Исторические личности: Токтогул Сатылганов

Токтогул Сатылганов (кирг. Токтогул Сатылганов; 25 октября 1864, кишлак Кушчусу, Кокандское ханство — 17 февраля 1933, с. Сасык-Джийде, Киргизская АССР), киргизский советский народный акын.

Исполнитель на комузе. С 12 лет слагал песни. Был сослан в Сибирь за сочинение сатирических произведений, бежал из ссылки в 1910.

Виртуоз комузист Т. Сатылганов родился в кишлаке Кыша в КетменьТюбинской долине Сусамырской волости Наманганского уезда (ныне Токтогульский район Ошской области) в семье бедняка. Грамоте не обучался. В 12 лет родители вынуждены были отдать его в подпаски к баю. Тесное общение с обездоленными людьми сыграло решающую роль в формировании его характера. Раннему пробуждению поэтического таланта в способном мальчике помогли родители. Отец Сатылган слыл острословом в своем кругу, сочинял и распевал свои песни. Мать — Бурма была остроумной женщиной, знала много народных сказок, легенд, преданий, сама сочиняла кошокн — причитания. Большое влияние на развитие творческих способностей у Токтогула оказали известные в то время певцыимпровизаторы Кетмень-Тюбинской и Таласской долин — Накен, Эсенаман, Чонду, и др., вдохновенные выступления которых приходилось ему слушать. С 13 лет сам стал слагать песни и играть на’комузе. В первых своих песнях «Из-за нищеты» («Жокчулуктун айынан»), «Кабак — мое обиталище» («Жүргөнүм Кабак жер болду») юный акын старается выразить жестокость и бесчеловечность своего хозяина — бая Казанбая, поет о своей бесправной нищенской доле. В 1882 г. Токтогул на поэтическом состязанииайтыше встречаетея с известным придворным певцом Арзыматом и одерживает над ним победу. На этом состязании Токтогул показал себя не только непревзойденным певцом, но и бесстрашным обличителем зла, защитником интересов бедняков. Слава о нем облетела всю Киргизию.

В середине 80-х гг. он создает лирические песни «Насылкан», «Суйумкан», «Алымкан» и др., ставшие классическими образцами киргизской любовной лирики. В своем знаменитом сатирическом произведении «Пять кабанов» («Беш каман»), песнях «Ростовщик Чакырбай», «Арзымату», «Песня, спетая на тризне Дыйканбая», «Муратбек», «Эшенкалпа» и др.,— высмеивает местных угнетате лей. Глубокого философского содержания и жизнеутверждающсго пафоса — его произведения «Наставление», («Насыят»), «Терми», «Назидательные песни» («үлгү ырлар»), «Песни мудрости» («Нуска луу ырлар»), «Не сойди с верного пути» («Туз жолуңдан чыкпагын»), «Насладись жизнью» («гүлдөп ал»), «Что привлекает?» («Эмне кызык?») и др., в которых акын воспевает смысл человеческого существования, его идеалы, нравственную чистоту, созидательпый труд. Вольнолюбивые стихи Токтогула вызывали ярую злобу баев, манапов, мулл, царских чиновников, которые жестоко преследовалн акына. В 1988 г. во время Андижанского восстания царские приспешники сфабрикозали донос об участии в этом восстании акына и в июне месяце арестовали его, а в августе суд приговорил Ток тогула к смертной казни, затем, по «царской милости», смертная казнь была заменена ссылкой на каторжные работы в Сибирь сроком на 7 лет. Прощаясь с родиной, земляками, акын создает свои знаменитые песни «Прощай, мать», «Прощай, мой народ». После трехлетних мытарств Токтогул попадает в Иркутск, оттуда — в Александровский централ, через ворота которого прошли тысячи революционеров со всех концов России.



Пребывание в Сибири, общение с русскими революционерамикаторжниками способствовали расширению политического кругозора, пониманию им того, что труженики всех национальностей едины в своем стремлении сбросить с себя оковы эксплуатации. Ссылка помогла Токтогулу окрепнуть в борьбе, отчетливо осознать свое место в жизни. Там, на каторге, он делает топором из сибирской ели комуз, поет о своей ненависти к манапам и тюремщикам в песнях «Орел, кружащий над горами» («Айланган тоонун Бүркүтү»), «Таков ли твой допрос?» («Ушундайбы сурагың?»), «Ад ская жизнь моя» («Азапка түштү өмүрүм»), «Песня узника», «В неволе», «Во время побега» и др. В этих стихотворениях содержится идея интернационального объединения людей труда.

В 1902 г. при помощи русских друзей Токтогул бежал с каторги и с величайшими трудностями в 1903 г. добрался до родных мест. Народ с огромной радостью встретил своего певца, и с новой силой зазвучали его песни. В это время он создает песни «При встрече с родной землей», «Здравствуй, желанный народ!», «Мама родная, жива ли, здорова?» и др., в которых с глубоким проникновением воплощает радость человека, обретшего вновь родину. В ряде произведений этого периода: «На встрече с акыном Барпы», «В доме мельника Джаналы» и др.,— акын пророчески заявляет, что скоро придет конец царизму и байманапскому владычеству, рассказывает о людях, которые ведут борьбу за счастье трудового народа, призывает соотечественников к дружбе со старшим братом по борьбе — трудящимся России. Злобствующие и ненавидящие акына волостные правители посадили его в Наманганскую тюрьму, однако в защиту народного поэта поднялась вся народная масса Южной Киргизии и Таласской долины, и власти были выпуждены освободить его.

Токтогул первым из народных акынов приветствовал Великую Октябрьскую социалистическую революцию и стал не только глашатаем новой эпохи, но и активным борцом за дело революции. В мто время он создает свое замечательное стихотворение «Какая женщина родила такого сына как Ленин?», которое по праву стоит у колыбели киргизской советской литературы. За годы Советской власти Токтогулом создан ряд песен о Коммунистической партии и Советах, о колхозном строительстве, о преобразованном крае кочевников.

Первые стихотворения поэта на русском языке стали издаваться в середине 30-х гг. Его произведения изданы на всех языках братских республик нашей страны, публиковались за рубежом.

Велико значение творчества Токтогула в истории становления и развития киргизской советской литературы и искусства. Создано немало произведений, отразивших его образ. В 1964 г. широко отмечалось 100-летие со дня рождения великого акына. В 1965 г. учреждена Государственная премия Киргизской ССР в области литературы и искусства им. Токтогула Сатылганова. Имя Токтогула (в 1936 г.) присвоено ордена Трудового Красного Знамени Киргизской государственной филармонии, городу, району, колхозу, улицам, паркам, библиотекам, школам республики, ГЭС и водохранилищу. На родине акына и в центре столицы республики воздвигнуты монументы. Токтогул Сатылганов — выдающийся киргизский акьшдемократ конца XIX и начала XX века, основоположник киргизской советской литературы, учитель целого поколения советских киргизских поэтов.