Быт населения: Семья киргиза возвращается с бараном из гор домо

Каракол. Семья киргиза возвращается с бараном из гор домой. Фото:1920-е

Фотография: Иван Панов

Информационная справка: Семейные отношения. Семейно-брачные отношения у киргизов в прошлом находились в тесной зависимости от патриархально-феодальных отношений. Господствующей формой семьи была индивидуальная (малая) семья. Однако она еще сохраняла многие черты своей предшественницы — патриархальной семьи и не являлась единственной формой семьи.
Имеются достоверные сведения о том, что в XIX в. наряду с малой семьей у киргизов еще продолжало существовать значительное количество-неразделенных больших семей, внешне обладавших многими признаками патриархальных семейных общин, процесс распада которых начался уже давно. Они состояли из родственников трех поколений и более, живших общим домохозяйством; количество членов в таких семьях доходило до-нескольких десятков человек. Скот считался общесемейным достоянием,. запасы пищи, так же как и питание, были общими.
Сохранение этой формы большой семьи было связано с ростом имущественного неравенства. Развитие семейной собственности, ее накопление требовали пополнения крупного хозяйства рабочей силой. Наем рабочей силы в условиях господства натурального хозяйства, конечно, не мог получить какого-либо распространения. Не могло в полной мере удовлетворить потребности в рабочей силе и существовавшее еще в первой половине XIX в. патриархальное рабство. Естественно, что в этих условиях большое значение в крупных хозяйствах приобретала семейная кооперация. Не случайно, а вполне закономерно, что в экономическом отношении большие неразделенные семьи были обычно довольно состоятельными.



Историческая справка:При значительном ассортименте национальных блюд и кушаний питание основной массы населения отличалось крайней скудностью и однообразием. Обычно бедняки и малосостоятельные середняки в течение круглого года питались жидкой пищей. Максым — это питье из толокна или дробленого ячменя: в отвар клали немного муки. Джарму варили из подсушенного на огне ячменя (или пшеницы), зерна которого размельчали в деревянной ступе и опускали в кипящую воду. В отвар, после того как он остынет, добавляли солод или старую джарму и муку. Джарму употребляли холодную, в кислом виде. Кроме того, были распространены талкан — толокно из поджаренного и измельченного ячменя, пшеницы или кукурузы (его распускали в молоке, простокваше или воде), жидкий суп из пшена, который заправляли молоком или айраном (реже варили с мясом), и ботко —просяная каша.
Не все бедняки имели возможность питаться ежедневно обычной пищей кочевника — слегка разбавленным водой кислым молоком. Одно из любимых блюд скотоводов — кумыс — подвергшееся брожению кобылье молоко, так же как и мясо, бедняк употреблял изредка, да и то большей частью получал его с байского стола как подачку или как угощение во время устраивавшихся баями и манапами торжеств. Чай, не говоря уже о сахаре, был почти недоступен бедняку, даже хлеб в виде лепешек не был его повседневной пищей.