1793-1864), Карл Риттер (1779-1859), Александр фон Гумбольдт (1769-1859), Фридрих Вильгельм Радлов (1837-1918), Александр Васильевич Каульбарс (1844- 1920 г.), Иоганн Альберт Регель, Александр Людвигович Кун (1840-1888), Франц Францевич Шварц, Александр Федорович Миддендорф (1815-1894), Николай Львович Зеланд, Петр Юльевич Шмидт (1872-1949), Василий Владимирович Бартольд (1869-1930), Дмитрий Александрович Клеменц (1848-1914), Карл Германович Залеман (1849-1916), Готфрид Мерцбахер (1843-1926), Франц Махачек (1876-1957), Валериан Николаевич Вебер (1871-1940) и многие другие, те, кто внес свой вклад в изучение проблем различных отраслей науки: естествознания, антропологии, истории, этнографии и др.

Источник: Фотоматериал экспозиции " Немцы в истории Кыргызстана"