Почтовая связь. Почтовая посылка

Почтовая посылка. Фото: 1960-е

Информационная справка: За 1960—70 была проделана значительная работа по укреплению материально-технич. базы почтовой связи. В 1961 организован и начал функционировать четвёртый в Сов. Союзе прижелезнодорожный почтамт. В конце 60-х гг. впервые в республике начали печататься с матриц и экспедироваться прижелезнодорожным почтамтом центр. газеты «Правда», «Известия», «Сельская жизнь». С 1979 с вводом фототелеграфной аппаратуры «Газета—2» во Фрунзе стало возможным осуществлять приём семи центральных газет, что значительно ускорило их доставку подписчикам. Механизируются производственные процессы па предприятиях почтовой связи, в первую очередь узловых, через к-рые проходят основные потоки корреспонденции и печати. На предприятиях и в отделениях связи насчитывается более 2 500 машин и механизмов; 1291 доставочный участок переведён на моторизованный способ доставки почты. Для ускорения доставки почтовой корреспонденции и печати широко используется автомобильный и авиационный транспорт. Протяжённость почтовых автотрактов составляет ок. 24 650 км. Авиапочтой обслуживаются все областные центры и многие р-ны республики, перевозка почты авиацией превысила 3 тыс. г. Значительно увеличился объём работы почтовой связи. Количество обработанной письменной корреспонденции в 1979 достигло 312,5 млн. экземпляров, посылок — 14,3 млн. штук; разовый тираж газет и журналов составил на 1 янв. 1980 3724,7 млн. экземпляров. На 1000 чел. населения приходится 1150 экземпляров газет и журналов. В республике имеется 444 магазина и киоска Союзпечати.

Историческая справка: Услуги почты в Советское время были недорогими. Народ активно писал друг другу письма, посылал открытки и посылки. Все, что необходимо было доставить на дальние расстояния, отправлялось посылками. Стоимость пересылки определялась по весу и расстоянию и была небольшой в любую точку Советского союза.
Поэтому носильные и мягкие вещи отправляли в мягких посылках. Вещи клали в мешок , утрамбовывали и зашивали. Сверху должна была быть светлая плотная ткань. То есть либо посылку отправляли в специальном белом мешке, либо шили такой мешок из подобной ткани. Иногда это были просто плотные наволочки.
Прямо на ткани нужно было написать адрес. Адрес писали специальным химическим карандашом. Карандаш хорошенько слюнявился, и писался адрес. Химический карандаш не стирался ни чем.
На почте при приеме посылки, на нее ставили много коричневых сургучных печатей. Если приходилось получать такую посылку, нужно было еще потрудиться, чтобы открыть ее. Народ в СССР был экономный, поэтому нужно было открыть посылку так, чтобы мешок не испортить, чтобы его можно было бы использовать еще раз. Поэтому мешок не разрезали, а старались отколупать все сургучные печати и аккуратно распороть мешок, чтобы достать содержимое. Все остальные вещи отправляли в твердых посылках. Твердыми были посылки в ящичках.
Посылочные ящики были из фанеры, обколоченной деревянными штапиками. Крышку приколачивали гвоздиками. На фанерке, являющейся лицевой стороной писали адрес, также химическим карандашом.
Все ящики и посылочные мешки использовались многократно. Размер посылок был так же разнообразен, от совсем небольших, чуть больше бандеролей, до просто огромных ящиков и мешков.
Помню, что на пенсии мой дед занимался тем, что колотил посылочные ящики, и продавал их на почту. Иногда почтовое отделение делало деду специальные заказы на ящики, указывая определенные размеры и необходимое количество.
Если в военное время посылки шли на фронт, то в советские времена чего только не посылали люди друг другу. Посылки отправляли родственникам, друзьям и знакомым в разные части Советского союза. Потоком посылки шли в армию и из армии. Не обходились без посылок и места лишения свободы.
С южных частей Советского союза в северные части шли банки с вареньями и заготовками. В южных частях СССР люди жили своими хозяйствами, и проблем с продуктами не было. Обратно же шли банки с консервами и дефицитным товаром, так как в северных районах было лучше снабжение.



Из семейного фотоархива: А.И Марусича