Каракольские дунгане

Каракольские дунгане. Фото: 1930-е года

Аннотация: В 1877-78 гг. к русским, украинским и отчасти белорусским переселенцам добавились дунгане -беженцы из Восточного Туркестана, участники разгромленного антицинского крестьянского восстания. Более 100 дунганских семей обосновались на землях в районе села Мариинское (Ырдык) и в Караколе.

Информационная справка: Дунгане (самоназвания - лохуэй, хуэй) - народность общей численностью 70 тыс. чел. Основные страны расселения: Киргизия - 37 тыс. чел., Казахстан - 30 тыс. чел., Узбекистан – 1,1 тыс. чел. Другие страны расселения: Российской Федерации - 1 тыс. чел. Язык - дунганский. Религиозная принадлежность верующих: мусульмане-сунниты.

Дунгане - потомки хуэй, переселившихся в Казахстан и Среднюю Азию в конце 70-х - начале 80-х годов XIX века из китайских провинций Шэньси, Ганьсу и Синьцзян, спасаясь от преследований маньчжуро-китайских властей после подавления освободительного восстания 1862-77. На новых землях Дунгане поселились компактными группами по земляческому принципу.

Историческая справка: В конце 70— начале 80-х гг. 19 в. в Чуйскую долину из Китая переселились беженцы — дунгане, принявшие русское подданство. Их поселения возникли вблизи Ппшпека (Дунганская слобода) и к западу от него (с. Александровка) и др. Киргизы, составлявшие в 1913 до 70% населения Пишпекского уезда, оседлых поселений (кроме Таш-Тёбё и Чала-Казак) не имели, вели кочевой образ жизни.

"Из промыслов наибольшее значение в хозяйстве среднеазиатских дунган играл извоз - чэху. С ним связаны десятки семей в городах и в сельских поселениях Семиреченской области. Этот вид промысла был обусловлен основными занятиями дунганского населения в области сельскохозяйственного производства, а также расширяющейся торговлей. По словам бывших извозчиков из Милянфана, Александровки и Токмака, извозный промысел у дунган имел сезонный характер.

Им занимались главным образом осенью, зимой и весной, то есть после завершения сельскохозяйственных работ. Промысловики-извозчики объединялись в группу и перевозили продукты сельского хозяйства из Пишпека, Токмака и Александровки в города Аулие-Ата (ныне Джамбул), Ташкент, Верный (ныне Алма-Ата), Джархент (ныне Панфилов), а также за пределы области, в города северней части провинции Синьцзян. Из Ташкента они привозили российские изделия: различную мануфактуру н сельскохозяйственные орудия.



Дунганские промысловики-извозчики тратили на рейс из Пишпека в Ташкент и обратно один месяц.

В Пишпекском, да, видимо, и в других уездах существовали две группы или партии дунганских промысловиков-извозчиков. Одна группа была самостоятельной, или свободной, а другая - зависимой, или наемной. Промысловики первой имели собственную телегу и лошадей, а извозчики второй - получали все это у хозяина. Между группами часто происходили столкновения из-за подрядов на перевоз груза."

Данный промысел актуален и в ХХ и в ХХI веке. Очень много дунган занимается частным извозом в гг.Астана, Алматы, Тараз (Казахстан), гг.Бишкек, Токмак, Кара-кол(Кыргызстан).

"Также был широко распространен у дунган Семиреченской области промысел по изготовлению камышовых циновок - щибазы. Таких промысловиков дунгане называют да щибазыди жен, что значит «мастер по производству циновок».

Этот промысел также имел сезонный характер. Промысловики изготовляли камышовые циновки осенью, зимой и ранней весной. Материалом для них служил местный камыш. Мастера осенью заготавливали камыш, а в период изготовления очищали от листьев и специальным деревянным брусом-давителем - ня визы бан - прессовали их. А потом плели циновки - да щибазы - разных размеров.

"В хозяйстве среднеазиатских дунган имелось немало предприятий полукустарного типа: маслобойки - юфон, рисорушки - пянфон, паточные предприятия - тонфон, уксусные - цуфон и крахмальные - фынфон.