Саякбай Каралаев в кругу видных деятелей кыргызской литературы

Саякбай Каралаев в кругу видных деятелей кыргызской литературы Фото: 1958 год

Аннотация: Сыдыкбеков Тугельбай, Аалы Токомбаев, Саякбай Каралаев и тд

Историческая справка: Лит-ра кирг. народа, одна из молодых лит-р Сов. Союза. До возникновения письменной лит-ры кирг. народ выражал свои думы, чувства, надежды на лучшую жизнь в устном поэтич. творчестве, передававшемся из поколения в поколение. На протяжении веков у киргизов сложилась богатая традиция устной поэзии, начиная от лирич. жанров и кончая крупными эпич. произведениями; известны пастушеские («Бекбекей») и любовно-лирич. песни («Секетбай», «Кюйгон»), кошок (плачи), пословицы и поговорки, сказки, эпосы («Курманбек», «Кедейхан», «Кожожаш», «Сарынжи-Бокей», «Олджобай и Кишимджан», «Эр-Тештюк», «Жаныл Мырза») и др. Особое место занимает легендарный эпос кирг. народа «Манас», монументальное произв., прославляющее мужество, воинскую честь, любовь к Родине. Наряду с др. жанрами устной поэзии эпос «Манас» заменял кочевому народу и письм. лит-ру, и изобразит. иск-во, и театр. Это было своего рода обобщенное иск-во, содержащее в зачатке все виды иск-ва. Популяризации эпоса способствовали сказители — манасчи, хранившие в памяти более 250 тысяч стихотв. строк. Среди совр. манасчи выделяется Саякбай Каралаев, известный феноменальной памятью и мастерством исполнения. Еще во 2-й пол. 19 в. эпос привлек внимание рус. ученого-тюрколога В. В. Радлова и казах. ученого Ч. Ч. Валиханова, к-рые сделали первые записи нек-рых эпизодов эпопеи. Эпос необычайно популярен среди народа. В фондах отделения обществ. наук АН Кирг. ССР хранятся около 18 значит. его вариантов, в осн. записанных после Октябрьской революции, когда устное нар. творчество стало достоянием науки.

В 1924 в результате нац. гос. размежевания в Средней Азии Киргизия выделилась из состава Туркестанской Сов. республики в самостоятельную автономную область. В том же году возникла первая кирг. газ. «Эркин тоо» («Свободные горы»), на страницах к-рой выступили зачинатели сов. К. л. Стих. молодого поэта Аалы Токомбаева (р. 1904) «Эпоха Октября», помещенное в первом номере газеты, было первым произв. письменной сов. К. л. Вокруг газеты возник лит. кружок молодых поэтов («Красная искра»), к-рые пропагандировали идеи Октябрьской революции. Из этого кружка вышли писатели А. Токомбаев, Дж. Боконбаев, Т. Сыдыкбеков, Дж. Турусбеков, К. Маликов, М. Токобаев, К. Джантошев, К. Баялинов, М. Элебаев. Уже первые стихи кирг. поэтов звали забитых, угнетенных людей на строительство новой жизни. В 20-е гг. кирг. поэзия была еще скована рамками устно-поэтич. традиции. В 30-е гг. активизировалась работа в области перевода. Под влиянием рус. лит-ры начали возникать первые романы, драмы, поэмы. Появилось драматич. произв. М. Токобаева (р. 1905) «Горестная Какей», посвященное прежде забитой и бесправной кирг. женщине. Эта тема особенно остро встала в годы становления Сов. власти в Киргизии. Писатели стремились показать женщине путь к счастью, к раскрепощению, сравнивали ее прошлую тяжелую жизнь с
настоящей. О тяжелой доле женщины до революции повествует и первое прозаич. произв. в К. л. — рассказ «Аджар» (1928) К. Баялинова (р. 1902).
Начало 30-х гг. — второй этап в развитии сов. К. л., ознаменовавшийся расцветом всех жанров и видов лит-ры. Плодотворно работали Дж. Боконбаев, Дж. Турусбеков, М. Элебаев, А. Осмонов, Т. Уметалиев, Т. Сыдыкбеков, К. Джантошев, К. Маликов. В эти годы расцветает творчество ныне нар. поэта Киргизии А. Токомбаева. Выпустив сб-ки стихов «Зеркало женщины» (1929), «Цветы труда» (1932), «Атака» (1932), А. Токомбаев выдвинулся позже и как прозаик, автор рассказов «Акай-охотник» (1940), «Тайна мелодии» (1940), повести «Раненое сердце», в к-рых мастерски нарисовал образы охотника Акая, молодых людей. Характерной особенностью творчества А. Токомбаева этих лет является его агитационность. Среди многообразных тем его поэзии важное место занимает тема труда. В 30-е гг. появились крупные драматич. произв.: «Не смерть, а жизнь» Дж. Турусбекова (1910—44); «Золотая девушка» (1937) Дж. Боконбаева (1910—44), ставшие этапными в развитии кирг. драматургии. Возникают крупные формы реалистич. прозы, романы «Кен-су» (1937), «Темир» (1939—40) Т. Сыдыкбекова (р. 1912); «Каныбек» (1939—1948) К. Джантошева (р. 1904) и др. Поэты продолжают поиски новых выразит. средств, они начинают преодолевать декларативность, излишнюю красивость поэзии первых лет революции. Преобладают стихи высокого гражд. пафоса (сб-ки А. Токомбаева, Дж. Турусбекова, Дж. Боконбаева). Поэты стремятся воплотить черты новой эпохи, динамику революц. событий, усилить боевую действенность своих стихов.
В годы Великой Отечеств. войны писатели помогали фронту и тылу, вдохновляли воинов на патриотич. подвиги. Сов. патриотизмом проникнуты стихотворения Дж. Боконбаева «Прощай, Ала-Тоо, сын твой на битву снарядился»; Э. Элебаева — «Великий марш»; А. Токомбаева — «Благословение», «Мелодия сердца»; К. Маликова — «Клятва бойца». В годы войны развивалась и кирг. проза. В 1948 вышел роман Т. Сыдыкбекова «Люди наших дней» о жизни кирг. аила в дни войны (Гос. премия СССР, 1948). В 1947 опубл. повесть «Счастье» К. Баялинова. В воен. период формируется талант поэта-лирика А. Осмонова (1915—50); появляется сб. стихов Т. Уметалиева (р. 1908) «Победа» (1946), где в простых, задушевных словах говорится о мужестве сов. воинов, о трудных дорогах войны.



Достижения кирг. поэзии послевоен. периода прежде всего характеризуются лирикой А. Осмонова, к-рый выпустил сб-ки стихов «Любовь» (1945), «Новые стихи» (1947), «Моя страна — страна песен» (1947), «Новые стихи» (1949). Стихи Осмонова проникнуты чувством современности, отличаются простотой, доступностью формы. Мужает талант Т. Уметалиева, поэта возвышенных эмоций, сильных чувств, мастера красочных сравнений и метафор. В сб. стихов «Мелодия Родины» (1949) поэт показал сов. человека, его вдохновенный труд. По-прежнему плодотворно развивается творчество А. Токомбаева — автора поэм философ. характера, полных глубоких мыслей и наблюдений. В поэме «Своими глазами» (1952) изображена судьба крестьянина Нурбая, его колебания в период коллективизации, его действенное принятие новой жизни. В поэме А. Токомбаева «Встреча в Китае» (1950) символич. образы нового и старого Китая чередуются с эпич. повествованием о борьбе кит. народа. В К. л. было ощутимо влияние культа личности Сталина. В нек-рых стихотворениях в помпезном духе воспевались отд. личности, их «исключительная» роль в жизни кирг. народа. XX съезд КПСС раскрыл сущность подобных ошибок, указал перспективы их преодоления. Кирг. писатели вместе с писателями др. сов. республик создают реалистич. произведения, многосторонне отражающие жизнь народа.

В послевоен. период проза начинает занимать одно из ведущих мест в К. л. Выходит роман Т. Сыдыкбекова «Дети гор» (1953), появляются произв. Н. Байтемирова «Торжество», «Молодые сердца» (1953), «Последний патрон» (1955); С. Сасыкбаева «Свет под землей» (1958); М. Абдукаримова «Жить хочется» (кн. 1, 1960). В развитии драматургии большую роль сыграли злободневные пьесы Т. Абдумомунова (р. 1922) «Дочь Атабека» (1955), «Узкое ущелье»; драмы К. Маликова (р. 1911) «На высокой земле»; К. Джантошева — «Каныбек» (1939—48). Обе драмы изображают установление Сов. власти в Киргизии. Выделяется творчество прозаика Чингиза Айтматова (р. 1928). Естественность, простота, изящество, поэтичность — достоинства его произведений. Его мастерство ярко проявилось в известной повести «Джамиля» (1958). Франц. писатель Луи Арагон сказал о «Джамиле»: «Для меня это самая прекрасная на свете повесть о любви». Популярны стали и др. повести Айтматова: «Тополек мой в красной косынке» (1961), «Первый учитель», «Материнское поле» (1963). За сб. «Повести гор и степей» (1962) Айтматов удостоен Ленинской премии в 1963. Успешно выступает молодой самобытный поэт С. Эралиев. В поэме «Ак Моор» он рисует широкую картину жизни кирг. народа в прошлом. Своеобразна его поэма «Застенчивые звезды» (1963), посвященная освоению космоса. В ней кирг. традиц. стих уступает новой поэтич. манере. Молодой поэт Б. Сарыногоев творчески осваивает традиции устного нар. творчества. Привлекают внимание стихи С. Жусуева, своеобразная, но еще не окрепшая поэзия Р. Рыскулова, лирич. стихи М. Бупаркиевой и др.

Лит-ведение и лит. критика опираются на принципы марксистско-ленинской теории. В 30-е гг. в критике выступили К. Рахматуллин, О. Джакишев, М. Догдуров и др. Велась борьба с проявлениями националистич. тенденций в К. л., ярым сторонником к-рых был К. Тыныстанов. Успешно выступают критики К. Асаналиев, автор «Очерков киргизской советской прозы» (ч. 1—2, 1957—60), Б. Керимжанова, автор работ по истории К. л., А. Салиев, М. Борбугулов, Дж. Самаганов, Дж. Таштемиров, Ж. Толеев, С. Байходжаев и др. В лит-ведении появляются монографич. работы: Ш. Уметалиева — о творчестве Аалы Токомбаева; К. Асаналиева — о Тугельбае Сыдыкбекове; Б. Керимжановой — о Джоомарте Боконбаеве; Б. Маленова — о Мукае Элебаеве; Дж. Таштемирова — о творчестве Тоголока Молдо, Барпы Алыкулова и др.

Источник: Из архивов школы лицея №6 гуманитарного направления имени С. Каралаева город Балыкчи