Пишпек. Починщики разбитой посуды.

Пишпек. Починщики разбитой посуды. Фото:1900-е

Аннотация: Дунгане починщики разбитой посуды у дома городского старосты Ильи Федоровича Терентьева. Север -улица Абдымамунова и бульвара Дзержинского

Информационная справка: Промыслы и ремесла дунган-переселенцев."Из промыслов наибольшее значение в хозяйстве среднеазиатских дунган играл извоз - чэху. С ним связаны десятки семей в городах и в сельских поселениях Семиреченской области. Этот вид промысла был обусловлен основными занятиями дунганского населения в области сельскохозяйственного производства, а также расширяющейся торговлей. По словам бывших извозчиков из Милянфана, Александровки и Токмака, извозный промысел у дунган имел сезонный характер.

Им занимались главным образом осенью, зимой и весной, то есть после завершения сельскохозяйственных работ. Промысловики-извозчики объединялись в группу и перевозили продукты сельского хозяйства из Пишпека, Токмака и Александровки в города Аулие-Ата (ныне Джамбул), Ташкент, Верный (ныне Алма-Ата), Джархент (ныне Панфилов), а также за пределы области, в города северней части провинции Синьцзян. Из Ташкента они привозили российские изделия: различную мануфактуру н сельскохозяйственные орудия.

Дунганские промысловики-извозчики тратили на рейс из Пишпека в Ташкент и обратно один месяц.

В Пишпекском, да, видимо, и в других уездах существовали две группы или партии дунганских промысловиков-извозчиков. Одна группа была самостоятельной, или свободной, а другая - зависимой, или наемной. Промысловики первой имели собственную телегу и лошадей, а извозчики второй - получали все это у хозяина. Между группами часто происходили столкновения из-за подрядов на перевоз груза."
Данный промысел актуален и в ХХ и в ХХI веке. Очень много дунган занимается частным извозом в гг.Астана, Алматы, Тараз (Казахстан), гг.Бишкек, Токмак, Кара-кол(Кыргызстан)

2."Также был широко распространен у дунган Семиреченской области промысел по изготовлению камышовых циновок - щибазы. Таких промысловиков дунгане называют да щибазыди жен, что значит «мастер по производству циновок».



Этот промысел также имел сезонный характер. Промысловики изготовляли камышовые циновки осенью, зимой и ранней весной. Материалом для них служил местный камыш. Мастера осенью заготавливали камыш, а в период изготовления очищали от листьев и специальным деревянным брусом-давителем - ня визы бан - прессовали их. А потом плели циновки - да щибазы - разных размеров.

Камышовые циновки имели широкое применение как в хозяйстве, так и в быту дунган. Они употреблялись для хранения зерна, для перекрытия потолков при строительстве жилья, в быту использовались самые лучшие камышовые циновки для покрытия капа.

В Семиречье, по данным информаторов из селений Милянфан, Хунчи, Александровка, Щертюбе, были промысловики, которые изготовляли циновки по заказу, а на пишпекском и токмакском базарах были специально отведены места для продажи камышовых циновок.

Широкое распространение получило у среднеазиатских дунган ремесло варжён - мастера по починке посуды. Почти в каждом селе и городских кварталах можно было встретить десятки дунганских варщён. У каждого из них имелись лучковая дрель в виде стержня с алмазом - жингонзуан и лучок-дуга с шелковой нитью - гунгунзы ля, щян, специальные бечевки для соединения и закрепления разбитой посуды - жошын, скобы - базы, молоточки различных размеров - футузы, специальные щипцы-кусачки для изготовления скрепляющих скобок - чянчян-зы и др.

Процесс починки в основном таков. Собирали кусочки разбитой посуды, закрепляли в собранном виде жошын, потом сверлили отверстия-выемки. В них вставляли скобы и закрепляли ими части посуды. Во время нашей экспедиции в 1967 г. на юге Киргизии мы встретили нескольких потомственных варщен."

* - в кавычках использован материал из книги М.Я.Сушанло "Дунгане"

Источник: Центральный государственный архив кинофонофотодокументов (ЦГА КФФД)