Жители села Рот-Фронт в молитвенном доме

Жители села Рот-Фронт в молитвенном доме ("Праздник урожая") Фото:1930-е

Историческая справка: Предки чуйских немцев — менонитов (баптистов) — были выходцами из Восточной Пруссии. Они появились на территории России в конце ХVIII века, основав свои поселения в Поволжье и Украине. На территорию современного Кыргызстана они переселились в начале 19 века из южных областей России и основали четыре немецкие деревни на территории Таласской области и на севере страны. Позднее они объединились в один большой поселок под названием Ленинполь. В 1882 году немцам, живущим в Таласской области, стало не хватать земли, по этой причине сыновья больше не могли получать в наследство от родителей земельные участки. Тогда было принято решение искать новое место жительства. Тогдашние власти разрешили немцам из Таласской области переселиться в Чуйскую долину, где для них выделили землю. Так, в Чуйской долине появилось новое село Тельман, а в 1927 году был основан поселок Рот Фронт , который местные жители называют между собой старым названием Бергталь, составляли немцы, прямые потомки первых менонитов-переселенцев. Они были религиозны и славились умением хорошо, на совесть работать.
Роль немцев в развитии и оснащении хозяйства поселка огромна.
Сразу началось строительство больших каменных домов. В селе, где жили также и кыргызы, появились орудия труда, предметы обихода, изучались способы возделывания земли, ухода за скотом, обработки некоторых культур, улучшения пород скота, заработали пекарни, маслобойни…
Первыми переселенцами были Герман Янцен, Дитрих Гамм, семьи Зукау, Мартенсов, Коопов, Тильманов. В 1929 году основали начальную школу, первым учителем стал Корней Петерс. А потом грянула коллективизация.
Бергталь и другие немецкие поселки несколько раз объединяли и разъединяли, особо "богатых", вернее — трудолюбивых, урезали в земельных участках и жилье, вместо красивых каменных зданий появились мазанки, длинные коровники и конюшни. Коллективизация одержала верх над эстетикой, красотой и хозяйственностью. Несколько раз меняли председателей.
В 1936 году председателем Рот Фронта (бывшего пос. Бергталь) был А. Кооп, а до этого — Генрих Зукау. Колхоз занимался в основном пчеловодством и растениеводством. Выращивали люцерну, пшеницу, ячмень, кукурузу. В 1937 г. появились первые трактора.
В 1942-м 49 женщин мобилизовали на строительство БЧК (Большого Чуйского канала).
Времена были тяжелыми. Но именно в этот период крепилась дружба двух народов, появились интернациональные семьи. Трудности преодолевать легче вместе, да и глубоких противоречий никогда не было среди простого люда. Детишки — немцы, кыргызы, русские — босиком, в одних трусах бегали по улицам, играли на русских гармошках, немецких губных гармониках и кыргызских комузах "Катюшу". Женщины пекли в тандырах и печах лепешки из муки, смешанной с зеленой травяной массой, варили кукурузу, готовили общий чай. Предприимчивые немцы угощали всех своими кухами и гебеками (немецкими печеными изделиями), а иногда — даже припасенным кофе из цикория и желудей.
После войны было организовано объединенное крестьянское хозяйство — ОКХ "Рот Фронт", в создании и развитии которого большая роль принадлежит Рудольфу Коопу. Много было работы в хозяйстве. А по ночам немцы начали возводить свою "маленькую Германию". Снова построили красивые дома, здания школы, больницы, столовой, клуба, детского сада. Тут была единственная в Киргизии школа с немецкими классами. Раскинул свои ветви огромный плодовый сад. Долгое время садовником работал Генрих Хольцер. Улицы в селе утопали в цветах и зелени и были заасфальтированы. Интересно, что свет на улицах Рот Фронта горел до утра. За это взяли на себя ответственность жители поселка. Они сами ремонтировали дороги и оборудование.
Нужно учесть, что баптисты получали финансовую помощь и духовную поддержку из Америки. Они умели работать на совесть, были религиозны. Вера запрещала пить, делать аборты, изменять супругам, нарушать общественный порядок, воровать, отлынивать от работы. Они соблюдали традиции предков, жили по библейским законам. А главное — никогда не изолировались, жили в согласии и дружбе с окружающими.
С 1994-го по 2005 год председателем был Адам Васильевич Фальк.
Хозяйству принадлежали 650 га пахотной земли, 1 000 га пастбищ и много сельхозтехники. Оно считалось лучшим в республике. Здесь выращивали коров, овец, свиней, лошадей, птиц. Работали мельница, молочный цех, пасека.
У каждого жителя были свои участки, земли. Члены объединения продавали мед, пшеницу, вино, кумыс. Любопытно, что самый вкусный кумыс получался у братьев Адольфа и Рудольфа Кооп. Они пасли свои стада на лугах Суусамыра и изготовили оборудование для механизированного доения лошадей. Их кумыс всегда находил потребителя и в цистернах вывозился даже в столицу.
"Маленькая Германия" процветала благодаря трудолюбию, способностям ее жителей. Но поддержкой, конечно, были кредиты из ФРГ на развитие производства, сельского хозяйства и социальной инфраструктуры.
И все же начиная с середины 70-х прошлого века численность немцев в селе Рот Фронт, да и во всем Кыргызстане стала постепенно уменьшаться.
Германия открыла свободный въезд для этнических немцев.
Ничего необычного нет в том, что многие устремились на землю своих предков. Далеко не все нашли там себя, и многих тянет на свою малую родину. Немцы, выехавшие из Рот Фронта, не продали свои дома. Почти каждое лето они приезжают сюда к родственникам и соседям — немцам, русским и кыргызам, да и сами частенько принимают гостей из Кыргызстана, присылают им посылки, переписываются и перезваниваются. Конечно, тяжело привыкают к новой жизни пожилые.
Они говорят: "В Кыргызстане мы жили беднее. Но жили одной семьей, дружно и в беде, и в радости. И знали, что придешь к соседу, и он всегда поможет и словом, и делом. А здесь мы живем изолированно".



Источник: Фотоматериал экспозиции " Немцы в истории Кыргызстана"