Дошкольное образование

Дошкольное образование. Фото: 1956 год

Информационная справка: Одним из тяжелых наследий прошлого была массовая неграмотность. В результате совместных усилий государственных органов и широкой общественности к 1930 году в республике ликвидировали свою неграмотность более 96 тыс. человек.
Особенно остро в Киргизии стоял вопрос о вовлечении в школы девочек. Надо было ломать вековые феодально-родовые пережитки, упорное сопротивление мусульманского духовенства. В результате настойчивой работы партийных и советских организаций, женотделов и учительства к 1927/28 учебному году число девочек в школах по отношению к общему числу учащихся данной национальности достигло: киргизок до 28,5%, уйгурок — 18%, узбечек — 16,2%.
В 1929 году в Киргизии насчитывалось уже 600 школ с 54 тыс. учащихся, 86 % из них обучались в начальных школах.
Выполняя постановление XVI съезда партии и решение ЦК ВКП(б) от 25 июля 1930 года «О всеобщем обязательном обучении» Киргизский обком ВКП(б) и СНК Киргизской АССР 12 августа 1930 года принимают решение о введении всеобщего обязательного начального обучения повсеместно и семилетнего в городах.
Только за первый год введения всеобуча (1930) количество учащихся доходит до 100,5 тыс. человек. Почти половину школьников (47,6%) составляли учащиеся-киргизы. В корне изменился социальный состав учащихся: дети рабочих, батраков и бедняков составляли 60,8%, дети крестьян-середняков, служащих и кустарей — 32,2%, дети зажиточного крестьянства и нетрудовых элементов — 7,0%. Основная масса учащихся принадлежала к тем социальным слоям, которые до Октябрьской революции не имели возможности учиться.
В разгар борьбы за осуществление всеобуча ЦК ВКП(б) 5 сентября 1931 года принял постановление «О начальной и средней школе», послужившее началом коренной перестройки всей учебно-воспитательной работы школ. В результате проведения в жизнь этого постановления в школах Киргизии значительно повышается успеваемость и улучшается дисциплина учащихся.
На основе решений XVII съезда партии IV съезд Советов Киргизии (1934) поставил вопрос о переходе к осуществлению семилетнего всеобуча в сельских местностях республики. Препятствием для решения этой задачи было большое количество карликовых начальных школ. В связи с этим по решению Киргизского обкома ВКП (б) была проведена реорганизация школьной сети. В результате вместо 738 карликовых школ было создано 416 полнокомплектных начальных школ, которые послужили основой для дальнейшего развития сети семилетних и средних школ.
После XVII съезда партии дальнейший размах получает развитие сети педагогических учебных заведений. В 1935 году открывается первый учительский институт во Фрунзе, в 1939 году — в Оше, в 1940 году — в Пржевальске. Значительно расширяется также педагогический институт во Фрунзе, созданный в 1932 году. В 1934 году при нем открылось вечернее, а в 1937 году заочное отделение.
Педагогические учебные заведения сыграли решающую роль в деле подготовки квалифицированных учительских кадров для школ республики. За период 1935—1941 гг. педагогические училища выпустили 1168 учителей, из них киргизов — 443; учительские институты — 608, из них киргизов — 168; педагогический институт — 550 человек, из них киргизов — 33.
Большую помощь оказывало Киргизии Министерство просвещения РСФСР. Из числа выпускников московских, ленинградских и других вузов в Киргизию ежегодно направлялись в этот период сотни учителей.


Продолжалась работа по созданию учебников. За период с 1933 по 1940 год было издано 373 названия учебников тиражом 6 507 тыс. экземпляров. Учебники на родном языке издавались уже и для старших классов средних школ.
Уходила в область преданий вековая культурная отсталость киргизского народа. К концу второй пятилетки ликвидировали свою неграмотность более 600 тысяч человек. Грамотность населения республики достигла 70%.
Все шире в обучение грамоте вовлекались женщины. В 1930 году ликвидировали свою неграмотность 15 920 женщин, в 1931 году — 17 800, а в 1932 году — 23 400 женщин.
1936 год был для Киргизии годом великого исторического значения. VIII чрезвычайный съезд Советов принял новую Конституцию СССР, и Киргизия была провозглашена союзной республикой.
Во второй и третьей пятилетках рост школьной сети и контингентов учащихся происходил все возрастающими темпами. В 1941 году в 1645 школах Киргизии обучалось свыше 329 тыс. учащихся, из них более 162 тыс. киргизов. В республике учился каждый пятый человек.
Армия учителей Киргизии выросла до 11,5 тыс. человек. За высокое качество учебно-воспитательной работы в 1939 году 59 передовых учителей Киргизии были награждены орденами и медалями СССР, 140 учителей получили почетные грамоты и грамоты Президиума Верховного Совета Киргизской ССР.
В 1940 году был осуществлен перевод киргизской письменности с латинской графики на русский алфавит. Это был новый шаг в деле роста культуры киргизского народа и укрепления братского союза с великим русским народом.
В феврале 1941 года киргизский народ отметил 15-летие республики крупными достижениями в области хозяйственного и культурного строительства, наметил задачи дальнейшего движения вперед по пути строительства социализма и развития культурной революции.
Одним из завоеваний культурной революции является создание государственной системы дошкольного воспитания. Первые дошкольные учреждения в Киргизии появились после Великой Октябрьской социалистической революции. 18 сентября 1918 года в г. Караколе (ныне Пржевальск) был организован первый детский сад. Осенью же 1918 года была создана детская площадка в городском дубовом парке Пишпека (ныне Фрунзе), которую посещали первоначально около 200 детей.
15 декабря 1919 года детский сад организуется и в г. Оше для 45 дошкольников — детей бедняков. В том же году Семиреченский облоно издал брошюру «Детский сад и его работа», где давались краткие методические указания об организации работы с детьми дошкольного возраста. В дальнейшем дошкольное дело постепенно развивалось вместе с общим ростом экономики и культуры Киргизстана.
В 1929 году в республике функционировало 25 детских площадок с количеством 1200 детей и 7 детских садов, в которых воспитывалось 350 детей. Кроме того, существовал ряд детских площадок, содержащихся за счет родителей, кооперативов и коммун.
В 1930 году на годичных курсах было подготовлено 30 воспитательниц для дошкольных учреждений. Это была первая группа дошкольных воспитательниц со специальной подготовкой. Среди них было 12 женщин-киргизок.
К концу 1934 года в детских садах воспитывалось 4100 детей, а сезонные детские площадки посещали 21 648 детей. Из года в год росли ассигнования на нужды дошкольного воспитания. К строительству и созданию дошкольных учреждений привлекались средства предприятий, колхозов, совхозов, помощь всей советской общественности.