Дошкольное воспитание. Детский сад

Фрунзе. Дети в детском саду. Фото: 1973 год

Историческая справка: Одним из завоеваний культурной революции является создание государственной системы дошкольного воспитания. Первые дошкольные учреждения в Киргизии появились после Великой Октябрьской социалистической революции. 18 сентября 1918 года в г. Караколе (ныне Пржевальск) был организован первый детский сад. Осенью же 1918 года была создана детская площадка в городском дубовом парке Пишпека (ныне Фрунзе), которую посещали первоначально около 200 детей.

15 декабря 1919 года детский сад организуется и в г. Оше для 45 дошкольников — детей бедняков. В том же году Семиреченский облоно издал брошюру «Детский сад и его работа», где давались краткие методические указания об организации работы с детьми дошкольного возраста. В дальнейшем дошкольное дело постепенно развивалось вместе с общим ростом экономики и культуры Киргизстана.
В 1929 году в республике функционировало 25 детских площадок с количеством 1200 детей и 7 детских садов, в которых воспитывалось 350 детей. Кроме того, существовал ряд детских площадок, содержащихся за счет родителей, кооперативов и коммун.
В 1930 году на годичных курсах было подготовлено 30 воспитательниц для дошкольных учреждений. Это была первая группа дошкольных воспитательниц со специальной подготовкой. Среди них было 12 женщин-киргизок.

К концу 1934 года в детских садах воспитывалось 4100 детей, а сезонные детские площадки посещали 21 648 детей. Из года в год росли ассигнования на нужды дошкольного воспитания. К строительству и созданию дошкольных учреждений привлекались средства предприятий, колхозов, совхозов, помощь всей советской общественности.

В годы Великой Отечественной войны в Киргизию было эвакуировано 24 детских дома и дошкольных учреждения с общим количеством 1572 воспитанника. Это были дети героических защитников Ленинграда, трудящихся Украины и Северного Кавказа.
В настоящее время в 708 дошкольных учреждениях республики воспитывается свыше 68 тыс. детей. В колхозах республики функционирует 77 постоянных и 795 сезонных дошкольных учреждений. Они обслуживают более 44 тыс. детей колхозников. К 1970 году все колхозы республики будут иметь постоянно действующие дошкольные учреждения.

За годы Советской власти в Киргизии подготовлены многочисленные кадры специалистов дошкольного воспитания. Ныне в дошкольных учреждениях работают около 5 тыс. воспитателей и заведующих детскими садами и яслями. При Киргизском научно-исследовательском институте педагогики и институте усовершенствования учителей созданы сектор и кабинет дошкольных учреждений, которые осуществляют методическое руководство работой дошкольных учреждений республики.



Информационная справка: Детский сад – образовательное учреждение для детей дошкольного возраста (как правило, от 3 до 7 лет), один из видов детского дошкольного учреждения.
Система детских садов предназначена как для первоначальной социализации детей, обучения их навыкам общения со сверстниками, так и для массового, общедоступного решения проблемы занятости их родителей (для чего время работы детского сада в большинстве случаев совпадает с типовым рабочим графиком большинства профессий: с 8 до 18 часов пять раз в неделю). В системе детских садов осуществляется также минимальная подготовка детей к обучению в школе – на уровне первичных навыков чтения, письма и счета.
Дошкольное образование – обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка дошкольного возраста от 2 до 7 лет.
Дошкольное образование осуществляется, как правило, в учреждениях дошкольного образования, учреждениях общего образования (предшкола), учреждениях дополнительного образования детей (центры и объединения раннего развития ребенка), но может осуществляться и дома в семье.
Классификация детских садов:
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлением, например: физического, интеллектуального, художественно-эстетического воспитания;
центр развития ребенка – детский сад;
детский сад комбинированного вида;
детский сад компенсирующего вида.
Существует другая классификация, в которой детские сады делятся на группы: муниципальные, ведомственные. В зависимости от вида детского сада будет варьироваться и программа обучения, и количество детей в группе, и качество питания и игрушек, и даже, во многом, психологическая атмосфера.

Из семейного фотоархива: А.И Марусича